Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Растительность западной части иудинской предгорной луговой степи

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

студента группы Г-21

Тахтобина Константина Анатольевича

Научный руководитель:

кбн доцент

Волкова Анастасия Ивановна

 

Абакан 2010

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........

Глава 1 Специфика организации луговой растительности..............

1.1 Общая характеристика луговых степей………………

1.2 История изучения луговых степей Хакасии…………….

1.3 Влияние антропогенных факторов на луговую

растительность Хакасии............................................................................

Глава 2 Объект и методы исследования...............................................................

2.1 Объект исследования..............................................................................

2.2 Методы исследования.............................................................................

Глава 3 Физико-географическая характеристика объекта..................................

Глава 4 Результаты исследования.........................................................................

4.1 Сбор материала.......................................................................................

4.2 Изучение и анализ собранного материала...........................................

Выводы………………………………………………………………………........

Список использованной литературы……………………………………............


Введение

Рассматривая растительный покров - мы можем сказать, что это динамично изменяющаяся система. Изменения происходят под воздействием различных сил, как природного, так и антропогенного происхождения. Эти силы можно наблюдать в виде пожаров, наводнений, выпас скота, окультуривание территорий. Последствием такого воздействия может быть исчезновение видов растений, смена состава растительности или даже смена типа растительности.

Растительность также является индикатором происходящих в экосистеме процессов. Изучая растительность мы можем получить информацию о характере территории, о процессах там происходящих и о различных нарушениях.

Присутствие растений индикаторов, предпочитающих определенный режим увлажнения, богатство почвы или иными химическими элементами и т.д. может говорить о наличии соответствующих условий. Об определенных условиях места обитания может говорить и отсутствие некоторых видов растений.

Луговая степь - тип степной растительности, переходной к луговой, развивающейся в условиях достаточного увлажнения. Для луговой степи характерно сплошное или почти сплошное задернение почвы, наличие наряду с ксерофильными степными злаками значительного количества разнотравья.

Луговая степь - переходное звено между лесостепью и степью или составная часть лесостепного ландшафта. Благодаря достаточному увлажнению растительность полностью покрывает черноземные почвы и состоит из смеси лугового разнотравья и корневищных северо-степных злаков. Разные долготные зоны различаются как по составу растительности, так и по фауне.

Объектом исследования является растительность западной части Иудинской предгорной луговой степи.

Предмет исследования является видовое разнообразие и структура растительности западной части Иудинской предгорной луговой степи.

Цель данного исследования охарактеризовать видовой состав и стркутуру растительности западной части Иудинской предгорной луговой степи.

Для выполнения данной исследовательской работы необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить литературу по растительности луговых степе, их видовом разнообразии, структуре, использовании и современном состоянии

2. Освоить методику геоботанических исследований

3. Охарактеризовать видовой состав

4. оценить возможность применения исследуемых степей в сельском хозяйстве.

Новизна исследования заключается в том, что объект мало исследован.

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время в Республике Хакасия происходит возрождение сельского хозяйства и эта работа поможет в исследовании новых земель, их применимости в сельском хозяйстве.

Результаты научно исследовательской работы могут быть применены в сельском хозяйстве.


Глава 3 Физико-географическое характеристика объекта исследования

 

Территория исследования находится в южной части Бейского района Республики Хакасия. Бейский Район расположен в юго-восточной части Республики Хакасия, на междуречье Абакана и Енисей. Общая площадь района 400 тыс. га. По природным условиям район делится на две части: северная степная (Койбальская степь) представляет собой часть Минусинской котловины с низкогорным, холмисто-сопочным рельефом с высотами 400—700 м. Южная горно-лесная часть района охватывает Джойский и частично Джебашский хребты Западного Саяна.

Климат степной части района резко континентальный. По сред­ним многолетним данным годовое количество осадков равно 382 мм, с колебаниями от 339 до 602 мм. Большая часть осадков (85—95%) выпадает в теплый период с апреля по октябрь. Максимум осадков приходится на июль — август. Климат района благоприятен дли сельскохозяйственного производства. В отдельные годы недостаточ­ное количество осадков вызывает необходимость искусственного орошения. В последнее время в связи с близостью Красноярского водохранилища наблюдается смягчение климата.

В почвенном покрове степной части района наибольшие площади занимают черноземы и среди них обыкновенные черноземы В южной части района, и поясе хвойной тайги, громадную площадь (33% от общей площади района) занимают горные дерново-подзолистые почвы.

Пестроту и сложность природных условий (рельеф, климат и почвы) района отражает растительный покров. Степи занимают площадь 68 тыс. га (27% от всех колхозно-совхозных земель), луга 24,5 тыс. га (9,5%), леса и кустарники 26 тыс. га (10%), болота 547 га (0,2%), залежи 19 тыс. га (7,5%), сформированная расти­тельность (солончаки, бурьян, заросли пикульника и др.) 2,8 тыс. га (1%).

Объект исследования находиться в пойме реки Абакан, которая влияет на её гидрологические характеристики.

Гидрология в Бейском районе представлена реками Абакан и Енисей и их речными системами, которые в значительной части влияют на климат и на состав почвы в поймах этих рек. А так как объект исследования находиться в пойме реки Абакан, то микроклимат объекта будет более увлажненный чем в других более отдаленных местах. Чем и объясняется луговой характер степи.

