Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень тем для выполнения индивидуальных контрольных заданий

ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Пояснительная записка

Цель: индивидуальное задание прилагается с целью формирования у студентов навыков и умений прорабатывать темы курса самостоятельно. Применять дополнительный материал и инновационные технологии (Интернет-ресурсы) для углубления знаний курса.

Индивидуальное задание дается каждому студенту отдельно на первых занятиях курса. Контроль за выполнением индивидуальных заданий осуществляется с окончанием аудиторных занятий курса.

Выполненные индивидуальные задания должны быть сданы преподавателю не позднее, чем за неделю до зачета.

Индивидуальные задания оцениваются по шкале ВНШ и учитываются как итоговые.

Объем индивидуального задания каждого студента определяется избранной темой во время индивидуальных консультационных занятий преподавателем.

 

Контроль знаний к 1-му содержательному модулю (ЭТИКА)

Уровня

1 уровень: теоретико-репродуктивный:

Вопросы к самостоятельному контролю

1. Этика как философская теория морали.

2. Сравнительный анализ понятий: «мораль», «нравственность», «этика», «этикет».

3. Регулятивная функция морали. Особенности моральной нормы.

4. Сравнительный анализ моральной и правовой нормы.

5. Этические категории: проблемы их определений и использования.

6. Диалектика добра и зла в мире людей.

7. Проблема познания категорий добра и зла в детском возрасте.

8. Категории долга и совести в этике.

9. Категория моральной свободы. Понятия «позитивной» и «негативной» свободы.

10. Категория справедливости в этике.

11. Проблема познания категории справедливости и несправедливости в детском возрасте.

12. Проблема познания категорий равенства и неравенства в детском возрасте.

13. Подростковый «моральный бунт»: анализ проблемы.

14. Проблема происхождения морали: система научных подходов.

15. Мораль первобытного общества.

16. Особенности моральных противоречий в системе рабовладельческого общества.

17. Специфика «сословной мозаики» феодального общества.

18. Особенности и противоречия буржуазной морали.

19. Критерии и тенденции морального прогресса. НТП и моральный прогресс.

20. Проблема классификации этических теорий.

21. Античная этика: школы, направления.

22. Средневековая христианская этика.

23. Этика долга И.Канта.

24. Этика «разумного эгоизма».

25. Этический утилитаризм.

26. Классовая этика в теории марксизма-ленинизма.

27. Психоанализ и этика.

28. Этические концепции «философии жизни» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше) периода европейского Декаданса.

29. Этические концепции Л.Толстого и Ф.Достоевского.

30. Этический экзистенциализм ХХ века.

31. Понятие «моральной культуры». Структура морального сознания. Проблема морального выбора.

32. Моральные типы личности.

33. Система моральных качеств человека.

34. Категории судьбы и смысла жизни в этике.

 

2 уровень: практически-репродуктивный

Выполнение тестовых заданий:

Вариант 1.

1. Какая функция морали отражена в следующей дефиниции: «Мораль – это одно из главных средств нормативной регуляции деятельности личности в обществе»

а) воспитательная, б) аналитическая, в) коммуникационная, г) нормативная, д) прогностическая

2.? – сочувствующая и деятельная любовь, которая находит свое проявление в готовности помагать каждому, кто нуждается в помощи, и распространяется на всех людей, без деления на «своих» и «чужих»

а) филантропия, б) милосердие, в) меценатство, г) эвдемонизм

 

Вариант 2.

1. Среди перечисленных норм выделить нормы-запреты:

а) не делай зла, б) уважай старших, в) относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе, г) береги честь и достоинство

2. Формула социального поведения, признанная большинством как надлежащий образец и призвання служить упорядочению межчеловеческих отношений, повышению степени цивилизованности общественной жизни и деятельности, определению границ соціокультурного пространства, внутри котрого люди могли бы вести практическую и духовную жизни цивилизованных субъектов

а) моральный идеал, б) моральная норма, в) моральная оценка, г) моральные ценности

 

Вариант 3.

