Соглашение о взаимном оказании услуг
Введение
Основным элементом институциональной среды, в которой люди осуществляют свой выбор, являются нормы. Норма - "предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией поддержание порядка" в системе взаимодействий. Например, во Франции не принято приходить в гости точно в назначенное время, но это отнюдь не свидетельствует о необязательности французов: нормой является небольшое опоздание (5-15 мин), и отношения между хозяевами и приглашенными строятся на основе ее выполнения. Норма - базовый регулятор взаимодействуй людей. Нормой определяется, как должен себя вести индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания носит добровольный характер либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических). Остановимся более подробно на структуре нормы и на том, как норма влияет на поведение людей. Элементы, из которых конструируются нормы, таковы: атрибуты, они определяют группу людей, на которую распространяется норма; фактор долженствования (может, должен или не должен); цель; условия, при которых действует норма; санкции. Санкции бывают юридическими, фиксируемыми в нормах права, и социальными. Нормы структурируют взаимоотношения индивидов, обеспечивая координацию их деятельности. Именно существование норм является главной гарантией устойчивости взаимодействий и предсказуемости. Норма становится главным связующим звеном между микро- и макроуровнями. Индивид, выбирая ту или иную норму для понимания контрагента и согласования с ним своих действий, в то же время обеспечивает стабильность системы в целом. Например, рыночная система стабильна и способна к воспроизводству лишь в той мере, в какой индивиды используют в своем повседневном экономическом поведении те нормы, на которых она основывается. Переход от сделок между индивидами, преследующими свои частные интересы, к макроэкономическим процессам осуществляется через нормы рыночного поведения.
Прежде чем обратится к анализу норм, образующих институт рынка, рассмотрим нормы, лежавшие в основе прямо противоположной экономической системы, командной экономики или экономики дефицита. Командная экономика - форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Командная экономика характеризуется высоким уровнем централизации функций руководства экономикой и применением директивных методов управления. Такой тип экономики главенствовал в СССР. Признаки Командной экономики: государство жестко регулирует производство, обмен, распределение продукции; используются административные методы приказов, товаропроизводственных требований; устанавливаются четкие планы по производству той или иной продукции, оказанию услуг; низкое качество произведенной продукции; государство полностью регулирует экономику. Несмотря на наличие хронического дефицита, т.е. нехватки ресурсов, командная экономика, тем не менее, характеризовалась внутренней стабильностью и способностью к самовоспроизводству. Парадоксально, но дефицит тоже может быть нормальным состоянием системы, когда его уровень стабилизируется на определенном уровне и экономические агенты приспосабливаются к этому уровню. В этом случае речь идет о нормальном дефиците. Аналогичным образом Я. Корнай говорит о нормальной длине очереди, нормальных запасах ресурсов и готовой продукции, нормальной напряженности плана и т.д. Иными словами, не только всеобщее равновесие по Вальрасу может описывать устойчивое состояние экономической системы, система способна стабилизироваться даже в неравновесном состоянии, если последнее нормально. От каких же норм производны эти нормальные состояния командной экономики?
