Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типовой учебно-научный текст (технический профиль)

Материалы вступительных испытаний по русскому языку для иностранных абитуриентов, поступающих в бакалавриат

 

1. Абитуриент допускается к сдаче вступительных испытаний по русскому языку при наличии паспорта (или иного документа, удостоверяющего личность) и направления из отдела контрактов.

2. В случае опоздания абитуриент не допускается к сдаче вступительного испытания.

3. Вступительные испытания по русскому языку для иностранных абитуриентов проводятся в течение одного дня и состоят из трёх аспектов:

1) изложения со слуха,

2) чтения и передачи содержания прочитанного текста учебно-научного характера с опорой на предложенные вопросы и план, составленный студентом,

3) беседы по темам.

 

Аспекты Время подготовки и выполнения Максимальное количество баллов
1. Изложение со слуха 120 минут (выполнение)  
2. Чтение и передача содержания прочитанного текста учебно-научного характера с опорой на предложенные вопросы и план, составленный студентом. 25 минут (подготовка), 10 минут (выполнение)  
3. Беседа по темам. 10 минут (выполнение без подготовки)  
    Максимальное количество баллов за весь экзамен: 100

 

Изложение со слуха.

Цель изложения – проверка уровня сформированности умений в области аудирования и письма. Объём изложения – 350 слов. Текст изложения предъявляется на слух 2 раза. Время выполнения задания – 120 минут.

Максимальное количество баллов за изложение – 40.

Общее количество баллов за изложение складывается из оценок за

1) содержание, 2) грамматику, 3) пунктуацию и орфографию.

 

1) При подсчёте количества слов полное написание фамилии, имени, отчества считается при первом употреблении за 3 слова, при последующих употреблениях – за 1 слово; дата, написанная цифрами, считается за 1 слово, при написании даты словами считаются все слова.

Оценка за содержание рассчитывается по таблице:

% от общего количества слов Количество слов Оценка за содержание
≥ 70 % ≥ 245 слов  
50 % – 69 % 175 – 244 слова  
30 % – 49 % 105 – 174 слова  
≤ 29 % ≤ 104 слова 2 (за всё изложение выставляется 0 баллов)

 

2) Подсчёт грамматических ошибок проводится по таблице:

Типы грамматических ошибок   Пометы экзаменатора
в тексте изложения на полях справа
1. Употребление падежных форм существительных, прилагательных, местоимений в единственном и множественном числе.   а) считать Ѕ ошибки в выборе варианта падежного окончания –ого/-его, -ой/-ей и т.д.;   б) не считать ошибкой: ошибки на склонение (весь, один). подчёркивание двумя чертами (=) подчёркивание одной чертой (–)     подчёркивание одной чертой (–) |     √
2. Отсутствие и неправильное употребление предлога.   а) считать Ѕ ошибки: употребление предлога с сочетании: в 25 октября, в летом и т.п., а также неправильный выбор предлога в, на, из, с. подчёркивание двумя чертами (=) подчёркивание одной чертой (–)   |   √
3. Согласование сказуемого с подлежащим в роде, числе.   а) не считать ошибкой неправильное согласование в случаях типа: Много студентов приехал и из Китая. подчёркивание двумя чертами (=) подчёркивание одной чертой (–)   |
4. Спряжение глагола.     а) считать Ѕ ошибки ошибки на тип спряжения (он отдыха и т);   б) считать Ѕ ошибки ошибки в глаголах непродуктивных классов;   в) считать Ѕ ошибки отсутствие ь в инфинитиве. подчёркивание двумя чертами (=) подчёркивание одной чертой (–)   подчёркивание одной чертой (–)   подчёркивание одной чертой (–)   | √ √ √
5. Употребление вида глагола (в рамках программы I уровня).   подчёркивание двумя чертами (=)   |
6. Употребление союзного слова который (во всех падежах).   подчёркивание двумя чертами (=)   |
7. Отсутствие структурно необходимого слова (часть предиката, предикат, подлежащее типа: Мой отец – инженером.).   подчёркивание двумя чертами (=)   |
8. Употребление глаголов движения.   подчёркивание двумя чертами (=) |
9. Трансформация прямой речи в косвенную.   подчёркивание двумя чертами (=)   |
10. Употребление пассивных конструкций типа Космос изучается учёные.   подчёркивание двумя чертами (=)   |
11. Конструкции с союзом чтобы. подчёркивание двумя чертами (=)   |
12. Конструкции с если – если бы.   подчёркивание двумя чертами (=)   |
13. Лексически неправильное употребление слова типа: попросить – спросить, деканат – декан.   подчёркивание двумя чертами (=)   ||  
14. Коммуникативно значимые ошибки. (предложение представляет собой набор слов). За каждый подобный случай выставляется 2 грамматические ошибки. подчёркивание волнистой линией   ||