1. Назовите неприязненно-враждебное чувство относительно успехов другого человека

а) предательство, б) зависть, в) месть, г) стыд, д) отчуждение

2. Как еще называется в этике «позитивная» свобода?

а) «свобода над...», б) «свобода от...», в) «свобода для...»

 

Вариант 4.

1. Кто из перечисленных философов является представителем концепции этического утилитаризма»:

а) И.Кант, б) Дж.Милль, в) Сократ, г) Ф.Ницше

2. Какие из нижеперечисленных функций не отвечают сущности морали:

а) коммуникативная, б) регулятивная, в) ориентирующая, г) познавательная, д) развлекательная, ж) воспитательная, з) компенсаторная

 

Вариант 5.

1.Кто из философов считал, что благо есть знание

а) Христос, б) Сократ, в) З.Фрейд, г) Сартр, д) Фома Аквинский

2. Назовите представителей этической мысли эпохи европейского Возрождения

а) Аврелий Августин, б) Эпикур, в) Н.Кузанский, г) Ф.Петрарка, д) Р. Декарт, ж) И.Кант, з) М.Монтень, к) Ф.Ницше

Вариант 6.

1. Что, согласно Канту, означает необходимость поведения с уважением к моральному закону

а) польза, б) долг, в) мужество, г) толерантность

2. Какая этическая школа впервые поставила вопрос об относительности т субъективности моральных норм и праве человека смотреть на мир сквозь призму собственных интересов и целей?

а) стоики, б) софисти, в) «разумные эгоисты», г) экзистенциалисты

 

Вариант 7.

1. Как называется этическая концепция, провозглашающая важность принципа наслаждения, удовольствия

а) гедонизм, б) утилитаризм, в) аскетизм, г) рационализм

Вариант 8.

1. Определите противоположность эгоизму, способность действовать на пользу другому, жертвуя собственными интересами

а) конформизм, б) альтруизм, в) филантропия, г) аскетизм

Вариант 9.

1. Предмет изучения этики: социальный институт, который выполняет функцию регуляции человеческого поведения

а) мораль, б) государство, в) этикет, г) космос

Вариант 10.

1. Какой духовный принцип отражен в русской пословице: «Чего у других не любишь, того и сам не делай»

а) правовой закон, б) норма этикета, в) «золотое правило морали»

2. Виды какой категории этики приводятся: превентивная организационная, процедурная, гуманистическая, установливающая равновесие отношений между субъектами и др.

а) равенство, б) чесность, в) справедливость, г) достоинство

 

Вариант 11.

1. Со времен Античности мораль понималась как мера господства индивида над:

а) природой, б) другими людьми, в) миром, г) самим собой

2. Что такое моральный суд?

а) суд над собой, б) суд над другими, в) суд над миром, г) суд над обществом

 

Вариант 12.

1. Как называется этическое направление, в котором обосновывается сверхприродное происхождение морали

а) натурализм, б) социальный историзм, в) идеализм (креационизм)

2. Определите понятие:

интегральное позитивное соотношение субъекта к своей моральной деятельности, которое переживается в виде оптимистической настроенности разума, удовлетворенности полнотой своего бытия, реализацией поставленных жизненных целей

а) счастье, б) свобода, в) справедливость, г) наслаждение

 

Вариант 13.

1. В основе понятия «ригоризм» лежит слово:

а) счастье, б) долг, в) наслаждение, г) польза

2. Признаками чего являются: рост объема духовной свободы личности; усиление влияния моральных норм на все сферы жизни; протест против бездуховности и аморальности, дальнейшее теоретическое развитие науки о морали (этики)

а) морального прогресса, б) моральной стабильности, в) морального кризиса, г) революции

 

Вариант 14.

1. Голос Бога в человеке и внутренний голос других

а) совесть, б) стыд, в) удовлетворение, г) страх

2. В понимании какого этического понятия исторически сложились 2 подхода: фаталистический и волюнтаристический:

а) смысла жизни, б) судьбы, в) жизненной позиции, г) долга

 

Вариант 15.

