Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административное право экзамен

1.Понятие, предмет и метод административного права.
Административное право (АП) – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере гос. управления и частично муниципального управления.
Предметом АП являются те общественные отношения, которые складываются в сфере гос. управления.
Предмет АП включает в себя 2 группы отношений:
- организационные отношения управления в сфере реализации исполнительной власти
- внутриорганизационные отношения во всех элементах системы публичного управления
- контрольно-организационные отношения.
Метод АП устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.
Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:
- предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;
- запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;
- дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

2.Понятие и источники административного права.
Источники АП
– это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юр. силе нормативные правовые акты.
Виды источников:
1) Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов РФ
2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ
3) законы (федеральные, конституционные, а также законы субъектов РФ)
4) указы Президента РФ и НПА глав субъектов РФ
5) постановления Правительства РФ и НПА правительства субъектов РФ
6) НПА федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
7) публичные договоры
8) КоАП

3.Соотношение административного права с другими отраслями права.
АП взаимно связано с с др. отраслями права. Разграничение норм конституционного права и АП проводится в первую очередь по их субъектам: нормы КП регулируют организацию и деятельность представительной, а нормы АП – исполнительной власти.
АП также тесно связано с гражданским правом. Это вызвано тем фактом, что нормы АП регулируют все отношения, связанные с имуществом, а также правила движения имущества (передача, изъятие и т.д.) в сфере гос. управления. Мнение о том, что для отграничения ГП от АП недостаточно одного критерия - предмета регулирования, и его необходимо дополнить методом регулирования, имеет широкое распространение в юр. науке.
4.Система административного права.
Система административного права
– это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.
Как и большинство других отраслей права, административное право состоит из Общей и Особенной частей.
В рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:
- предмет и метод правового регулирования отрасли;
- характеристику административно-правовых норм;
- особенности административно-правовых отношений;
- иерархию источников административного права;
- статус участников административно-правовых отношений;
- основу организации и деятельности органов исполнительной власти;
- формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;
Что же касается содержания Особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:
- управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;
- управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;
- управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции.

5.Понятие административно-правовой нормы (содержание и структура).
Административно правовая норма
представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение.
Структура административно-правовой нормы:
- гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
- диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
- санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.
Виды административно-правовых норм:
1) по предмету:
а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;
б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;
2) по содержанию:
а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно -правовыхотношений;
3) по юридической силе:
а) законодательные;
б) подзаконные;
4) по территориальному действию:
а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) муниципальные.

6.Административно-правовые отношения (понятие, виды).
Административно-правовые отношения
– это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Виды административно-правовых отношений:
1) по характеру правоотношений:
- материальные, основанные на нормах материального права;
-процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;
2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
- горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
- вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
- субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
- координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
3) по целям:
- регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения;
- охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

7.Особенности административно-правовых отношений, их отграничения от других видов правоотношений.
Признаки административных правоотношений:

- являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
- носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;
- являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;
- в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

8.Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Юридический факт может возникать:
- в результате действий лиц и органов
- в результате тех или иных действий.
Функциями юр. фактов в АП являются обеспечение возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений и гарантия соблюдения принципы законности.

9.Понятие и виды субъектов административного права.
Под субъектом административного права понимается физическое лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
К числу индивидуальных субъектов относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организации -государственные и негосударственные.
Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.).
Негосударственные организации как субъекты административного права: общественные объединения(партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы.

10.Физические лица, как субъекты административного права (права и обязанности граждан в сфере государственного управления).
Права, граждан в сфере государственного управления делятся:
1) в зависимости от механизма их реализации:
—абсолютные - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот защищать, например, право на отдых, право на труд и т.д.;
—относительные - права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности и др.;
2) в зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения:
—общие права граждан, которые распространяются а все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц;
—специальные права — это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики — каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) по своему содержанию права делятся на три вида:
—право на участие в государственном управлении. К таковым относятся, например, право на государственную службу, право на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан и др.;
— право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций.
Обязанности граждан Российской Федерации как субъектов административного права заключаются в следующем:
- платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
- защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ);
- не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);
- соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

11.Административно-правовой статус граждан РФ.
Адм-правовой статус гражданина состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и свобод.

Элементы правосубъектности – это адм правоспособность – (способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами адм права). Частично возникает с момента рождения право на имя, на получение мед помощи и др). Правоспособность граждан не одинакова – она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и др.(даже рост влияет на правоспособ лица).

