По иностранным языкам для различных этапов обучения и для
Стр 1 из 9Следующая ⇒ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Базовый курс лекций.
Часть III
УФА 2008 УДК
Иванова Т.В., Сухова И.А., Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть III. – Уфа: Издательство БГПУ, 2008.-95 с.
Учебное пособие освещает наиболее актуальные проблемы современной теории и практики обучения иностранным языкам, а также основные методические категории в контексте новой образовательной политики. Пособие адресовано студентам языковых факультетов педагогических вузов, а также учителям и преподавателям иностранных языков.
Рецензенты: кафедра методики преподавания иностранных языков и 2-го иностранного языка БГПУ; Т.Д.Шабанова, д-р филол. н., профессор (БГПУ); Л.К.Мазунова, д-р пед.н., профессор (БГУ).
Содержание
Лекция 1 Современные отечественные и зарубежные УМК по иностранным языкам для различных этапов обучения и для различных типов учебных заведений. Критерии их анализа. … 4 Лекция 2 Стандарты и программы по иностранным языкам (ИЯ). Система уровней владения ИЯ в языковом образовании. Зарубежные стандарты и требования международных сертификационных экзаменов……………………………………. 12 Лекция 3 Современные технологии обучения иностранному языку. Компьютерное обучение иностранному языку. Игры на уроках иностранного языка. Проект в преподавании иностранного языка. ………………….. 32 Лекция 4 Особенность профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка. Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку…………………………………….. 54
Лекция 5 Теоретические и методические основы обучения ИЯ в детских дошкольных учреждениях и в начальных классах общеобразо- вательных школ. ……………………………………………………. 61 Лекция 6 Специфика методики обучения второму иностранному языку….. 78
Лекция 1 Современные отечественные и зарубежные УМК по иностранным языкам для различных этапов обучения и для различных типов учебных заведений. Критерии их анализа.
Проблемы для обсуждения: · Новые УМК по иностранным языкам как один из возможных эффективных путей повышения качества обучения ИЯ в общеобразовательных учреждениях. · Основные характеристики (параметры) современного учебника ИЯ. · Исходные принципы построения современного учебника ИЯ. · Рекомендации по отбору учебников и учебных материалов для формирования различных коммуникативных навыков и умений. *** Проблема разработки государственных и региональных стандартов, учебных программ, планов, учебно-методических комплектов (УМК) также как и вопросы постановки целей и задач, отбора содержания обучения ИЯ являются основополагающими как в отечественной, так и в зарубежной методике. Одним из возможных эффектных путей повышения качества обучения иностранному языку в средних общеобразовательных учреждениях является разработка и внедрение новых УМК. Состав современных отечественных и зарубежных УМК может незначительно варьироваться, но если этот УМК претендует на эпитет «современный», - как указывает Е.Н.Соловова, - то у него должна быть определенная инвариантная часть, в которую входят, в первую очередь, книга для учащихся, т.е. учебник, аудиокассеты и книга для учителя (ср. часть 1 настоящего пособия, лекция 7). Наличие рынка учебников, возможность самому выбрать основное средство обучения для своих учеников - важная примета нашего времени.
Учебник – как ядро системы средств обучения, основной компонент, «управляющий деятельностью учителя и учащихся, отражающему определенный концептуальный подход к обучению ИЯ, цели, принципы, содержание обучения, что в свою очередь определяет стратегию и тактику, систему обучения в целом» (М.В. Якушев). Проблеме учебника посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых (И.Л. Бим, Д.Д. Зуев, Е.И. Пассов, Н.И. Тупальский, H. Funk, G.Neuner, C. Nodari, B. Kast, B-D. Mueller и др.). Практическая значимость результатов исследованй в области создания учебников иностранного языка (УИЯ) состоит в выявлении существенных свойств современного учебника и формулировке объективных требований к главному средству обучения. Вариативность содержания и целей обучения ИЯ и расширение рынка учебной литературы за счет появления все новых учебников, изданных в России и за рубежом, обуславливают потребность в выборном подходе к учебникам, их всестороннем анализе и личностной оценке. Практика показывает, что многие учителя ИЯ испытывают трудности при выборе и оценке учебника, в определении его пригодности для работы в конкретных условиях обучения. Выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект (УМК), учителю следует исходить из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих учащихся, своего менталитета. Отобранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны (И.Л. Бим). Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к УИЯ. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанные с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник: 1) соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК); 2) целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);
3) ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности); 4) мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника). Данные характеристики следует считать инвариантными, т.е. свойственными всем учебникам. Для построения и анализа УИЯ не меньшее значение имеют методические требования к его созданию, т.к. они концептуально обосновывают, чему и как учить. В настоящее время известно более 300 схем и моделей анализа УИЯ, но наиболее значимыми являются 15 отобранных параметров оценки УИЯ, составляющих педагогическую норму и систему ориентиров при анализе УИЯ: 1. Содержание учебника ориентировано на учащихся, удовлетворяет возможностям и потребностям обучаемых. 2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучаемых, в том числе на навыки и умения в родном языке. 3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы. 4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики. 5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы. 6. Разнообразие видов текстов. 7. Вопросы и задания проблемного творческого характера. 8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения. 9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда. 10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению. 11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся). 12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.