1. Какому социально-историческому строю присущ сословный характер морали?

а) капиталистическому, б) коммунистическому, в) феодальному, г) первобытному

2. Определите понятие этики: свод правил, регулирующих внешние формы поведения людей, правила уважительности, принятые в определенном обществе.

а) моральная норма, б) этика, в) этикет, г) моральный кодекс

 

Вариант 16.

1. Назовите тип моральных отношений: «межличностные отношения, которые базируются на общности интересов и доверительной приязни, расположенности: предполагают взаимную симпатию, эмоциональную близость»

а) корпоративизм, б) дружба, в) приятельство, г) коллективизм

2. В этике какого философа формируются понятия о «сверхчеловеке», который обязан находиться «по ту сторону добра и зла», о «стадной морали рабов» и «морали господ», осуществляется уничтожительная критика христианской религии, направленной, по его мнению, лишь на «поддержку слабых неудачников»

а) И.Канта, б) Сократа, в) Ф.Ницше, г) В.Ленина

 

Вариант 17.

1. Мораль прежде всего

а) независимость, б) подавление, в) мера во всем, г) свобода

2. Если стыд является смежным явлением между моралью и нравственностью, то...? – уже сугубо морально явление:

а) сомнение, б) совесть, в) судьба, г) добродетель

 

Вариант 18.

1. Приведите название такой особенности морали, которая выражает ее требовательность, наказ, властность, категоричность выполнения

а) нормативность, б) императивность, в) антиномичность, г) универсальность

Вариант 19.

1. Первым систематизатором этики, внедрившим в речевой обиход это слово, был

а) Аристотель, б) Кант, в) Сократ, г) Платон

2. Какое слово в наибольшей мере отвечает смыслу „золотого правила морали”:

а) корысть, б) взаимность, в) расчет, г) умеренность

 

Вариант 20.

1. В основе понятия «утилитаризм» лежит слово

а) счастье, б) наслаждение, удовольствие, в) польза, г) долг

2.? – это осознанная необходимость”:

а) свобода, б) своеволие, в) независимость, г) воля

 

 

3 уровень: творческий

Студентам предлагаются творческие индивидуальные задания, требующие личностной позиции, самостоятельного размышления, собственной аргументации.

Задание 1.

Сравните следующие определения морали:

1) «Мораль – это способ духовного самоопределения человека»

2) «Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе»

Какие функции морали отражены в этих определениях?

Задание 2.

Дайте сравнительный анализ понятий «мораль», «нравственность», «этика», «этикет»

Задание 3.

Следующие нормы-побуждения сформулируйте как запреты: --- будь добрым, ---будь честным, --- уважай старших, ---сохраняй верность

Задание 4.

Каковы особенности этических категорий? Назовите противоположные по смыслу следующим категориям: «смелость», «вежливость», «подлость», «милосердие», «альтруизм», «скромность», «жадность»

Задание 5.

Назовите основные противоречия морального сознания.

Насколько это может быть дозволено в поведении отдельного человека? Может ли это быть дозволено в масштабах человечества?

Задание 6.

Какая особенность этических категорий отражена в следующем афоризме писателя:

«Хочешь быть счастливым? Научись сначала страдать» (И.Тургенев)

Задание 7.

Чем обусловлена изменчивость морали в разные исторические эпохи? Предопределены ли исторической логикой развития конфликты отцов и детей в моральной плоскости?

Задание 8.

В чем проявляется противоречивый характер морального прогресса? Приведите примеры.

Задание 9.

«Законы обязаны своей силой нравам» (Клод Гельвеций).

На какую особенность связи морали и права обратил внимание философ-просветитель 18 века?

Как были связаны мораль и право в разные исторические эпохи?

Задание 10.

В чем проявляется своеобразие моральной регуляции в сравнении с правовой регуляцией? Приведите примеры.

Задание 11.

Как связаны между собой мораль и политика? Согласны ли Вы с утверждением, что политика принципиально аморальна по сути?

Задание 12.

