У России остается уникальный шанс. . .
Интервью от 26.10.03 Олег Кольцов Интервью с академиком РАН И.Р.Шафаревичем У РОССИИ ОСТАЕТСЯ УНИКАЛЬНЫЙ ШАНС... ОТ ДЕРЖАВИНА ДО СОЛЖЕНИЦЫНА Она на краю гибели, эта так называемая капиталистическая цивилизация. А нас тянут, привязывают к ней, словно навешивая нам камень на шею. - Недавно вышла в свет Ваша новая книга "Трехтысячелетняя загадка" - о еврействе и его роли в мировой и особенно российской истории. Практически одновременно опубликован двухтомник Солженицына о двухсотлетнем опыте русско-еврейских отношений - несколько в другой интонации, но также с позиций российской государственности. Однако существенного резонанса со стороны оппонентов не наблюдается. Десять лет назад само прикосновение к этой теме вызывало истерическую реакцию в демократических кругах. Почему они набрали в рот воды сегодня, как вы считаете? Остерегаются полемики - или напротив, уверены, что Вашей точкой зрения можно пренебречь? - Второе предположение ближе к истине. У них явно есть такое чувство, что вопрос уже решен, и от того, что кто-то там покричит, уже ничего не изменится. Ведь эту проблему мало кто хочет по существу обсуждать. Я это всегда понимал, и когда писал эту книгу, исходил из того, что пока мне отпущено еще несколько писательских лет, я должен свести воедино доступные мне сведения в расчете на то, что они кому-нибудь потом - позже - понадобятся. - То есть ваши оппоненты считают себя победителями? - Да. На сегодня у них есть для этого основания. Они смогли воспользоваться преимуществами переходного времени более эффективно, чем русские. - Вы пишете, что по большому счету психология еврейства - это психология семьи. Что же происходит с русскими? Почему у нас так и не смогла сформироваться последовательно почвенническая партия?
- Я был близок ко всем этим проектам. Я все это очень переживал. И в одном из этих проектов непосредственно участвовал - во Фронте национального спасения. Помнится, Ельцин упрекал Верховный Совет в том, что он выполняет указания политсовета ФНС... У меня были немалые надежды и на этот, и на другие проекты. Однако раз за разом все это оказалось чудовищно неадекватным, и на глазах рассыпалось. - Все же кто больше виноват - внешние силы или внутренние факторы? - Конечно, внутренние. Взять хотя бы отношение официальной России - всех правительств, от ельцино-козыревского до теперешнего, к русским, оставшимся вне России. В Приднестровье, Крыму живут люди, которые готовы своей кровью заплатить за то, чтобы их от России не оторвали. Между тем официальная Россия всеми силами их от себя отпихивает. Даже когда не требуется воевать за них, а всего лишь, например, впустить в рублевую зону или хотя бы в договоре с Украиной оговорить гарантии прав русских... Увы, это равнодушие характерно не только для официальных лиц. Как-то в радиопередаче в кои-то веки дали слово казачьему атаману из Казахстана - или, точнее, с той громадной исконной территории, которую Сталин прирезал казахам. Он говорил о том, как притесняют любые русские организации, какие зверские методы применяются. И хоть бы кто позвонил в студию... У Солженицына я встретил такое признание: какие бы вопросы, говорит он, я бы не обсуждал с аудиторией, я находил живой отклик - но как только заговоришь о русских, оставшихся вне России - интерес сразу теряются. Здесь уже виноваты не внешние факторы и не правительство, а некие коренные причины наших неудач: мы теряем чувство нации. Оно ведь уничтожалось на протяжении семидесяти лет, вытравлялось и пулей, и пропагандой, считалось преступным. В старом номере газеты "Известия" девятнадцатого года помню приговор: "Расстрелян как монархист и патриот". То есть слово "патриот" было расстрельным обвинением! Потом, после войны, уже, когда вроде бы произошел поворот в какую-то квазинациональную сторону, было специальное заседание ЦК, где подтвердили, что царскую Россию и далее следует рассматривать как "тюрьму народов", а академика Тарле осуждали за его "вредную" теорию о том, что Крымская война была оборонительной - а как их, казалось бы, еще можно рассматривать? Такое было время, и несколько поколений в нем воспиталось - и теперь, чтобы это изжить, нужно не меньше времени. Но изживается-то это совсем не в благоприятных условиях - когда за больным ухаживают, стараются понять, в чем его недуг и так далее. Напротив, окружающая среда усугубляет нашу болезнь.
