Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая ошибка: определение понятия и характеристики явления

В статье ставится вопрос о таком феномене педагогической действительности как педагогическая ошибка. Дано определение понятия и характеристики педагогической ошибки. Выявлены типы и виды, причины возникновения и содержания педагогической ошибки. Автор приглашает заинтересованных специалистов к дискуссии и к дальнейшей разработке данной темы.

Педагогическая ошибка: определение понятия и характеристики явления

 

В контексте формирования педагогического профессионализма достаточно актуальной и злободневной является проблема педагогической ошибки. Это явление прямо противоположное теме конференции и относится к сфере педагогического непрофессионализма. Данное явлениеПедагогическая ошибка не так уж редко встречается в практике деятельности педагогов и в практике воспитания и образования (в том числе и семейного). По нашему мнению, ни один педагог или родитель не избежал в своей жизни этой участи – совершить педагогическую ошибку. Вопрос заключается только в следующих тонкостях: насколько серьезной была эта ошибка, какие последствия она имела и насколько она подлежала исправлению (если такое вообще возможно в том или ином случае).

Сам термин (наряду с похожими: медицинская ошибка, судебная ошибка и т.д.) широко используется и стал уже настолько обиходным, что редко кто из педагогов задумывается над тем, а что же такое «педагогическая ошибка». Причем, под одним и тем же термином разные люди могут понимать совершено разные явления. Для того чтобы данная статья была адекватно воспринята и правильно истолкована, считаем необходимым определить само понятие «педагогическая ошибка». Для этого, в свою очередь, необходимо понять, что такое ошибка в общем смысле. Ошибка, как говорят словари, – результат неправильного действия [2, с. 554]. [1] В педагогическом словаре Г. М. Каджаспировой и А. Ю. Каджаспирова[2] находим следующее определение педагогической ошибки – использование учителем средств педагогической деятельности или общения, приводящие к нарушению профессиональных норм, правил, эталонов (например, унижение ученика, снижение отметки по предмету в ответ на дисциплинарное нарушение школьника, формальное выставление «тройки» при отсутствии знаний т.д.) [1, с. 103]. Нисколько не сомневаясь в правильности данного определения, позволим себе высказать мысль, что оно правильно лишь частично. Обоснованием этого утверждения является довод о том, что педагогический процесс (воспитание и образование) в человеческой деятельности является многогранным и всеобъемлющим и мы должны учитывать всех участников этого процесса в их субъект-объектных связях. А к таковым относятся не только учителя-предметники или классные руководители, но и все педагоги (включая администрацию воспитательного или образовательного учреждения), и родители, и окружающие взрослые, и дети («дети-объекты» и «дети-субъекты»), и детский коллектив. Как мы понимаем, было бы неправильно считать, что педагогическую ошибку может допустить только педагог и только по отношению к ученику (а это следует из приведенного определения). Таким образом, считаем необходимым расширить или дополнить данное приведенное выше понятие. Для этого необходимо выявить как минимум ряд следующие критериеви, которые помогут нам. Критерии, помогающие нам вывести новое определение, являются одновременно и характеристиками такого явления как педагогическая ошибка:

- причины возникновения педагогических педагогической ошибкиок,

- сфера педагогической деятельности, в которой они она были была совершенысовершена,

- то, по отношению к кому они она были совершеныа,

- кем они она были допущеныдопущена (авторство),

- типы и виды этих ошибок,

- последствия педагогической ошибки.