«Мораль – это сумма условностей, принятых в обществе». Согласны ли Вы с таким определением морали? Какое противоречие морального сознания в нем отражено?

Задание 13.

О какой особенности морального сознания говорил Альберт Швейцер: «Абстракция – это смерть для этики, потому что этика есть живое отношение к живой жизни …Открытая искренняя этика начинается там, где перестают пользоваться словами».

Задание 14.

На какую особенность моральных норм обратил внимание американский философ Джон Дьюи, утверждая: «Мораль – не перечень поступков и не сборник правил, которым можно пользоваться как аптекарскими и кулинарными рецептами»?

Задание 15.

Какая этическая концепция отражена в следующих поэтических строках:

«О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно» (И.Бунин)

Задание 16.

На какую особенность добра обратил внимание Л.Толстой в следующем рассуждении: «Если добро имеет причину, имеет последствия, награду – оно не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий» («Анна Каренина»)

Задание 17

Прокомментируйте высказывание:

«Мысль без морали – недомысль, мораль без мысли – фанатизм» (В.Ключевский)

Задание 18.

«Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гете говорит: «Я часть той часть целого, что хочет зла, а делает добро». К сожалению! Человек мог бы сказать о себе совсем обратное» (Ф.Достоевский)

Какие этические проблемы здесь поставлены? Как они решаются в разных этических концепциях?

Задание 19.

Суть какой этической концепции отражена в басне Б.Мандевиля:

«Да будет всем глупцам известно,

Что улей жить не может честно. Богатство, славу умножать,

Притом пороков избежать –

Нельзя; такое положенье

Возможно лишь в воображенье.

………………………………….

Чтоб стать народ великим мог,

В нем должен свить гнездо порок;

Достатка – все тому свидетель –

Не даст ему лишь добродетель.

И те, кто век вернет иной,

Прекраснодушный, золотой,

Верша все честными руками,

Питаться будешь желудями»

Прокомментируйте моральный аспект ситуации.

 

Задание 20.

Какому античному философу была посвящена следующая эпитафия на могиле? Прокомментируйте ее в контексте его этической позиции:

«Нечего бояться богов,

Нечего бояться смерти,

Можно переносить страдания,

Можно достичь счастья»

 

Перечень тем для выполнения индивидуальных контрольных заданий

Модуль №1: „Этика”

 

  1. Проблема „двойной морали” в современном обществе.
  2. Нравственность и справедливость.
  3. Нравственность и проблема равенства: исторические ракурсы рассмотрения.
  4. Отчуждение человека в современном обществе как моральная проблема.
  5. Миф, фольклор, сказка в контексте моральной проблематики.
  6. Моральные проблемы суицида.
  7. Мораль и проблема наказания.
  8. Моральные аспекты проблемы эвтаназии в современном обществе.
  9. Моральные аспекты проблемы смертной казни.
  10. Этика национальных отношений в современном мире.
  11. История, сущность и формы этикета.
  12. Проблемы профессиональной этики: преподавательская этика.
  13. Религизное сознание и мораль.
  14. Мораль и мудрость.
  15. Искусство и моральные проблемы человечества: художественные аспекты исследования в мировой (или - отечественной) литературе (можно – в других видах искусства).
  16. Моральные идеалы и поколения: исторические ракурсы. Проблема моральних конфликтов поколений.
  17. Проблема взаимосвязи морали с другими формами общественного сознания: мораль и право.
  18. Проблема „аморальности” в политике.
  19. Древность и современность: архетипы морального сознания в разных этнонациональных традициях мира (по выбору: Европа, Азия и др.)
  20. Проблема становления первобытных моральных норм: по книге З.Фрейда „Тотем и табу”.
  21. Этические проблемы в контексте Священных религиозных книг (по выбору: буддистская „Трипитака”, „Библия”, „Евангелие”, древнеиндийские „Веды”, мусульманский „Коран”).
  22. Этические проблемы рабства во взглядах античных мыслителей.
  23. „Аристократическая мораль”: историко-этические аспекты осмысления.
  24. Протестантская трудова этика.
  25. Православная этика.
  26. Идеи морального прогресса в социальных утопиях 16-17 ст.
  27. „Классовая мораль” в этике.
  28. Этика Конфуция в контексте современного развития Китая.
  29. Моральные заповеди Моисея.
  30. Древнеримская этико-философская традиция.
  31. Этическое наследие Э.Фромма.
  32. Католическая и православная богословские традиции: особенности интерпретации христианских этических норм.
  33. „Эссэ” М.Монтеня как памятник ренессансной европейской мысли.
  34. Российская художественно-этическая мысль 19 ст.: творчество Л.Толстого и Ф.Достоевского.
  35. Идеи дарвинизма в этике Нового времени.
  36. Неокантианство в современной этике.
  37. Мифоидеологемы коммунистической марксистстко-ленинской этики.
  38. Особенности и общечеловеческая значимость восточной этической мысли: культурное наследие Р.Тагора та М.Ганди.
  39. Современный натурализм в этике: апология генной инженерии и психохирургии мозга как основы „модификации поведения” человека.
  40. Этические взгляди в философии экзистенциализма.
  41. Проблемы „метаэтики”.
  42. Моральные ценности дружбы, любви и семьи.
  43. Проблема насилля в этике.
  44. Проблема милосердия.
  45. Благотворительность и филантропия в современном мире: круг взглядов на проблему.