Конституция командной экономики
Утилитаризм
Вряд ли можно говорить о господстве нормы утилитаризма как максимизации индивидом своей полезности. Точнее, распространение потребительской культуры (идеал которой был отражен в триаде "квартира - машина - дача") и стремление обеспечить комфортные условия жизни характеризовали и советское общество образца 70-80-х годов, эти тенденции принимали специфические формы. Во-первых, главным ресурсом, используемым для достижения определенного уровня потребления, был не производительный труд, а доступ к редким (дефицитным) ресурсам тех, кто его имел: работников сферы торговли; профессиональных категорий, совершающих частные поездки за рубеж; работников бюрократического аппарата; работников железнодорожного и авиационного транспорта. Поэтому если норма утилитаризма и существовала, то в простой форме, как стремление индивида увеличить полезность вне связи с его продуктивной деятельностью. Во-вторых, стремление увеличить полезность в условиях дефицита ограничивалось высокими психологическими издержками и стрессами, связанными с необходимостью стоять в очереди, нервозностью, суетой, конфликтами. В этой связи Я. Корнай предлагает рассматривать понятие "границы терпения" в качестве одной из основных характеристик системы. Граница терпения понимается здесь как тот уровень концентрации конфликтов и напряжения, после которого экономические агенты начинают жаловаться и проявлять недовольство. Две указанные причины позволяют выделить в качестве первой нормы командной экономики простой и ограниченный утилитаризм. Рациональное действие Рациональное действие тоже являлось элементом системы норм командной экономики, но, как и утилитаризм, в специфической форме. Речь идет о неполной рациональности, связанной в первую очередь с ограниченностью и неполнотой информации - информация тоже была дефицитным ресурсом. В условиях несвободного ценообразования и дефицитности ресурсов экономические агенты должны дополнять информацию, содержащуюся в ценах, сигналами в неценовой форме - о величине запасов, длине очереди и т.д. А получение информации в натуральных показателях всегда связано с высокими издержками по ее сбору. В результате в системе возникает "трение", т.е. запаздывание в согласовании позиций продавцов и покупателей. Трение принимает формы ошибок в прогнозах, неинформированности заинтересованного лица о положении и намерениях других субъектов, неустойчивости намерений заинтересованного лица при принятии решений, негибкости в приспособлении к изменяющимся условиям. Кроме того, неполнота рационального действия связана с тем, что экономический агент свободен только в выборе средств для достижения заданных ему извне целей. Цели заданы идеологией, а партийный аппарат служил преобразованию идеологических установок в конкретные административные и хозяйственные задачи, принимавшие форму плановых заданий. Иными словами, действие экономических агентов в командной экономике ценностно-рациональное.
Норма доверия Норма доверия существовала в двух формах: как доверие кгосударству и как доверие на микроуровне, ограниченное кругомхорошо знающих друг друга лиц. Без доверия к государству нельзябыло обойтись по причине опосредованности любой значимойсделки обращением в государственный орган: партийный, плановый,снабженческий. В этих условиях совершенно излишнедоверять непосредственному контрагенту, государство в качестветретьей стороны гарантировало выполнение условий сделки.Однако доверие на микроуровне все же существовало, но в максимально персонифицированной форме. Это утверждение верно как вотношении домашних хозяйств, так и в отношении предприятий.Для описания перенесения центра тяжести в социальной и экономическойжизни домашнего хозяйства на семейно-родственныеструктуры, друзей и знакомых был предложен термин "приватизация ". Например, взаимодействие осуществляется не со специалистом ( врачом, парикмахером) вообще, а со знакомым врачом илипарикмахером. Причем "важность дружеских связей прямо пропорциональнастепени недоступности товаров и услуг и обратнопропорциональна возможности приобретения дефицитных товарови услуг за деньги"9. Аналогичный процесс наблюдался и вповедении предприятий. Каждое из них имело устойчивый кругпартнеров, причем между руководителями таких предприятийустанавливались доверительные отношения на личностном уровне.Речь идет о корпоративных отношениях между директорами,построенных на основе четких принципов взаимной помощи ивзаимного доверия.
Соглашение о взаимном оказании услуг
Следующую базовую норму командной экономики можно определитькак " ты - мне, я - тебе", или соглашение о взаимном оказании услуг. Распространенный вариант получения дефицитногоресурса заключался в следующем: "Потребитель и поставщиквремя от времени меняются ролями - сегодня я выручу тебясталью, завтра ты поможешь мне с болтами". Использованиенормы "ты - мне, я - тебе" предполагает способность индивидавстать на точку зрения контрагента, но не любого, а конкретногои постоянного. Нетрудно убедиться, что именно такая нормалежит в основе любой бартерной сделки. Даже тот факт, чтобартерный обмен может осуществляться по цепочке, не позволяетэтой норме лишиться локального и ограниченного кругом лицхарактера. Норма легализма Норма легализма - добровольное подчинение закону.Несмотря на кажущуюся подконтрольность государству любоговзаимодействия закон далеко не всесилен в рамках команднойэкономики. Во-первых, сами законы не имеют абсолютного характера,а подчинены интересам бюрократии, в первую очередь - партийной. "Партийные решения де-факто обладали силой закона", хотя формальных оснований для подобной трансформациине было. Даже провозглашенная де-юре общенародная формасобственности не имела ничего общего с формой собственностиде-факто, а именно с собственностью бюрократических органов-"контор" (министерств и ведомств). Подобный произвол бюрократиине мог не сказываться на отношении к закону обычныхграждан. Их повседневное поведение характеризовало "двоемыслие": публично демонстрируемая приверженность принятым вобществе нормам и законам, которая может не соответствоватьвнутренним убеждениям и даже вступать в противоречие с реальнымповедением людей. Иными словами, поведение экономическихсубъектов в командной экономике характеризовала норма провозглашаемого легализма.