 

Оценка за грамматику рассчитывается по таблице:

Количество ошибок на 100 слов Оценка за грамматику
1 – 2  
3 – 4  
5 – 6  
7 – 8  
≥ 9 2 (за всё изложение выставляется 0 баллов)

 

3) Общее количество баллов за содержание и грамматику рассчитывается по таблице:

Оценка за содержание Оценка за грамматику Общее количество баллов за изложение
     
     
     
  2 (< 9 ошибок на 100 слов)  
  2 (≥ 9 ошибок на 100 слов)  
     
     
     
  2 (< 9 ошибок на 100 слов)  
  2 (≥ 9 ошибок на 100 слов)  
     
     
     
  2 (< 9 ошибок на 100 слов)  
  2 (≥ 9 ошибок на 100 слов)  
2 (меньше 104 слов)  

 

4) Пунктуационные и орфографические ошибки рассчитываются по таблице:

Пунктуационные ошибки Пометы экзаменатора
в тексте изложения на полях справа
Отсутствие знаков препинания в конце предложения минус Ѕ балла от количества баллов за содержание и грамматику, если в работе допущено > 5 подобных ошибок подчёркивание одной чертой (–)   п
Иные ошибки не учитываются ставятся пропущенные знаки препинания;   подчёркиваются одной чертой лишние знаки препинания (–)    
Орфографические ошибки
Отсутствие заглавное буквы в начале предложения и в именах собственных минус Ѕ балла от количества баллов за содержания и грамматику, если в работе допущено > 5 подобных ошибок подчёркивание одной чертой (–)   ор
Иные орфографические ошибки 6 – 10 ошибок минус 1 балл от количества баллов за содержания и грамматику ор
11 – 20 ошибок минус 2 балла от количества баллов за содержания и грамматику
более 20 ошибок минус 3 балла от количества баллов за содержания и грамматику
               

 

5) Общее количество баллов за изложение рассчитывается по формуле:

количество баллов за содержание и грамматику минус потерянные баллы за пунктуационные и орфографические ошибки равно общее количество баллов за изложение.

 

2) Передача содержания прочитанного текста учебно-научного характера, соответствующего по тематике профилю обучения, с опорой на предложенные вопросы и план, составленный студентом (пересказ текста по специальности).

Цель передачи содержания прочитанного текста по специальности – проверка уровня сформированности умений в построении монологического высказывания репродуктивного характера на основе прочитанного учебно-научного текста с опорой на вопросы или план, а также умения принимать участие в диалоге-расспросе на основе прочитанного текста. Время подготовки – 25 минут. Время выполнения – 10 минут. Объем предъявляемого текста – 400-500 слов. Максимальное количество баллов – 40.

Оценка данного вида работы проводится по следующим критериям:

Критерии оценки передачи содержания учебно-научного текста (максимум 40 баллов)
Проверяемое умение Количество баллов
1) Понимание темы, проблемы и основного содержания прочитанного текста. максимум 8 баллов
2) Понимание главной и второстепенной информации отдельных смысловых частей. максимум 8 баллов
3) Понимание логических, причинно-следственных связей между отдельными смысловыми частями и выводы. максимум 8 баллов
4) Умение принимать участие в диалоге-расспросе на основе прочитанного текста, понимание коммуникативного намерения собеседника, адекватная реакция на его реплики. максимум 8 баллов
5) Умение использовать языковой и речевой материал, целенаправленно оперировать им при построении высказывания, оформлять речевое высказывание в соответствии с нормами современного русского языка. максимум 8 баллов
     

