Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Активность и направленность личности.




Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова.

Направленность личности. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни.

Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

Активность и направленность личности.

Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность.

Выделяют произвольную и непроизвольную активность:

1. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса.

2. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.

2 вопрос. Классификация теорий личности:

В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только (и не всегда) на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, что есть человек. Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений философии, например прагматизм, экзистенциализм, марксизм и др.), и только взятые в совокупности они способны объяснить (и лишь изредка предсказать!) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована исходя из образа человека нуждающегося, созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет привлечение образа человека самореализующегося и положений гуманистической психологии, в третьей окажется необходимым использовать представления о человеке активном (деятельностный подход).

Для продуктивного обсуждения теорий личности необходимо провести классификацию многообразия образов (моделей) человека, заложенных в фундамент различных теорий. Одним из возможных критериев классификации является следующая альтернатива: представляется ли человек системой, стремящейся к гомеостазу (равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию неопределенности). Другим критерием для ориентации в теориях личности являются допущения авторов о "природе человека". По этому критерию можно указать как минимум четыре различных позиции относительно "природы человека", определяющих специфику теорий личности.

o Человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. В таком случае конфликт между обществом и субъектом неизбежен. Причем в интересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в человеке.

o Человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную естественную сущность. В этом случае, неизбежен конфликт между "хорошим" человеком и "плохим" обществом. Как вариант разрешения этого противоречия допускается возможность построения идеального общества, которое будет соответствовать природе человека и раскрытию всех потенциально присущих ему свойств.

o Человек по природе неоднозначен ( и хорош, и плох одновременно). Социальная среда может только способствовать развитию хорошего и подавлению плохого в человеке (или наоборот). В данном случае конфликт человека и общества не является неизбежным и не носит тотального характера.

o Человек по природе нейтрален. Он tabula rasa (чистая доска), которую социум формирует по своим законам и своему подобию. Естественно, в такой версии конфликт отсутствует.

Теории личности можно разделить на четыре основных типа:

· гомеостатические с ориентацией на конфликт;

· гомеостатические с ориентацией на согласие;

· гетеростатические с ориентацией на конфликт;

· гетеростатические с ориентацией на согласие.

Гомеостатические теории с ориентацией на конфликт предполагают, что наличие конфликта является "бременем" человека, в течение всей своей жизни безуспешно пытающегося разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в безмятежное состояние равновесия. Типичным примером такой трактовки личности является классическая психоаналитическая теория 3. Фрейда. Конфликт здесь неизбежен не только в связи с исходной "испорченностью" человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики в развитии личности.

Гомеостатические теории с ориентацией на согласие придерживаются нейтральной трактовки человеческой природы. Примером здесь являются теории, рассматривающие личность как систему, создающую психическую модель изменяющегося внешнего мира с целью более эффективной адаптации к нему (бихевиоральный и когнитивный подходы).

Теории гетеростатического типа делают акцент на самодетерминации процесса усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления (для обозначения этого процесса используется термин "личностный рост"). Такие теории признают естественной сущностью личности "бескорыстную" (надситуативную) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться ("выходить за пределы самой себя"), но могут включать в себя и представления о различных конфликтных, кризисных ситуациях как дополнительных механизмах развития (гетеростатические теории с ориентацией на конфликт).

3 вопрос. ПРОБЛЕМА НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.

В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма - патология».

Норма - это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.

Личность – высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности.

Первый план характеристики личности образуют доминирующие отношения последней.

Вторая группа свойств охватывает психический уровень человека. Это не только уровень его желаний, но и уровень его достижений.

Уровень развития личности одновременно является уровнем развития ее функциональных возможностей, ее, говоря языком психологических понятий, интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств.

Третьим существенным компонентом является динамика реакций личности. Она соответствует тому, что в психологии называется темпераментом и с физиологической стороны освещено И.П. Павловым как тип высшей нервной деятельности.

Четвертый компонент характеристики личности – это взаимосвязь основных компонентов, или общая структура личности. Единство в структуре личности, соотношение в ней идеального и материального, социального и индивидуального следует рассматривать в связи с ее историческим развитием. Человек формируется в социальной среде, и в ходе этого процесса у него вырабатываются такие способы действия, которые благоприятствуют возникновению и развитию сознательных психических свойств, преобразованию биологического социальным (когда социальное из внешних условий, воздействий, требований, образцов, знаний и впечатлений переходит во внутренние потребности, привычки, требования личности к себе и к окружающим). Индивидуальное –постепенно, критически, не без борьбы, реорганизуется социальным и становится социальным, не утрачивая индивидуальности, но приобретая новый «социализированный» характер.

Несмотря на многообразие и изменение свойств личности, она в нормальных условиях остается единой. Это единство основывается на синтезе реакций и тенденций индивида, регулируемом его центральной нервной системой, на единстве его жизненного опыта.

Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

По форме и условиям проведения различают:

· экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические,

· прямые и косвенные,

· исследовательские и обследовательские (психодиагностические) методы исследования личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...