13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость. 14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения. 15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение (М.В. Якушев). Учебник, вернее весь УМК, по мнению И.Л. Бим, является микромоделью системы обучения в целом. Эта микромодель отражает все компоненты системы: цели, содержание, принципы, приемы, средства обучения, учебно-познавательный процесс. Основные существенные характеристики современного УИЯ в толковании И.Л. Бим следующие: 1. Функции учебника как основного средства обучения, определяющего деятельность учащегося и определяющего взаимодействие его с другими учащимися и учителем. 2. Назначение учебника служит не застывшей логической схемой готовых знаний, подлежащих передаче, не хранилищем иноязычного материала, предназначенного для усвоения, а развернутой «программой» учебной работы, направленной на овладение иноязычной коммуникативной деятельностью и на её осуществление, на воспитание и общее образование учащихся 3. Способность учебника выступать в качестве овеществленной модели системы обучения иностранным языкам на трех уровнях рассмотрения: как обобщение и отражение во взаимосвязи всех основных явлений и процессов данной объектно-предметной области (макроподход), как воплощение (продукт) методической (концептуальной) системы, являющейся индивидуальной социально обусловленной интерпретацией макросистемы в её приложении к определенному иностранному языку и, наконец, как модель педагогического процесса, воссоздающая его в знаковой форме. 4. Способность учебника представить в сокращенном, обобщенном, интегрированном и концентрированном виде все компоненты системы, отраженные в основных методических категориях, а именно: цели обучения, содержания обучения, педагогический процесс (процесс формирования иноязычных знаний, навыков и умений в различных формах учебной деятельности), приемы и средства обучения во всем их разнообразии (включая ЭВМ). 5. Способность учебника объединять вокруг себя все остальные средства обучения и выступать в качестве целостного учебно-методического комплекта, т.е. служить системой реализации основных нужд современного педагогического процесса: организовывать (планировать) и материально обеспечивать урок, осуществлять взаимодействие между классно-урочной и внеклассной работой, между работой под руководством учителя и самостоятельной работой и т.п.
6. Способность учебника (всего учебно-методического комплекта) выступать в функции «управляющего устройства», организующего как деятельность учащихся, так и деятельность, учителя, дифференцированно управляющего ими и обеспечивающего их взаимодействие. 7. Способность учебника не только активно воздействовать на педагогический процесс, но и приспосабливаться (адаптироваться) к реальным условиям его протекания в целях приобщения индивида к иноязычному речевому поведению (в определенных пределах), к иноязычному общественному опыту, к культуре страны изучаемого языка, к включению его в диалог культур. Государственный стандарт общего образования (2004 г.) дает следующие рекомендации по использованию действующих учебников и УМК: в образовательном процессе общеобразовательными учреждениями могут быть использованы учебные издания, имеющие гриф Минобразования России или органа управления образованием субъекта Российской Федерации. Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утверждены приказом Минобразования России от 15 января 2004 г., № 111 (Перечень учебников опубликован в ИЯШ № 5, 6 за 2005 г.). При введении федерального компонента государственного стандарта общего среднего образования приоритетное положение занимают те концепции/системы обучения иностранным языкам, которые реализуют личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный и социокультурный подходы в обучении иностранным языкам. В условиях формирования единого европейского и мирового пространства, которое сочетается со стремлением наций сохранить свою языковую и культурную индивидуальность, достижение требований федерального компонента государственного образовательного стандарта реально возможно только при всемерной поддержке многоязычного школьного образования. Система школьного образования должна обеспечить учащимся широкий выбор иностранных языков, поддерживать и обеспечивать при наличии условий (обеспеченность педагогическими кадрами, учебниками) изучение вторых иностранных языков за счет регионального и школьного компонента. Это расширяет возможности междисциплинарного и межличностного общения российских граждан в современном мире. При соизучении языков и культур особое внимание следует уделить аутентичности и ценностной значимости иноязычных материалов, используемых на уроках иностранного языка, для формирования у учащихся представлений о современном поликультурном и многоязычном мире, об общечеловеческих и национальных ценностях, культурном наследии родной и зарубежных стран. Используемый в учебном процессе иноязычный культуроведческий материал должен отвечать возрастным особенностям, когнитивным и коммуникативным возможностям школьников на каждой ступени обучения иностранным языкам в средней школе (И.