Итак, разберем эти характеристики по мере их …того, как они перечислены нами:

1. Причины возникновения педагогических ошибок. Если быть более точными, то речь должна идти не только о причинах их возникновения педагогической ошибки, но и …об условиях, в которых она была допущена и факторах, повлиявших на её возникновение. К таковым может относиться

в общем виде профессиональная некомпетентность, которая включает в себя:

- незнание (или недостаточное знание) возрастной, педагогической, социальной психологии, закономерностей психического развития ребенка и детских коллективов;

- незнание педагогической теории и практики (непрофессионализм, встречающийся очень часто у педагогов – выпускников непедагогических учебных заведений, работающих в сфере педагогики и у родителей);

- неопытность (обычно встречается у молодых педагогов и родителей), которая часто сочетается с боязнью попросить помощи или совета у более старших и опытных коллег, специалистов или людей;

- незнание (или недостаточное знание) фактического материала по предмету (в случае с учителями-предметниками), методики преподавания того или иного предмета или методики и технологии воспитания (встречается у молодых педагогов и педагогов, не имеющих специального педагогического образования);

- низкий уровень педагогической культуры, отсутствие общечеловеческого такта и элементарной педагогической этики;

- использование в педагогической практике установок и стереотипов, давлеющих над разумом, мышлением и над адекватным восприятием реальности или восприятием отдельных детей и их групп.

К причинам возникновения педагогической ошибки в более частных случаях может относиться действие определенных факторов, приводящих к ошибке:

- заблуждение (в т.ч. и введение в заблуждение) или не полная информированность лица, допустившего возникновение педагогической ошибки (например, сокрытие правдивой информации о побудительных мотивах человека, совершившего определенный поступок, за который он был впоследствии наказан);

- действие некоторого фактора, влияющего на ситуацию, условия, восприятие (и другие познавательные психические процессы), которые предшествуют процессу совершения педагогической ошибки (например, психическое состояние или состояние здоровья педагога);

- собственный опыт педагога или родителя, когда по отношению к ним были допущена педагогическая ошибка, которая не была опознана как ошибка (например, воспитание в духе «кумира семьи»);

- отсутствие собственного опыта воспитания и развития детей (или групп детей) и не восприятие (не использование) опыта других людей;

- особенности мировоззрения, воспитания, развития лица (или группы лиц), допускающих педагогическую ошибку;

- принадлежность и приверженность одной из педагогических или психологических направлений, школ, концепций, теорий, которые в своей основе имеют изначально ошибочные основополагающие (методологические) принципы и суждения, используемые в педагогической деятельности.

2. Сферы педагогической деятельности, в которой были допущены педагогические ошибки. В данном случае необходимо выделить как минимум четыре сферы: воспитание, развитие, обучение, общение (педагогическое взаимодействие). Было бы не верным выяснять то, в какой из этих сфер ошибки более тяжелы, в том числе по своему содержанию и по своим последствиям. Педагогическая ошибка всегда имеет очень серьезные последствия. Маленькая ошибка в одной из этих сфер может иметь существенные последствия для ребенка и влиять на другие сферы. В то же время серьезная педагогическая ошибка может быть умело исправлена педагогом или родителем и обращена в позитивный опыт, который человек, по отношению к которому была допущена ошибка, будет использовать в своей дальнейшей жизни.

3. По отношению к кому были допущены педагогические ошибки. В данном случае необходимо выделить пять категорий участников педагогического процесса, к которым могут быть допущены педагогические ошибки: отдельный ребенок, малая детская группа, детский коллектив, коллеги-педагоги, родители или лица их заменяющие. Совершенно очевидно, что наиболее незащищенной категорией в данном случае являются дети (хоть один, хоть группа или коллектив). Именно они в силу отсутствия жизненного опыта, надлежащего знания, особенностей возраста страдают более всего. Взрослым легче: есть опыт, есть возможность возвыситься над ситуацией, абстрагироваться, привлечь различные резервы. Дети же более не защищены как от самих педагогических ошибок, так и от их последствий.

4. Кем были допущены педагогические ошибки. Это может быть как отдельный педагог, так и группа педагогов или педагогический коллектив в целом. Также это могут быть родители ребенка или лица их заменяющие, родственники или знакомые ребенка. В ряде случаев это могут быть представители тех или иных педагогических или психологических направлений, школ, концепций, теорий.

5. Типы и виды ология ошибок ошибок. Это наиболее спорная, но и наиболее важная характеристика такого явления как педагогическая ошибка. А В данном случае мы можем считаем, что можно выделить несколько типов и видов.