 

Модуль № 2: „Эстетика”

  1. „Эстетические законы”: понятия, сущность.
  2. Специфика органической поедненности этико-эстетических сторон жизни в восточных культурах.
  3. „Тайна красоты в художественных поисках западных и восточных деятелей искусства.
  4. Отечественный фольклор, сказка в контексте формирования эстетических чувств.
  5. Эстетическая культура и культура поведения.
  6. Эстетическая культура личности.
  7. Проблемы эстетического воспитания.
  8. Феноменология „гламура” в контексте современного эстетического развития «потребительского общества».
  9. Эстетические основы православной религиозной системы.
  10. Эстетические основы мусульманской религиозной системы.
  11. Эстетические основы буддистской религиозной системы.
  12. Стили и направления современного интерьерного дизайна.
  13. Ландшафтный дизайн: исторические ракурсы.
  14. Проблема гармонии в истории эстетической мысли.
  15. Трагикомическое как эстетическая категория.
  16. Проблема трагического конфликта в мировой (или: отечественной) литературе (или: изобразительном искусстве).
  17. А.Бергсон об эстетической природе комического.
  18. Роль научных работ М.Бахтинав исследовании смеховой народной культуры.
  19. В.Белинский о сущности эстетического идеала.
  20. Эстетический идеал и мифоидеологемы советского кинематографа.
  21. Эстетические взгляди античных орфиков.
  22. Система эстетичнскихпредставлений в древнерусской книжной традиции.
  23. Эстетические нормы в религиозной системе европейского религизного протестантизма.
  24. Эстетические взгляди Вольтера.
  25. Просветительская эстетика И.Винкельмана.
  26. Эстетическая мысль эпохи русского „Серебряного века”.
  27. Эстетика натурализма и позитивизм.
  28. Неотомистская эстетическая концепция Ж.Маритена.
  29. Эстетическая концепция Н.Чернышевского.
  30. Э.Сурио, Ш.Лало: „реальная эстетика”.
  31. Эстетические проблемы в игровий концепции культуры Й.Хейзинги.
  32. Эстетика красоты во взглядах о. П.Флоренского.
  33. Эстетические труды И.Франка.
  34. Художественное творчество как эстетический феномен.
  35. Историческая роль книги Х.Ортеги-и-Гассета „Дегуманизация искусства”.
  36. Г.Гессе: блеск и убожество „искусства для искусства” („Игра в бисер”).
  37. Эстетические основания современной массовой культуры.
  38. Хеппенинг, перфоменс как специфические эстетические явления 20 ст.
  39. Эстетическая составляющая современных молодежных субкультур.
  40. „Соц-арт”как эстетический феномен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...