- Вы не согласны с той точкой зрения, что чем тяжелее эти условия, тем скорее пробудится национальное чувство? - Одно другому не противоречит. Во время войны патриотические чувства проснулись естественным образом, неожиданно для руководства страны. Но одно дело война, а другое дело - систематическое, ежедневное выхолащивание национальных чувств. - Конечно, семьдесят лет - это много. Но ведь те же проблемы можно проследить и в более отдаленной истории. Вы приводили выдержку из отчета Г.Р.Державина о положении крестьян в Минской губернии. У Солженицына более подробная цитата из того же документа: "Курят вино владельцы, окольная шляхта, попы, монахи и жиды. Крестьяне же по собрании жатвы неумеренны и неосторожны в расходах - пьют, едят, веселятся и отдают жидам за старые долги и за попойки все, что те ни потребуют. Оттого зимой обыкновенно показывается у них недостаток..." - Державин предлагал ряд мер, на мой взгляд, достаточно наивных, исходивших из того, что рядом сугубо рациональных мер можно разрешить, по сути, тысячелетний вопрос. То, что тогда с этой проблемой в России столкнулись впервые, может служить оправданием этой наивности... В русской истории немало примеров отступления русского общества от своих национальных чувств и чаяний. Даже у Пушкина мы находим такие строки: "Ты просвещением свой разум освятил, Ты правдой чистой свет увидел, И нежно чуждые народы полюбил, И мудро (!) свой возненавидел". Откуда взялось то настроение, которое почувствовал Пушкин, и которое стало типичным через сто, через полтораста лет? Мне кажется, началось с того момента, когда дворяне были освобождены от государственных повинностей, а крестьяне остались крепостными. То есть решили, что дворяне, в отличие от низшего сословия, которое их кормит и поит, могут не служить, а ездить в Париж и предаваться прелестям западной культуры. Но чтобы оправдать такую ситуацию, потребовалось выработать такую точку зрения, что это крестьянство - люди низшего сорта, которому, как писал Достоевский в "Дневнике писателя", розочку (розгу) любит..."
- Но не было ли в этом утверждении доля истины? Никто же не заставлял крестьян Минской губернии отдавать последние сбережения шинкарям. Да и сейчас разве кто-нибудь стоит с дулом у виска над патриотическим парламентарием, требуя одолжить у Бориса Абрамыча. Сами одалживают - не так л и? - Это уже, увы, грустная реальность. Не возьмешь - как хочешь. И в Думу не пройдешь, и партию твою никто не узнает. Сложились такие правила игры, когда можно выставлять себя либералом, можно патриотом, но все это в строго определенных рамках. А куда деваться? Деньги-то все у банкиров... Изменения, я думаю, произойдут только тогда, когда эти правила игры будут сломаны. В том числе и эта совершенно неэффективная парламентская демократия. - Почему, начиная с попытки Державина запретить евреям винокурение, все попытки государства ограничить экспансию еврейского капитала оказывались безрезультатными? - Потому что имеет место столкновение двух принципиально по-разному организованных сообществ. С Державиным как раз все очень просто. Винокурам сдавали крестьян на откуп помещики. И все меры, которые предлагал Державин, натолкнулись на сопротивление государственного комитета, который состоял из тех же помещиков. Вот, допустим князь Чарторыйский со своими огромными поместьями. Он же не будет сам заниматься всем этим хозяйствам.
