Экономическая оценка современного состояния конкуренции
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции: принято конкурентное законодательство; осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии; проведена приватизация; снижено административное давление. Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается. Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004-2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании. Происходит сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низко концентрированных - растет. Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию предприятия (особенно те, которые уже давно существуют на рынке) активно инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.
В тоже время существуют и негативные тенденции: . Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции. . Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний - от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным). . Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются. . Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности анти конкурентного влияния на рынки. Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства.
В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти. Федеральная антимонопольная служба считает, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства. Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций связаны с передачей им некоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Гос.корпорации обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках. Федеральная антимонопольная служба считает целесообразным следующее: усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями; возвращение властных функций от всех созданных гос. корпораций государству; расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний; введение моратория на создание новых государственных корпораций; исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки гос. корпораций.
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.). Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машино-технического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок. Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия). По мере восстановления собственного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров, и увеличиваться доля инвестиционных товаров - машин и оборудования. Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала. [18]
Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели понятие конкуренции, ее роль в экономике и современном хозяйственном механизме. Так же охарактеризовали теоретические аспекты конкуренции, ознакомились с типами рыночных структур, рассмотрели виды конкуренции, узнали о антимонопольной политике, дали экономическую оценку современного состояния конкуренции.
Таким образов можно сделать вывод, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы, которые были перечислены выше. Хотя в целом, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. Конкуренция выступает не только как непримиримое соперничество за право лидерства на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
Список литературы
1) Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Конкурентная политика: состав, структура, система // Современная конкуренция 2010 №1 (19) С. 5-18 ) Бедрина Е.Б., Козлова О.А. и др. Введение в экономическую теорию. / Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 210 с. ) Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. / М.: Юрайт, 2005. - 400 с. ) Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. Общая редакция В.М. Гальперина. / СПб.: Экономическая школа. 2006. Т. 1. 352 с. ) Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. и др. Экономическая теория. Ч. 1. Введение в экономику. Микроэкономика / Тамбов.: ТГТУ, 2009. - 232 с. ) Круглова Н.Ю. Основы бизнеса. Учебник / М.: «РДЛ», 2005. - 560 с. ) Кулешова А.Б. Шпаргалка по конкуренции: учеб. пособие / М.: ТК Велби, 2004. - 32 с. ) Кудров В.М Национальная экономика России: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2007. - 526 с. ) Роберт С. Пиндайк, Дэниел Л. Рубинфельд Микроэкономика. / М.: Дело, 2001. - 808 с. ) Рубин Ю.Б. Теория и практика конкуренции. Учебник для студентов 3 курса экономических специальностей. / М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 428 с. ) Стиглер Дж. Экономическая теория информации // Вехи экономической мысли. Т. 2. Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 507-529. ) Сидорович А.В (руководитель авторского коллектива), Битюкова В.Р, Борисова С.Г. и др. Основы национальной экономики: учеб. пособие - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. - XIV, 530 с. - (Учебник МГУ имени М.В. Ломоносова). ) Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. 5-е изд., / Киров: «АСА», 2006. - 832 с. ) Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: Теис, 2010. 4-е изд. ) Шаститко А.Е. Конкуренция и антимонопольная политика в неоавстрийской теории // Экономическая политика. 2008 №2 С. 107-126 теории // Экономическая политика. 2008 №2 С. 107-126
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|