Теперь мы можем приступить к анализу конституции рынка, совокупности взаимообусловленных норм поведения, делающихвозможным совершение сделок на рынке и достижение равновесияна нем. В отличие от норм командной экономики, которыестабилизировали неравновесное состояние системы, результатомиспользования рыночных норм является стабильное равновесиена рынке, в идеале - стабильное равновесие на всех рынках ( модель всеобщего равновесия Вальраса-Эрроу-Дебре). Конституция рынка
Развитые рыночные институты экономического обмена предполагают соблюдение таких общепринятых норм социального поведения, как нормы взаимного доверия, симпатии, эмпатии, утилитаризма и интерпретативной рациональности.
Утилитаризм
Первая норма, заложенная в рыночной конституции, - сложный утилитаризм. Она предполагает не только ориентацию индивида на максимизацию своей полезности, но и осознание им связи между получаемой полезностью и своей продуктивной деятельностью, т.е. норма сложного утилитаризма исключает несоответствие между уровнем потребностей и продуктивной деятельностью индивидов. Подобное несоответствие часто лежит в основе "революций неадекватных ожиданий", возникающих при распространении высоких потребительских стандартов среди населения стран, не обладающих высоким производственным потенциалом и высокой производительностью труда. В этой ситуации восприятие нового стандарта потребления, происходящее в основном через средства массовой информации, не затрагивает господствующую в обществе модель продуктивной деятельности. Простой утилитаризм предполагает превращение при наличии благоприятных условий максимизации полезности в поиск ренты. Всякое отклонение от ситуации совершенной конкуренции, установление ограничений на обмен (тарифов, квот) обращают усилия простого утилитариста на поиск ренты, или, иначе, на непродуктивную максимизацию прибыли. Альтернативой является именно сложный утилитаризм как нормативно-ценностное ограничение стремления индивида максимизировать ренту, признание индивидом допустимости получать выигрыш только за счет собственной деятельности, а не в ущерб другим. Утилитаризм: простой - стремление индивида максимизировать свою полезность вне связи со своей продуктивной деятельностью; сложный - максимизация индивидом своей полезности на основе продуктивной деятельности. Целерациональное действие
Если норма утилитаризма задает целевую функцию индивида, то норма целерациональной деятельности конкретизирует ее, связывая максимизацию полезности с решением конкретных задач. Целерациональное поведение предполагает использование индивидом определенного поведения предметов внешнего мира и людей в качестве "условий" и "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели. В условиях неполноты информации и ограниченности когнитивных способностей по ее обработке (т.е. неполной рациональности) целерациональное поведение превращается в манипулирование индивидом, обладающим большей информацией, своим контрагентом. Таким способом индивид стремится превратить окружающих в средства для достижения своей цели - максимизации полезности. Классическими примерами использования асимметричности информации одними агентами в ущерб другим являются рынок подержанных автомобилей ("лимонов") и страхование, связанное с ситуацией "морального риска". Подобное поведение получило название оппортунизма, "преследования личного интереса с использованием коварства, обмана в явной или более тонкой форме". Гарантии против превращения целерационального поведения в оппортунизм могут быть либо структурного характера, либо формально - правового: полнота информации, которой располагают все участники обмена, и их совершенные когнитивные способности; использование специальных процедур при заключении контракта.