- И потому нуждается в посредниках? - Да. Отдавал крестьян в откуп еврейским факторам. И если он возглавлял этот государственный комитет, каков мог быть результат? Вот эта аристократия сделала так, как ей было удобно. Винокуры же делились с ними. - Говоря современным языком, речь идет о коррупции государственной элиты? - Да, конечно. Как и в другие времена. То же было и с нашим партаппаратом брежневского времени. Они думали о своих удобствах, о персональном обслуживании, персональных дачах, магазинах и пенсиях, и все это усиленное потребление стало самоцелью, а государственные интересы - формальной обязанностью. И тут же поднялось из советских лавок, из нашего ненавязчивого и насквозь вороватого сервиса то племя, которое еще в пору перестройки начало делить "ничье" имущество. Пока другие бегали по митингам, они готовили ту ситуацию, которую описал бывший глава Мост-Банка господин Хаит: "Два года (мы) вообще не платили никаких налогов... Такой прибыли и таких доходов, как в России, не было нигде". - В итоге многие из тех, кто бегал на митинги, потом очнулись и всплеснули руками: ах, что же мы натворили! Мне приходилось сталкиваться с этим горьким раскаянием. А в академической среде, не очень-то выигравшей от ельцинских реформ, слышатся ли голоса раскаяния в участии в криминальной революции под знаменами демократии? - Пока, как мне кажется, господствует чувство горечи, непосредственного разочарования, обиды... С раскаянием хуже. Помню одного деятеля, который в конце восьмидесятых написал статью "Возвращение русского кошмара" - с предсказаниями еврейских погромов и так далее. Причем отправил ее в "Вашингтон Таймс" - по советской традиции, жаловался новому начальству на возрождение русского фашизма. Прошло десять лет, пролилось немало крови, многих национальностей - только не еврейской. И он пишет: я не раскаиваюсь ни в едином слове из той статьи... А та студентка, которая написала мне пятнадцать лет назад гневное письмо: "на ваших руках будет кровь невинных людей"? Когда прошло время и все поняли, на каких руках кровь, разве она позвонила мне, чтобы извиниться? Или, может быть, ей пришло в голову вступиться за тех, кто действительно пострадал? - Те, кто от этих страданий выиграл, тоже чувствуют себя как-то не очень уверенно. Только что в США вынесен приговор в отношении Семена Могилевича и его партнеров. И даже Израиль, вместе с Россией, оказался в списке "стран, недостаточно борющихся с отмыванием денег"... - Ну, это борьба не с Израилем. Это борьба с русскими деньгами. Обратите внимание: Могилевича, Кагаловского и прочих не называют в западной прессе евреями. Их называют русскими. Хоть бы они были из Душанбе или там из Биробиджана. Все равно - русские.
- А как же мировое единство евреев, их ощущение себя общей семьей? - Семья семьей, а в семье не без урода, правильно? Вот этот урод и есть российский демократ. Ведь на Западе мафия образовалась намного раньше - зачем им делиться влиянием с этими неумытыми самозванцами? Им говорят: знайте свое место. И здесь уже играет роль традиция западного общества как такового: оно всегда было нетерпимо и агрессивно к другим цивилизациям вообще. Так уж оно устроено. Сейчас это проявляется в том, что Запад стремится подчинить себе весь мир (одновременно экономическими и военными) средствами. Все маски сорваны. Сначала диссидентам-демократам сказали: ребята, вы сделали свое дело, спасибо. Теперь то же говорят нашим банкирам и нефтяным баронам. И они занимают место там, где для них накрыли стол - в лакейской... НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ - В своем выступлении перед российскими журналистами президент Белоруссии сравнил свою экономику с нашей - и напомнил о том, что на наши доходы от нефти мы могли бы жить если не как в Кувейте, то, во всяком случае, на хорошем среднем европейском уровне... Кто-то у нас живет и в самом деле не хуже шейхов, а основная масса населения болтается где-то глубоко внизу, в пропасти. Этому населению телевидение твердит, что России, мол, как воздух необходимы внешние инвестиции - вот тогда, мол, и заживем. - В целом Россия, конечно, может существовать совершенно самодостаточной - даже в своем нынешнем, обрубленном виде. Но Лукашенко прав: деньги от нефти идут не в бюджет, не учителям каким-нибудь, а в карманы тех лиц, которые используют их для того, чтобы провести нужных депутатов, поставить нужное правительство, убедить, скажем так, исполнительную власть проводить выгодную себе политику. - В своей книге Вы, как и ранее, настаиваете на том, что правительство России, чтобы отстаивать национальные интересы, должно по национальному