Л. Бим, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова. Методическое письмо. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования). Учебники, рекомендованные (допущенные) министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2005/2006 учебный год способствуют решению следующих задач: - сохранение единого образовательного пространства; - создание условий для организации и обеспечения образовательного процесса на основе выбора учебников образовательным учреждением; - реализация преемственности содержания образования в образовательных учреждениях; - обеспечение реализации принципа вариативности образования; - формирование заказа на учебники органами управления образованием и образовательными учреждениями (И.И. Калинина. О федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации на 2005/2006 учебный год). В настоящее время на российском рынке появилось много зарубежных учебников и учебных материалов. Они находят все более широкое распространение в силу следующих качеств: коммуникативной направленности, соответствия международным стандартам, большего количества аутентичных материалов и прекрасной полиграфии (Е.С. Бабикова). Все это положительные факторы, т.к. появление альтернативных учебников и УМК предоставляют учителю возможность широкого выбора, способствуют реализации его творческого потенциала. Однако учитель при выборе зарубежного учебника должен учесть свои личностные особенности, особенности своих учеников, а также конкретные условия обучения, специфику школы, в которой он работает. Зарубежные учебники, как правило, содержат очень много занимательных коммуникативных упражнений, особенно по лексике, грамматике, проектные задания, прекрасную систему памяток для самостоятельной работы учащихся, иллюстрированный материал в качестве опоры для высказывания в определенных речевых ситуациях, интересные аутентичные фабульные тексты. При всех перечисленных достоинствах они не могут заменить отечественные УМК по следующим причинам: - во всех зарубежных учебниках нет тематической соотнесенности с государственными программами и образовательными стандартами России; - не всегда прослеживается четкая система работы над лексикой, особенно на этапе тренировки; - работа над текстом часто ограничивается уровнем навыков и не выводится в речь; - нет опоры на родной язык; - мало страноведческой информации в контексте диалога культур; - мало художественных текстов по проблемам молодежи; - не формируется целенаправленно рефлексия, не предусмотрено промежуточное подведение итогов, поэтому учителю самому приходится разрабатывать тесты, подбирать материалы для контрольных работ и т.д. Несмотря на перечисленные недостатки, зарубежные учебники и учебные пособия могут быть успешно использованы в качестве источника дополнительной информации. Многие творчески работающие учителя включают зарубежные аутентичные учебные материалы в учебный процесс по иностранному языку на уроке и во внеурочное время.
Методические задачи: 1. Ознакомьтесь с одним из УМК для средней общеобразовательной школы и выберите адекватные способы проверки уровня сформированности навыков и умений у учащихся в рецептивных и экспрессивных видах речевой деятельности; 2. Проанализируйте методические концепции целеполагания, отбора содержания, комплекса упражнений в различных учебниках иностранного языка (отечественных и зарубежных); 3. Разработайте самостоятельно план урока по любому УМК. Спланируйте работу учащихся по выделению смысловых гипотез при работе над текстом.
Литература Основная: 1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. М: АРКТИ-ГЛОССА. - 2000. 2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций. М.: Просвещение. - 2002 3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // ИЯШ. – 2004. - №4. 4. Якушев М.В. Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка // ИЯШ. - 2000. - №1.
Дополнительная 1. Бабикова Е.С. Почему следует использовать при обучении немецкому языку отечественные учебники // ИЯШ. - 2000. - №1. 2. Бим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания современого учебника иностранного языка // ИЯШ. - 1999. - №6. 3. Бим И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка // ИЯШ. - 2000. - №1. 4. И.Л.Бим, В.В.Сафонова, А.В.Щепилова. Методическое письмо. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования // ИЯШ. – 2004. - №5. 5. Вудриф Б., Филимонова Л. Решение проблемы учебного пособия // ИЯШ. - 2000. - №1. 6. И.И.Калинина. О федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации на 2005/2006 учебный год // ИЯШ. – 2005. - №5.
Лекция 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|