и админ дееспособность – способность граж своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные адм-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Адм дееспособность – в отличие от гражданской – не всегда и не только зависит от возраста (зависит от образования, места жительства, право на самостоятельное обращение к врачу – у несовершеннолетних с 15 лет). Регулируется законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

 

12.Гарантии соблюдения и обеспечения прав граждан (судебные и внесудебные формы).
В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, т. е. специальных экономических, политических, организацион­ных и юридических (в том числе административно-правовых) мер, на­правленных на реализацию и охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений.

Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.

Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным законодательством, а также международными договорами РФ.

Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защи­те прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каж­дый вправе в соответствии с международными договорами РФ обра­щаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод челове­ка, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В современном законодательстве России заметна тенденция к рас­ширению возможностей судебной защиты прав и свобод граждан, а также совершенствованию процессуального законодательства в этой области. Суды во все возрастающем объеме рассматривают дела, выте­кающие из административно-правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. Особо велика роль Конституционного Суда России, разрешающего дела о конституционности право­вых актов, в том числе непосредственно связанных с конституционны­ми правами, свободами и обязанностями граждан.

К видам внесудебных административно-правовых гарантий отно­сятся:

1. Право Президента приостанавливать, согласно ст. 85 Конститу­ции, действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения этого вопроса соответствующим судом;

2. Право гражданина обратиться в органы исполнительной власти, прокуратуру, Комиссию по правам человека при Президенте страны, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и к уполномоченным и комиссиям по правам человека субъектов Федера­ции, на которых возложены обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина.

Так, например, Комиссия по правам человека при Президенте стра­ны, действующая согласно Положению о ней от 18 октября 1996 г.*, обя­зана создавать условия для реализации Президентом его конституцион­ных полномочий гаранта прав и свобод человека. В этих целях она наде­лена широкими полномочиями: может получать информацию и мате­риалы, проводить проверки, посещения любых государственных орга­низаций. Комиссия составляет ежегодные доклады, ставит вопросы и вносит предложения, рассматривает обращения граждан, участвует в разработке проектов актов Президента и международных договоров.

13.Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и временных переселенцев.
Основными актами, определяющими правовое положение ино­странных граждан и лиц без гражданства при нахождении на террито­рии России, являются: Конституция РФ, Закон СССР от 24 июня 1981 г «О правовом положении иностранных граждан в СССР»*, Феде­ральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»**, правительственные акты — Правила транзитного проезда иностранных граждан через тер­риторию СССР от 10 мая 1984 г.*** Правила пребывания иностранных граждан в СССР от 26 апреля 1991 г.,**** а также международные соглаше­ния и договоры.

Эти акты регулируют административно-правовые отношения, в ко­торые вступают иностранные граждане и лица без гражданства, опре­деляют их права и обязанности, ограничения, ответственность за нару­шения законодательства, меры надзора и контроля.

Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в страну, имеет свои особенности: сначала она является ограниченной (наступает после оформления в посольстве или консульстве документов на въезд), затем — полной (с момента прибытия на территорию РФ), а прекращается при выезде из России или изменении гражданства. Возникновение административной дее­способности зависит либо от того, какие права и обязанности реализу­ются ими на общих основаниях, либо от критериев, указанных в меж­дународных соглашениях.

В соответствии со ст. 62 Конституции эти лица пользуются в Рос­сийской Федерации правами и несут обязанности наравне с граждана­ми России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Иностранным гражданам (в том числе гражданам СНГ) гарантиру­ются предусмотренные законом права и свободы. Однако объем адми­нистративной правосубъектности этих лиц несколько уже, чем граж­дан России. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России или с государственной тайной. В отношении этих лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения безопасности. На иностранных граждан не распространяется законодательство о воин­ской обязанности и военной службе.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию, различаются по цели пребывания: постоянно проживающие, временно пребывающие или проезжающие через территорию России транзитом. Прибывшие на постоянное проживание обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться (прописаться).

Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат админи­стративной ответственности на общих основаниях. К ним могут быть применены меры административной ответственности за проживание без документов на право жительства в России или проживание по не­действительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации (прописки) либо передвижения и выбора места жительст­ва, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребы­вания, а также за несоблюдение правил транзитного проезда через тер­риторию России. В случаях, определенных ст. 321 КоАП, эти лица могут быть выдворены из России.

Не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации иностран­ные граждане, которые в соответствии с законодательством России и международными договорами пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом.

Особый административно-правовой статус имеют беженцы и вы­нужденные переселенцы

 

14.Общая характеристика органов исполнительной власти и ее система в РФ.
Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государственной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д. При этом необходимо отметить, что основополагающим принципом государственного устройства РФ является закрепленный в ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В ст. 77, 78, 85, 110 и ряде других Конституции РФ говорится о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. субъектах, в чью компетенцию входит ее реализация, - органах исполнительной власти.