составу отвечать пропорциям населения. Но велика ли разница между министром Швыдким и министром Филипповым? Они же говорят на одном языке. - У нас вообще произошел колоссальный раскол в обществе: одни русские живут на одном этаже, другие на другом, и они в повседневной жизни друг с другом мало встречаются, их дети учатся в разных школах, передвигаются в разных видах транспорта - глядишь, и заговорят на разных языках. Премьер-министр приезжает в глубинку, выступает с речью: мол, промышленность в области работает, на заводе зарплата шесть тысяч рублей - очень, говорит, приличная зарплата. Попробовал бы он прожить на эту зарплату. Или вовсе без зарплаты, как живут в не "образцово-показательной" русской глубинке. Конечно, и вполне русское по составу правительство может быть совершенно продажным - да, в конце концов, и просто глупым, неспособным, пусть и с добрыми побуждениями. Но в математике есть понятия "необходимое условие" и "достаточное условие". Да, правительство, на мой взгляд, должно быть кровно близким народу. Но это недостаточно: ему должна быть близка судьба народа. - А если правительство считает, что судьба "этого народа" - просто элемент судьбы унифицированной глобальной цивилизации? Вот народ смотрит это телевидение, привыкает, перестает сопротивляться... И вроде бы никаких противоречий нет. Потом оказывается, что и государства нет. И нам скажут: и правильно, что нет, глобальной цивилизацией это не предусмотрено. Живи себе в этой глобальной цивилизации, которая куда-то катится, и катись вместе с ней... Что же должно стать необходимым условием того, чтобы мы не докатились так до полного исчезновения нации, истории, культуры, обычаев, языка, в конце концов? - Избавление от этой иллюзии. Осознание того, что нет такой общей цивилизации, которая катится в одну сторону. Есть несколько цивилизаций - другое дело, что нам демонстрируют мнимые преимущества только одной из них. Эта цивилизация - западная - пытается подчинить себе все другие, причем любыми способами. Как сказал наш министр просвещения, "из всех искусств для нас важнейшим является американское кино". Сказано было ради хохмы, но по существу. Одним - секс-сериалы, другим, сопротивляющимся - крылатые ракеты. Суть одна и та же - истребление ради подчинения... - Сейчас России по существу предлагают вступить в эту межцивилизационную войну на стороне Запада. И как всегда, "иного не дано"... - Иного не дано - а как же? В самих Штатах это давление ощущается гораздо сильнее - когда какая-нибудь газета шельмуется еврейской прессой, подвергается финансовому бойкоту только за то, что недостаточно зверски изображает арабов. Еще за четыре года до этого странного теракта в Нью-Йорке было взорвано здание в Оклахома-Сити. Вся пресса тут же сообщила, что виноваты арабы. Потом нашли виновника. Оказался чистокровный англосакс. И никто перед арабами не извинился. Не принято перед ними извиняться. Их преподносят как каких-то злых карликов, от которых можно ожидать только зла. Этот подход, конечно, чисто расистский - как и подход к арабскому населению в Израиле, где жизнь араба считается жизнью второго сорта. Но после 11 сентября нам сказали прямым текстом: вы, русские, тоже принадлежите к оси зла, как бы вы старательно не "строили демократию". Нам указали на то, что нас не считают частью западной цивилизации - хотим мы того или нет. - В своем недавнем интервью российскому деловому журналу бывший помощник президента Клинтона, Дик Моррис, согласился с тем, что его администрации повезло меньше, чем Бушу: 11 сентября случилось уже после выборов. То есть признал тот факт, что теракт в Нью-Йорке был выгоден и удобен американским стратегам... - Американское общество состоит из тайн. Нет нигде такого количества нераскрытых политических убийств. Вот у нас убили государя Александра II, и все известно - кто убил и почему. В США убили Кеннеди затем того, кто его убил, затем его брата... И по сей день все это - довольно темная история. Я читал один из отчетов, подписанный главным судьей США, человеком с безупречной репутацией. Установили, что убийцей был Освальд, человек с неустойчивой психикой. А почему ликвидировали его самого? Они ответили: "А нам такой вопрос не задавали". О том, что действительно произошло 11 сентября, мы вряд ли узнаем раньше, чем правду о смерти Кеннеди. Очевидно одно - такая спецоперация нуждается в филигранной подготовке и недоступна никакому бородатому человечку, сидящему в пещере. Очевидно и то, что это событие послужило решающим оправданием для уже давно задуманных планов... А образ бородатого человечка нужен в основном для того, чтобы сказать: "Они нас ненавидят за то, что у нас свобода. Поэтому надо подтянуть кушаки - и победить в этом последнем решительном бою". Ну так и Гитлер так же говорил... ЯЗВЫ - ПРИЗНАК РАСПАДА - На недавней пресс-конференции в Берлине Скотт Риттер, бывший руководитель миссии инспекторов ООН в Багдаде, сказал, что США использовали при вторжении в Ирак аргументы такого же надуманного свойства, как Гитлер при нападении на Польшу в 1939 году... - Я не знаю, какого возраста господин Риттер. Но для меня и для моего поколения этот как повторяющийся кошмар. Я помню, как переживал это еще подростком. Сначала это вроде бы далеко, и наблюдаешь с некоторым интересом - пока это однажды не приходит в твой дом. Сначала было вторжение в Абиссинию, потом аншлюс Чехословакии, потом объявление войны Польше, а потом дошло до нас. - Сейчас в США называются следующие цели после Ирака - Сирия, Иран, Йемен, даже Судан, и только в последнюю очередь - Саудовская Аравия, откуда произошел Бен Ладен... При этом закономерности никакой нет: Ирак при Саддаме был светским государством, в Иране высшая власть принадлежит религиозным авторитетам... - Когда вспыхнул ирано-иракский конфликт, вся западная цивилизация была на стороне Ирака. Иранская исламская революция была для Запада страшным унижением. Шах уехал, обиженный, (правда, забрал с собой три миллиарда денег), а Запад испытывал совершенное бессилие. И когда Саддам выступил, Запад был целиком на его стороне. И никаких претензий к тому, что и как тогда применял Ирак, не было - хотя отравленных газами больных привозили в Лондон... Кто тогда их считал? - Все же последовательность американских планов экспансии создает впечатление о том, что основной ее целью является уничтожение или обезвреживание всех реальных или потенциальных противников Израиля. На эту мысль наводит и национальный состав того сословия в США, которое по существу перехватило бразды внешней политики... - Для меня, очевидно, что эта экспансия приближается к нашим границам. Конечная цель - вероятно, Китай. Они стремятся подчинить себе весь мир. И до тех пор, пока мы будем считать себя частью этой цивилизации, мы будем не только заражаться всеми ее пороками, но и нести всю ответственность за ее действия. Я вижу, что многие уже свыклись с этой перспективой... - Сейчас читателям газет внушается и другое мнение - России, мол, следует оставаться в стороне от мировых противоречий. В этом, мол, и состоит защита национальных интересов. Пусть, мол, бомбят хоть Югославию, хоть Ирак, хоть Иран - а мы самоустранимся. - Нет, конечно. Есть много возможностей влиять на процесс. И вторую мировую можно было предотвратить - еще на этапе аншлюса Чехословакии... Многие сегодня просто прячут голову в песок и делают вид, что ничего не происходит. И не обязательно от продажности ли глупости - может быть, от вполне обычной человеческой склонности к удобной иллюзии. Когда-то о язвах западного общества нам рассказывали лекторапропагандисты. Сейчас мы их сами наблюдаем, ежедневно и в полном безобразии. И как мне кажется, любой думающий человек, глядя на этих трясущихся извращенцев с ограниченным набором слов, должен спросить себя: и это-то и есть великая, самая передовая в мире цивилизация? И частью этого нам следует быть? Но ведь запущенные, зловонные язвы - это признак болезни, не так ли? Ведь нынешняя западная цивилизация - совсем не такая, какой она была в течение прежних столетий. Это цивилизация больших городов, начисто оторванных от почвы. В свое время роль городов была другой. Города технологически обеспечивал деревню. Сейчас эта городская цивилизация стала самодостаточной - и стала пожирать самое себя. Это признак конца цивилизации. Приближение этого конца видно даже на биологическом уровне - численность любой городской цивилизации сокращается. Это не только у нас. Это и в Германии. Это и в Америке - в популяции классических англосаксов. В южных штатах США в школах основной язык теперь - испанский. Другое обстоятельство - исчерпание творческого характера этой городской цивилизации. Когда русских дворян тянуло на Запад в начале девятнадцатого века, это была тяга все же не столько к сладкой жизни, сколько к знаниям, к культуре, к Гомеру, Вергилию, Шекспиру, германским философам нового времени. Сейчас мотивы движения на Запад совершенно иные, а уровень обр Другое обстоятельство - исчерпание творческого характера этой городской цивилизации. Когда русских дворян тянуло на Запад в начале девятнадцатого века, это была тяга все же не столько к сладкой жизни, сколько к знаниям, к культуре, к Гомеру, Вергилию, Шекспиру, германским философам нового времени. Сейчас