 

Типовой учебно-научный текст (технический профиль)

Растворимость[1]

Свойством растворять вещества, образуя растворы, обладают бензин, спирт, расплавленные металлы и другие вещества. Эти вещества являются растворителями. Способность вещества растворяться в том или ином растворителе называется растворимостью вещества. Некоторые вещества могут растворяться друг в друге в любых соотношениях, например, вода и спирт. Но как правило, растворимость одного вещества в другом ограничена. Так, в 100 г воды при 20°С растворяется не больше 200 г сахара, 35,9 г хлорида натрия NaCl (поваренной соли), 17,5 г медного купороса CuSo4 и т.д.

Растворы, в которых данное вещество при данных условиях (при данной температуре и давлении) уже не может раствориться, называются насыщенными. А растворы, в которых ещё может раствориться добавочное количество данного вещества, называются ненасыщенными.

Число граммов вещества, образующих насыщенный раствор в 100 граммах растворителя при данной температуре, называется растворимостью этого вещества, или коэффициентом растворимости.

Растворимость вещества (коэффициент растворимости) зависит от при­роды растворителя, а также от температуры и давления. Так, по способности растворяться в воде вещества делят на следующие группы: хорошо растворимые, если в 100 г воды растворяется более 10 г вещества; малорастворимые, если растворяется менее 1 г вещества; практически нерастворимые, если растворяется менее 0,01 г вещества. Например, растворимость в воде при 20°С хлористого серебра AgCl — 0,00015 г.

С изменением температуры растворимость большинства веществ изменяется. Растворимость твёрдых веществ и жидкостей с повышением температуры, как правило, возрастает. Растворимость очень немногих веществ, например, карбоната кальция СаСО3, гидроокиси кальция Са(ОН)2 с повышением температуры не возрастает, а падает. Зависимость между растворимостью и температурой очень удобно изображать графически в виде кривых растворимости. Для построения кривой растворимости откладывают на горизонтальной оси температуру, а на вертикальной оси – растворимость вещества при соответствующей температуре.

На рисунке «Зависимость растворимости веществ от температуры» приведено несколько характерных кривых растворимости. Резко поднимающиеся вверх кривые растворимости нитратов калия КNО3, серебра АgNO3, свинца Рb(NO3)2 показывают, что с повышением температуры растворимость этих веществ сильно возрастает. Растворимость хлорида натрия NaСl незначительно изменяется по мере повышения температуры, что показывает почти горизонтальная кривая растворимости этой соли. Растворимость газов с повышением температуры падает.

Растворимость веществ, находящихся в твёрдом состоянии, практически не зависит от давления и при растворении твёрдых тел в воде объём системы обычно изменяется незначительно. Растворимость жидкостей друг в друге также мало зависит от давления и растёт только при очень высоких давлениях (порядка тысяч атмосфер). Растворение жидкостей, как и растворение твёрдых тел, не сопровождается значительным изменением объёма.

С изменением давления растворимость газов изменяется сильно. При по­вышении давления растворимость данной массы газа увеличивается во столько же раз, во сколько увеличивается давление. Эта особенность газов известна как закон Генри.

Если же растворимость газа выражать не в граммах, а числом объёмов газа, растворяющихся в 1 объёме растворителя, то растворимость газов в объёмных единицах не зависит от давления. Поэтому растворимость газов обычно выражают не в граммах, а в миллилитрах, указывая объём газа, растворяющийся в 100 мл растворителя.

Растворимость некоторых газов в воде при 0° и при 20°С приведена в таблице.

 

Газ Растворимость газа в 100 мл воды (мл)
0°С +20°С
Водород   Кислород   Азот   Диоксид углерода   Хлор 2,15   4,9   2,35     1,8   3,1   1,5   87,8  
Зависимость растворимости веществ от температуры Растворимость некоторых газов в воде при температуре 0°С и 20°С

Вопросы:

1. Что такое растворимость вещества?

