Прогнозирование уровня инвестиционой деятельности и капитального строительства
Инвестиционная политика – это совокупность хозяйственных решений, определяющих источники, размеры, структуру, основные направления инвестиций, меры по их концентрации на важнейших участках экономического развития и эффективному использованию. Объектом инвестиционной политики является весь комплекс отраслей народного хозяйства, обеспечивающий воспроизводственный процесс и научно-техническое развитие. Государственная инвестиционная политика – это форма поведения властных структур, подчиненная достижению научно-обоснованных целей и рассчитанная на определенный период времени. Формализация целей происходит через стратегические установки, а их реализация осуществляется путем использования тактических приемов. Инвестиционной политики присущи, следовательно, свои стратегия и тактика, являющиеся ее составными и взаимосвязанными элементами. Под инвестиционной стратегией следует понимать важнейшие цели и задачи, которые достигаются и решаются путем расходования в определенных направлениях инвестиционных средств. Стратегические цели инвестиционной политики определяются исходя из анализа макроэкономической ситуации в стране. В обосновании выбора лучшего из всех возможных вариантов стратегических целей и состоит главная трудность в управлении инвестициями, в формировании соответствующей политики. Тактические цели инвестиционной политики реализуются через конкретное распределение государством инвестиционных ресурсов между различными субъектами экономики. В условиях рыночных отношений государственная инвестиционная политика охватывает инвестирование из средств бюджета. При этом государство должно решать, каковы допустимые пределы, в которых оправдано его прямое вмешательство в инвестиционный процесс, и каким именно образом оно должно осуществляться, чтобы не ослаблялась, а, напротив, усиливалась стимулирующая функция рыночных механизмов.
Преодоление инвестиционного спада предполагает формирование активной инвестиционной политики, в большей мере соответствующей особенностям современного состояния экономики. Выделим ряд принципов, которые должны лежать в основе такой инвестиционной политики. 1. Усиление координации Федеральной инвестиционной политики и региональных инвестиционных программ с целью обеспечения оптимального уровня децентрализации инвестиционного процесса, повышения роли региональных и внутренних источников накопления для финансирования инвестиционных проектов. 2. Государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. 3. Создание мотивационного механизма привлечения крупных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе. 4. Размещение централизованных инвестиций и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе с предварительной экспертизой каждой инвестиционной программы. 5. Определение государственных приоритетов инвестиционной политики. 6. Последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем повышения роли частного сектора в инвестировании экономики. 7. Значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капиталов частного бизнеса и иностранных инвесторов.
8. Использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов. 9. Совершенствование законодательной и нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, активизация инвестиционной политики и повышение эффективности инвестиций предполагает решение и ряда других вопросов: 1. Необходимо осуществить значительное сокращение продолжительности инвестиционного цикла, особенно строительства. Необходимо осуществить прогрессивные изменения структур капитальных вложений: отраслевой, воспроизводственной, технологической. 2. Следует ориентировать инвестиционную политику на сокращение доли ручного труда в промышленности и строительстве. 3. Необходимо значительно повысить качество вводимых в эксплуатацию объектов путем повышения технического уровня проектно-изыскательских работ и качества строительства. 4. Больше внимания необходимо уделять экологическим мероприятиям и т.д. В широком понимании строительный комплекс охватывает все предприятия и отрасли народного хозяйства, которые выступают в виде заказчиков, поставщиков оборудования, механизмов и строительных материалов, финансово-кредитную и банковскую систему, научно-исследовательские и проектные организации и непосредственно само население. В узком понимании строительный комплекс включает только отрасли строительной индустрии и промышленности строительных материалов, проектные и научно-исследовательские организации, без фондосоздающих отраслей (машиностроения, металлургии и др.). По своей сути строительный комплекс является межотраслевым, так как он обслуживает все отрасли народного хозяйства и использует их продукцию в своей деятельности. Под потенциалом строительного комплекса понимается совокупность показателей определяющих его возможность качественно и в заданные сроки удовлетворять запросы потребителей в необходимой им строительной продукции. Среди этих показателей выделим следующие: 1) кадровые, к которым относят количество и качество рабочей силы и специалистов, занятых на строительно-монтажных работах в подсобном производстве;
2) показатели материально-технической оснащенности строительно-монтажных организаций; 3) показатели финансового, экономического и научно-технического саморазвития; 4) организационно-управленческие показатели, характеризующие возможность адаптации строительных организаций к рыночным условиям; 5) показатели уровня развития проектной сферы в области строительства; 6) показатели системы информации в сфере рынка труда, рынка подрядных работ, инвестиций и др. Требуется принятие комплекса мер, способных эффективно развивать строительный комплекс и повысить его мобилизационную готовность до необходимого уровня. В числе таких мер могут быть следующие: 1. Выработка целостной концепции развития всего инвестиционного комплекса, исходя из ближайших и перспективных национальных интересов. Известно, что существует тесная связь между объемами строительного и промышленного производства: спад промышленного производства ведет к сворачиванию строительства и наоборот. Кроме того, требуется значительно усилить координацию деятельности основных звеньев инвестиционного комплекса: изыскательских работ, проектирования, добычи и переработки минерального сырья, обеспечение оборудованием и транспортом, строительства объектов. 2. Обоснование наиболее результативных направлений использования ограниченных ресурсов централизованных капитальных вложений. 3. Интенсификация рыночных механизмов, их инфраструктурных составляющих (банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний), а также институциональных финансовых структур, создаваемых на основе привлеченных средств населения (ипотечных банков, негосударственных пенсионных фондов, спецжилсчетов и др.). 4. Пересмотр ранее принятых, но не работающих законов и указов в сфере инвестиций и стимулирования инвестиционной деятельности. 5. Использование новых возможностей хозяйственной и финансовой самостоятельности субъектов РФ, а также преимуществ свободных экономических зон в направлении активизации инвестиционной деятельности. 6. Ускорение темпов НТП в строительном производстве, увеличение объема перспективных исследований и разработок, обновление и техническое перевооружение парка строительных машин, широкое использование лизинговых операций, в том числе и с зарубежными странами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|