Доверие
Одна из предпосылок целерационального действия заключается в формировании соответствующих действительности ожиданий относительно поведения предметов окружающего мира и людей, в предсказуемости деятельности. Соответствие действий контрагента ожиданиям становится особенно важным в тех ситуациях, когда риск принимаемых индивидом решений определен действиями контрагента. Модели теории игр служат лучшей иллюстрацией сказанному: выбор игроком той или иной стратегии зависит от действий другого игрока. В условиях взаимозависимости целерациональное действие возможно лишь при наличии доверия в качестве нормы, регулирующей отношения между индивидами. Доверие заключается в "ожидании определенных действий окружающих, которые влияют на выбор индивида, когда индивид должен начать действовать до того, как станут известными действия окружающих". Подчеркнем связь сделок на рынке с доверием в деперсонифицированной форме, так как круг участников сделок не должен быть ограничен лично знакомыми людьми. Расчетные данные о минимально необходимом уровне доверия подтверждаются эмпирически. Так, уровень деперсонифицированного доверия в странах с развитой рыночной экономикой, измеренный с помощью ответа на вопрос: "Исходя из Вашего личного опыта, считаете ли Вы, что окружающим людям можно доверять?", составлял 94% в Дании, 90 - в ФРГ, 88 - в Великобритании, 84 - во Франции, 72 - на севере Италии и 65% - на юге. Показателен низкий уровень доверия на юге Италии, где традиционно сильна мафия. Не случайно один из исследователей мафии - Д. Гамбетта объясняет ее возникновение критически низким уровнем доверия в южных регионах Италии и, следовательно, потребностью в заменителе доверия, принимающего форму вмешательства "третьей стороны", которой доверяют оба участника сделки.
Эмпатия
Одним из условий функционирования рынка на основе доверия в деперсонифицированной форме является наличие в конституции рынка еще одной нормы, эмпатии. Индивид действует на основе эмпатии, когда он ставит себя на место контрагента и пытается понять его ощущения, интересы и намерения. Доступность для понимания и предсказуемость действий контрагента позволяют индивиду доверять ему. Здесь следует разделять, с одной стороны, желание понять ощущения другого на основе аффекта, личной привязанности и симпатии и, с другой стороны, эмпатию как элемент целерационального действия. В первом случае речь идет о психологическом феномене, который по определению ограничен узким кругом близко знакомых лиц. В последнем же случае индивид пытается встать на лишенную эмоциональной окраски позицию контрагента: продавца, покупателя, кредитора, любого другого субъекта рыночных отношений. Поэтому важен не факт личного знакомства, а факт зависимости индивида в достижении его собственных целей от позиции контрагентов. Например, в основе стратегии маркетинга товара или услуги лежит попытка производителя определить отношение к его продукции потенциального покупателя, попытка увидеть ее глазами покупателя. Свобода
Эмпатия, не ограниченная определенным кругом лиц, связана с получением индивидом свободы в своих действиях. Деятельность человека тем свободнее, чем лучше он понимает и предсказывает действия окружающих - последние превращаются из препятствий достижению рационально поставленных целей в условия успеха. "Чем человек активнее, чем большее количество внешних тел он вовлекает в свою деятельность, тем больше мера его свободы, ибо чем лучше он знает природу внешних тел, тем умнее (а стало быть, и успешнее) он с ними действует, тем меньше он испытывает их неодолимое сопротивление". Такой акцент позволяет четко отличить свободу в негативном смысле, как независимость поведения индивида от намерений и желаний окружающих, от свободы в позитивном смысле, являющейся элементом конституции рынка. Свобода в позитивном смысле заключается не в отрицании влияния окружающих на поведение индивида, а в расчете только на самого себя при сознательном использовании этого влияния в своих целях. Именно такова основная норма поведения предпринимателей, полностью сделавших свой бизнес своими руками. Примером качественного различия между двумя смыслами нормы свободы из украинской и российской практики стала ориентация части предпринимателей на рубеже 80-90-х годов на борьбу за самостоятельность и независимость тогда еще государственных предприятий (от министерств, от местных властей, от государства в целом), а другой части - на создание бизнеса своими руками. Впрочем, тот же самый дуализм наблюдался и при создании банков, торговых фирм и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|