2. Какие растворы называются насыщенными/ненасыщенными?

3. Как называется число граммов вещества, образующих насыщенный раствор в 100 граммах растворителя при данной температуре?

4. От чего зависит коэффициент растворимости?

5. На какие группы делятся вещества по способности растворяться в воде?

6. Как зависит растворимость корбоната кальция от изменения температуры?

7. Какая зависимость существует между растворимостью твёрдых веществ / жидкостей / газов и изменением давления?

8. Сформулируйте закон Генри.

9. Почему растворимость газов обычно выражают не в граммах, а в миллилитрах?

 

Беседа

Цель беседы – проверка уровня сформированности речевых навыков и умений, необходимых для решения коммуникативных задач в учебной, бытовой и социокультурной сферах общения. Беседа ведётся в пределах следующих тем и вопросов:

Биография:

· кто вы, откуда вы приехали, сколько вам лет, где вы родились;

· где вы жили раньше, где живете сейчас.

Семья:

· сколько человек в вашей семье;

· кто ваши родители (братья, сёстры, жена, муж, дети), чем они занимаются;

· где живёт ваша семья;

· как проводят свободное время члены вашей семьи;

· когда, как и где любите отдыхать вы и члены вашей семьи.

Учёба, работа:

· где вы учились, когда и что окончили (какую школу, какой университет),

· что вы изучали, что вас интересует, что вы хотите изучать в университете;

· какую специальность вы хотите получить и почему; кто посоветовал вам выбрать эту специальность;

· где вы хотите работать после окончания университета;

· где вы работаете (работали раньше); нравится ли вам ваша специальность, почему вы выбрали эту специальность.

Интересы и увлечения:

· чем вы любите заниматься в свободное время, чем вы интересуетесь: наукой, искусством, спортом; любите ли вы театр, кино; какие фильмы вам нравятся, какие книги, газеты, журналы вы читаете; какую музыку вы любите; какой вид спорта вам нравится;

· любите ли вы путешествовать, где вы были, какие места вам понравились больше всего.

Родная страна:

· где находится ваша страна;

· какие природные богатства есть в вашей стране;

· что вы можете рассказать о природе, истории, культуре вашей страны;

· что вы посоветуете туристам посмотреть в вашей стране.

Знакомство с Россией:

· что вы знаете о России (географическое положение, природа, исторические события, деятели науки и культуры).

Родной город:

· где находится ваш родной город, какой это город (современный, промышленный, экономический, политический, культурный центр);

· сколько жителей в вашем городе, чем они занимаются;

· что вы знаете об истории города (когда и кем был основан, как назывался раньше), какие исторические события связаны с этим городом, какие достопримечательности есть в городе: центральные улицы, площади, памятники, музеи, театры, парки, стадионы;

· какие проблемы есть в вашем городе (жилищные, транспортные, экологические и др.);

Знакомство с Санкт-Петербургом:

· что вы знаете об истории Санкт-Петербурга (когда и кем был основан, как назывался раньше), какие исторические события связаны с этим городом, какие достопримечательности есть в городе: центральные улицы, площади, памятники, музеи, театры, парки, стадионы;

· где вы уже побывали в Санкт-Петербурге, какие достопримечательности видели; что вам понравилось больше всего;

· почему вы выбрали для учёбы Санкт-Петербург.

 

Максимальное количество баллов за беседу – 20.

Количество баллов за беседу считается по таблице:

1. Адекватность решения коммуникативной задачи. максимум 4 балла
2. Объём и полнота высказываний. максимум 4 балла
3. Логичность и связность изложения. максимум 4 балла
4. Лексико-грамматическое оформление. максимум 4 балла
5. Фонетико-интонационное оформление. максимум 4 балла

 

Если абитуриент набрал менее 40 баллов, то ему рекомендуется повторить / пройти курс обучения русскому языку по программе довузовской подготовки.

 


[1] Аросева Т.Е., Рогова Л.Г., Сафьянова Н.Ф. Научный стиль речи: Пособие по русскому языку для иностранных студентов. – М.: Русский язык. Курсы, 2012.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...