мотивы движения на Запад совершенно иные, а уровень образования у нас, как мы знаем, выше. Можно привести много других признаков того, что западная цивилизация испытывает стандартное перерождение, деградацию. - Тот же Дик Моррис в своем интервью сделал еще одно важное признание. Он сказал, что новая война требуется Америке для решения экономических проблем. И в самом деле: факт американской рецессии стал общепризнанной реальностью... - Это естественно, потому что большая часть западной экономики построены на спекуляции, на торговле ничем не обеспеченными активами. Этот праздник жизни должен был когда-то закончиться. И то, что сегодня называют рецессией - это еще только начало. На Западе в сотни раз больше вложено средств в биржевые спекуляции, чем в реальную, производительную экономику. Западная экономика - это по существу то, что мы называемой пирамидой. А ни у какой пирамиды никогда другого конца не бывало, кроме финансового краха. У Соединенных Штатов - колоссальный бюджетный дефицит, тридцать триллионов. Выхода из этого нет. Захват иракских нефтяных месторождений, может быть, даст отсрочку на несколько лет - не более. - Возвращаясь к предмету Вашей книги, спросим себя: а как же эти могущественные еврейские капиталисты, воротилы планетарного масштаба, и одновременно стратеги постиндустриальной глобальной цивилизации - катализаторы химических реакций, пользуясь Вашим сравнением... Как же они так не рассчитали? - Это мировая загадка, которую я сейчас не берусь рациональным образом описать. Ну, умирает организм. Как мы видим, у него есть еще методы борьбы. Когда появляется некая устойчивая валюта, способная противостоять доллару, происходит азиатский кризис. Потом начинается борьба с евро... В Америку ежедневно вливаются миллиарды долларов - любыми средствами, путем любого давления. Собственно, в основном для этого им был нужен и распад СССР. Но так не может продолжаться без конца. Мы слышим глухой рокот несогласия - и в Европе, и в Азии. Инвестиции уже уходят из Америки, а население лишается средств, вложенных в акции лопнувших компаний... Я написал целую работу о том, что нынешняя западная цивилизация, условно именуемая капитализмом, находится в состоянии глубокого кризиса. Она обнаруживает стандартные признаки цивилизации, находящейся в периоде упадка, распада. Их сегодняшние успехи - это чисто солдафонское завоевание силой. Этот успех - ненадолго. - Сейчас в американской прессе наблюдается нечто вроде раскола в кругах еврейской публицистики. "Ястребов" разоблачают "голуби", причем беспощадно, в стиле времен кампании протеста против войны во Вьетнаме... - Есть такой специфический цивилизационный феномен: реальному крупному событию предшествует как бы его репетиция. Конечно, эта антимилитаристская революция 1960-х годов была направлена против самих основ этого общества, и ее идеологи - Маркузе, Адорно - очень последовательно добивались его разрушения. Мне трудно вычленить главное в этом левом антивоенном течении, но оно напоминает мне некоторые российские партии предреволюционного периода. Это были нигилисты... то есть в принципе они предпочли бы похоронить весь мир. Потом это сошло на нет - как наша революция 1905 года. Теперь может повториться то же самое, только в большем масштабе. И к власти могут придти как раз представители той антивоенной традиции - Клинтон или его жена, представители именно того поколения. - Они-то и станут могильщиками этой цивилизации? - Не они, так другие. Крах произойдет неизбежно. Значит, цель России вовсе не в том, чтобы приспособиться к этой цивилизации и катиться вместе с ней, а чтобы максимально дистанцироваться от нее - чтобы при крушении этой системы мы не оказались погребены под ее обломками. Когда я был подростком, всюду висели плакаты: "Догнать и перегнать!". Я помню, что поразился противоречию: зачем догонять общество, которое согласно господствующей доктрине, катится в пропасть? Теперь это противоречие в нашем обществе еще более драматично. Из-под обломков коммунизма мы кое-как, с увечьями, но смогли выкарабкаться, но второго такого краха мы уже не переживем. Вот когда привязка к этой системе будет преодолена, и будет возможно русское правительство. - Оно же не придет само по себе... - Ему будет гораздо легче придти, когда нынешним власть имущим некому будет давать гранты. А экономику можно прибрать к рукам, если правительство этого захочет. Крушение нынешней западной цивилизации, возможно - уникальный исторический шанс для России. Если только Россия сумеет им воспользоваться. http://www.rus-imperia.com/main.htm
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|