ПППППТактико-стратегический тип. Данный тип необходимо подразделить на два вида ошибок: стратегические и тактические.

ЛЛЛЛЛСистемно-деятельностный тип. Данный тип необходимо подразделить на следующие виды..: системная ошибка, подсистемная ошибка, деятельностная.

К отдельным видам педагогических ошибок можно отнести следующие: явные и скрытые, преднамеренные и непреднамеренные, обратимые и необратимые, существенные и несущественные.

Мы считаем, что данная характеристика может быть дополнена, исправлена, усовершенствована, т.к. мы находимся только в начале пути по изучению феномена педагогической ошибки и любое мнение по этому поводу будет ценным.

6. Последствия педагогической ошибки можно подразделить на: обратимые и необратимые, существенные и несущественные, конечные (или разовые, имеющие законченный характер) и пролонгированные (имеющие последействие или же ведущие к возникновению все новых последствий по принципу «снежного кома»). Во последнем случае первоначальная ошибка может привести к возникновению другой ошибки или целому ряду ошибок. Кстати, данная характеристика по праву может быть использована и при определении типов и видов ошибок (см. предыдущую характеристику).

Отдельный вопрос, тем не менее, связанный со всеми характеристиками, приведенными выше – это вопрос о содержании педагогической ошибки. Этот вопрос является частным для каждого случая допущенной педагогической ошибки. Но между тем можно выявить обобщенные содержания для определенных групп ошибок. По нашему мнению, содержанием педагогической ошибки могут являться:

- ошибочное воспитательное действие (например, занижение самооценки ребенка),

- ошибочное наказание,

- ошибочное поощрение,

- ошибочное высказывание,

- ошибочные суждения,

- ошибочные восприятие (ребенка, группы или коллектива) и оценка,

- ошибочное оценивание,

- ошибочные стиль и форма общения (взаимодействия),

- ошибочное направление развития (ребенка или детского коллектива),

- ошибочные данные (фактологические, логические, причинно-следственные и т.д.).

Таким образом, исходя из приведенных характеристик и первоначальных определений, можно попытаться вывести определение педагогической ошибки. По нашему мнению педагогическая ошибка – это неправильное действие педагогического характера, вызванное одной или несколькими причинами и приведшее к негативным последствиям в сфере воспитания, развития, образования или педагогического взаимодействия.

Возвращаясь к теме конференции, хочется подчеркнуть, что На наш взгляд, педагогический профессионализм заключается не в том, что педагог или родитель не допускают педагогических ошибок, а в том, что они может могут признавать их наличие в своей деятельности и принимать действенные меры к их исправлению и недопущению их возникновения в будущем. Чем более профессионален педагог или опытен в вопросах воспитания родитель, тем меньше ошибок они допускают, тем менее тяжелые последствия имеют педагогические ошибки.

В данной теме остается масса открытых вопросов, например, вопрос о свойствах педагогических ошибок. Тема имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение – что должно быть нормальным в практической педагогике (а не в затеоретизированной и засхематизированной). Но в силу своей актуальности она является не просто интересной, а архиважной в деле формирования педагогического профессионализма. Именно поэтому мы приглашаем к дискуссии и к дальнейшей разработке данной темы специалистов различных отраслей знаний: философов, педагогов, психологов, всех тех, кто заинтересован в том, чтобы все новые поколения детей как можно меньше ощущали на себе действие и последействие педагогических ошибок.

 

Библиографический список

1. Каджаспирова Г. М., Каджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Г. М. Каджаспирова, А. Ю. Каджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2001.

 

1. Определение понятия «Педагогическая ошибка»

· Описание понятия в психолого-педагогической литературе

· Критерии определения понятия

· Вывод понятия и принятие рабочего определения

1. Классификация педагогических ошибок

· Возможные критерии для классификации

· Классификация по критериям:

А) тяжести последствий

Б) причины возникновения

В) количества участников

Г)

 


[1] Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: Современное слово, 2001, с. 554

[2] Каджаспирова Г.М., Каджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000, с. 103

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...