 

 

Обзор литературы

Одна из достаточно распространённых тем по ботанике – составление флоры района работы. Флора – это список видоврастений какой-либо территории. Обычно при работе со школьниками имеется в виду список видов сосудистых растений (то есть, плауновидных, хвощевидных, папоротникообразных, голосеменных и цветковых), так как работа с водорослями, лишайниками и мхами требует особых, углубленных, знаний и навыков.

Надо заметить, что данная работа хотя и кажется простой на первый взгляд – на самом деле достаточно трудоемка, т.е. серьёзна в научном отношении и кропотлива в исполнении (часто ещё и длительна). В то же время, она требует минимума оборудования и навыков (кроме процедуры определения видов).

Для полевой части работы потребуется карта местности и полевой дневник, для лабораторной - определитель растений, мощная лупа или (лучше) бинокуляр.

Выполнение данной работы в рамках серии учебно-исследовательских заданий.

Удобно совместить с работой по составлению гербария (задание №1, летний сезон) и проведением геоботанических описаний при изучении вертикальной структуры леса. В этих случаях потребуется ещё и соответствующее оборудование для этих видов работы.

Растительный покров в широком смысле растительность Земли важнейшая составляющая биосферы исходная основа питания всего живого и поставщик кислорода воздуха в результате фотосинтеза. Под растительным покровом понимают количество растений, густоту и закономерности его распределения.

Растительный покров любого региона складывается из растительных сообществ (фитоценозов), распределяющихся в строгой географической закономерности в зависимости от количества тепла и влаги, что дает основу зонального широтного, долготного и высотного распределения определенных видов растений и формирования характерных типов сообществ (тундра, тайга, степь,саванна и др.). Немалую роль играет микрорельеф, формируя комплексы растительного покрова, например, верхнюю часть бугра пучения в лесотундре занимают растения сухих местообитаний кустарнички, лишайники и др., а у переувлажненного подножия бугра влаголюбивые осоки, пушицы, сфагновый мох и др. (http://www.igras.ru/index.php?r=68&id=1711)

Флора (новолат. flora, от лат. Flora – богиня цветов и весны), исторически сложившаяся совокупность видов растений, приуроченная к определенному географическому пространству, связанная с его современными природными условиями, геологическим прошлым и находящаяся в более или менее устойчивых отношениях с Ф. других, в частности смежных, частей земной поверхности. Понятие "флора" охватывает все растения определённой территории, но на практике оно часто распространяется только на семенные и папоротникообразные растения изучаемой области; совокупности видов низших и др. высших растений обычно определяются соответствующими эпитетами (например, " флора споровых растений", " флора водорослей", или "альгофлора", " флора мхов", или "бриофлора", и т.д.). Заносные, натурализовавшиеся растения (в частности, сорняки) рассматриваются в составе флоры как её естественное звено.

Объём материала, охватываемого при изучении флоры, до некоторой степени произвольный, т.к. зависит от избранного для изучения пространства. Так, объектом изучения и описания может быть флора государства (например, флора СССР) или отдельные части его (например, флора Ленинградской обл.), территории, самобытной в естественно-историческом отношении (например, флора Кавказа, флора Средней России), ботанико-географической области (например, флора Маньчжурии, флора Арктики), части суши, более или менее отграниченной естественными рубежами (флора острова Исландия, флора полуострова Камчатка и т.п.).

Основой познания каждой флоры служит выявление её видового и родового состава – т. к. инвентаризация флоры, опираясь на результаты которой, проводят анализ флоры. Все виды её подразделяются по определенным признакам на элементы флоры. В частности, географические элементы объединяют виды, сходные по своему географическому распространению, генетические элементы – близкие по географическому происхождению и истории расселения. В ходе ботанико-географического (географического и генетического) анализа устанавливаются связи изучаемой флоры с др. флорой. Эколого-фитоценологический анализ разграничивает элементы флоры по их связи с экологическими условиями среды, с различными типами растительности. Возрастной анализ флоры позволяет разграничить её прогрессивные (молодые по времени становления, по времени расселения), консервативные и реликтовые элементы. Последние (реликты) рассматриваются как пережитки прошлых состояний растительного покрова. При наличии палеоботанических данных устанавливается возраст отдельных элементов флоры и время вхождения их в состав изучаемой флоры

Одна из важнейших черт каждой флоры – её систематическая структура, т. е. объединение в составе флоры представителей различных систематических групп, при определенных количественных соотношениях между ними, характерных для разных ботанико-географических областей. Изменение этих соотношений в пространстве – один из важнейших моментов сравнительной характеристики флоры. Богатство флоры в первом приближении определяется по данным её инвентаризации. Однако зависимость числа видов и родов флоры от размеров занимаемой каждой флоры территории затрудняет сравнительную оценку богатства флоры. Приходится создавать приёмы сравнительного изучения флоры, обеспечивающие сравнимость сопоставляемых данных – примерную равноценность количественных показателей, характеризующих разные флоры. Лучшие возможности для сравнительного определения богатства флоры даёт метод изучения конкретных флор. Конкретная флора, элементарная флора, совокупность видов растений, приуроченная к ограниченной (примерно от 100 до 1000 км2) части земной поверхности и целостная в генетическом отношении. Распределение видов конкретной флоры в пределах занимаемого ею участка зависит от их связей с условиями местообитания. Изучение конкретной флоры — удобный метод сравнительной флористики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...