Система исполнительной власти в РФ состоит из следующих элементов:

  • федеральные органы исполнительной власти РФ;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Единство системы исполнительной власти обеспечивается:

  1. верховенством Конституции и федеральных законов;
  2. обязательностью для исполнения на всей территории России указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;
  3. Конституционным Судом РФ, определяющим соответствие актов органов исполнительной власти Конституции РФ;
  4. федеральными судами, которые, подчиняясь только Конституции и федеральным законам, наделены полномочиями давать оценку решениям и действиям органов исполнительной власти и должностных лиц;
  5. прокуратурой РФ, осуществляющей надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Особую роль в поддержании единства системы исполнительной власти играет Президент РФ. В соответствии с Конституцией РФ он:

  • обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80) и осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России (ч. 4 ст. 78);
  • вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

 

15.Виды и структура органов исполнительной власти в РФ.
Органы исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе руководства экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Два уровня органов исполнительной власти:

1. федеральные органы исполнительной власти

2. органы исполнительной власти субъектов РФ (соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

По организации:

· Исполнительные органы, формирование которых в соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.

· На федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ).

· Исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ.

По характеру и объему компетенции:

1. Органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, краев, республик)

2. Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют функции в отношении определенной сферы деятельности (федеральные и республиканские министерства)

3. Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые координируют деятельность других исполнительных органов по порученной им сфере деятельности (государственные комитеты, федеральные комиссии, а также аналогичные органы в субъектах Федерации).

4. Органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются:

· Правительство РФ;

· федеральные министерства;

· государственные комитеты РФ;

· федеральные комиссии России;

· федеральные службы РФ;

· российские агентства;

· федеральные надзоры России;

· иные федеральные органы исполнительной власти:

o Главное управление специальных программ Президента,

o Гос. техническая комиссия при Президенте,

o Управление делами Президента.

Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть:

· правительства (советы министров, мэрии, администрации);

· министерства;

· комитеты;

· департаменты;

· главные управления,

· управления,

· отделы и иные органы.

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

· коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, государственная комиссия и др.);

· единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации).

Классификация органов исполнительной власти может проводиться также по другим признакам:

· по порядку образования (избираемые, назначаемые);

· по источникам финансирования (видам бюджета).

В системе всего аппарата исполнительной власти можно выделить 4 фундаментальных укрупненных звена:

· федеральный центральный аппарат ИВ (центральных органов государственного управления и их территориальных органов);

· аппарат ИВ субъектов Федерации; местный аппарат исполнительной власти муниц. образований (местные органы исполнительной муниципальной власти) и администрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.

Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ; коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» структура системы федеральных органов исполнительной власти включает в себя 3 группы:

1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

2. Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

3. Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства РФ: федеральная антимонопольная служба и федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральное министерство – самостоятельно осуществляет правовое регулирование, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом.

Федеральная служба – осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, осуществляет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью. Не вправе осуществлять информационно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказывать платные услуги.

Федеральное агентство – осуществляет функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств (находящиеся в субъектах Федерации и отдельных регионах РФ) также входят в систему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры.

В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают Губернатор (края или области), Правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).

 

 

16.Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны.

В соответствии со ст. 83 Конституции он, в частности:

· назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

· имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

· принимает решения об отставке Правительства;

· представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБРФ и ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности;

· по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

· формирует и возглавляет Совет Безопасности;

· утверждает военную доктрину;

· формирует Администрацию Президента;

· назначает и освобождает полномочных представителей Президента;

· назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

· назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;

· подписывает и обнародует ФЗ (в том числе по вопросам исполнительной власти);

· обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

· осуществляет руководство внешней политикой страны; ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;

· принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Субъектом административного права Президент становится на 4 года в результате всенародных выборов, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция (ст. 92 и 93) предусматривает основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.

Постоянно действующим органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация. Администрация создает условия для реализации Президентом функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятия мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней политики, решения кадровых вопросов и обеспечения реализации Президентом иных возложенных на него полномочий.

В целях обеспечения реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, усиления контроля за исполнением указов и распоряжений Президента его Указом от 9 июля 1997 утверждено Положение о полномочном представителе Президента в регионе РФ. Представитель главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. Он представляет интересы Президента на части территории страны, включающей в себя один или несколько субъектов Федерации (соответствующий регион). Основные задачи полпреда: содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном и экономическом положении, взаимодействие с федеральными и местными органами власти, политическими партиями и иными общественными организациями.

 

17.Компетенция Правительства РФ.
Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ».

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...