Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I . История философских размышлений о любви

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Российский Государственный Университет нефти и газа им. И. М. Губкина

Кафедра философии

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

 

“ О ФИЛОСОФИИ ЛЮБВИ “

                                                    

Выполнила:

Пашкевич А. В.

Студентка III -го курса

Факультета права

Гр. ЮР – 98 – 2

                                              Научный руководитель:

Юдина М.Е.

Москва

2001

План:

 

 

1. Введение …………………………………………………………… 3

2. Глава I. История философских размышлений о любви ………… 6

3. Глава II. Философский смысл любви …………………………….. 12

4. Заключение …………………………………………………………. 20

5. Список литературы ………………………………………………… 22

Смысл и достоинство любви как чувства состоят в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Забота о других и интерес к ним должен быть подлинным, искренним, в противном случае любовь ничего не значит. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви.1

Введение

Любовь, это, наверное, одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно это слово содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею, кстати, наполнены все романтические сюжеты, многие виды искусства в культуре всех времен художественной жизни человека.

Любят Родину и прекрасную идею, дело своей жизни и родных, великое искусство и лучшую на свете женщину …Мое сочинение посвящено раскрытию философского смысла любви между мужчиной и женщиной. Чувства, которое философы разных времен определяли как «корень жизни», «восхитительнейшее благо», «мерило человечности», «то, чем держится мир».

Любовь – часть жизни каждого из нас. Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви… иначе я замерзну и превращусь в камень».[1]

А что нас может научить любви? На очень многое здесь способна древняя педагогическая наука, юная же сексология пытается решать важные, но, так сказать, «технические» задачи. Любви нас учат жизнь и искусство, сама любовь и философия. Философия растворена в нашей повседневности, как золото в морской воде; мы повторяем, часто сами того не ведая, великие притчи, суждения, выводы, полученные через десятые руки от мудрецов далекого и недавнего прошлого.

Любовь старше философии, а давнее и исконное их родство подчеркивается самым именем последней, означающим по-древнегречески любовь к мудрости. Исследуя самое глубокое и важное в мире, любовь к мудрости обращается и к любви между мужчиной и женщиной. Одни философские школы это «восхитительнейшее благо» порою даже обращают в сердцевину всех учений: любовь как отношение между полами становилась иногда в философии созидательницей мира, богом космического творчества, движущей силой биологической и общественной эволюции. Другие философские системы рассматривают любовь как серьезную проблему, но лишь одну из многих. Третьи вообще считают, что изучение половой любви и любви вообще относится к искусству, а философия этим не занимается.

Я не согласна со вторыми и третьими философскими системами и вот почему: «До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть»; все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и остались неразрешенными».[2] Эти чеховские слова – выражение глубокой философичности всякого обращения к любви. Продолжить не завершаемый и не разрешаемый ряд проблем, поставить их под сомнение и обосновать их самим фактом обращения к ним – одна из существенных сторон всякого философского дела, философской культурной работы.

Философский анализ любви – это прежде всего ее рациональное осмысление как источника в человеческом бытии. Любовь предстает первоначалом, сущностью бытийного состояния человека: индивидуального и общественного.

 С древнейших времен любовь считалась источником истинно человеческой жизни, т. к. именно она определяла смысл жизни каждого человека, да и судьбу всего человечества. Почему? Да уж потому, что если человек однажды пережил состояние любви, то он не нуждается в каких-либо посторонних разъяснениях и объяснениях. Он это пережил, испытав силу любви на самом себе. А человек, не «тронутый» любовью, никогда не поймет или поймет не так. Я считаю, что с точки зрения философии, любовь, являясь одной из самых интимных сторон жизни в становлении и развитии человеческих отношений, выступает также и главной, фундаментальной характеристикой общечеловеческого бытия.

    О том, что называется Любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и отвечали, снова спрашивали и никогда не находили точного ответа. Уж очень хотелось понять: почему человеку невыносимо жить без любви и как трудно любить. Разные философские учения, различные религии стремятся понять и использовать в своих интересах эту уникальную способность человека любить. Однако и сегодня она – плохо осмысленная философией область человеческого бытия. Но любовь – это настолько феноменальная сфера в отношениях в общении людей, формировании их судеб, что философский анализ очень необходим.

А если признать, что тема «человек» действительно ведущая тема во всех мировых философских системах, то проблема человеческой любви может считаться ведущей, определяющей темой для большинства размышлений философов. Исторически тема любви оказалась связанной с философией, наукой, искусством, моралью и религией. Ведь только в любви и через любовь человек постигает самого себя, свои потенциальные возможности и мир своего обитания. В своем сочинении я хочу познакомить Вас с историей философских размышлений о любви, показать философский смысл любви и значение этого великого чувства для человечества.

 

 

Глава I. История философских размышлений о любви

 

О плотской любви было известно с самых древних времен из мифов Древней Греции. А в эпоху греческой классической философии уже зарождались первые теории любви. Именно тогда появляется ощущение духовной исключительности человеческой любви, ее абсолютной несравнимости с другими человеческими чувствами. Большинство мыслителей древности считали любовь скорее опасной, чем полезной, видели в страстном стремлении мужчины к женщине прежде всего то, что вносит в жизнь тревогу, беспорядок, угрозу и беду.[3] Мнения мыслителей о любви в древности расходились не меньше, чем в наше время. В частности, один из основателей школы киников Диоген Синопский считал, что страстную любовь никак нельзя считать вещью единственной, и потому он объявил, что любовь – дело тех, кому делать нечего, в противовес ему у Эмпидокла любовь рождает гармонию и красоту. А Платон увидел в любви особую божественную силу, помогающую человеку преодолевать свое земное несовершенство. Любовь сделает человека духовно возвышенным, полагал он. Платон трактует любовные переживания широко и объемно как особую энергию, идущую из Космоса. Он понимает под ней напряженное и бесконечное стремление человека к возвышенному, это стремление к бессмертию; благодаря ей разрешается величайшее противоречие между смертью человека и бессмертием рода людей и человеческого духа. «Пир» – тот диалог Платона, где высказана эта мысль – самое знаменитое в истории философии сочинение о любви. Концепция любви у Платона стала первой попыткой философски осмыслить сущность «чистой» любви, понять и оценить то, что отличает эту строну человеческой жизни от физиологического инстинкта или простого чувственного удовольствия.

Аристотель, великий логик, ищет в любви прежде всего пользы – для человека, семьи, общества. И в семье, например, целью любви полагает дружбу.

Очень близкие к современным взглядам на роль любви в семейной жизни высказывает Плутарх. Он находит в любви и поэзию, освещающую жизнь, и чисто практическую пользу не только для семьи, но и для общества, утверждая: «Эрот лучше тех, кого он связывает, любовь украшает и совершенствует человека …»[4].

В античности, как известно, различали несколько видов любви. Но прежде всего ценили силу и красоту Эрота. Обожествленный Эрос – это внутреннее стремление человека к красоте и силе. Эта любовь одновременно страстная и особо восторженная. Эротическая любовь главным образом проявляется в межполовых отношениях. Она, как верховная сила, владеет и управляет людьми и человеческими судьбами. Совершенно по-иному осмысливается любовь филос – духовная любовь. У этого вида любви очень большой спектр смыслов и значений: любовь к мифам, знаниям, мудрости, искусствам, а также братская любовь. Кроме этого, у эллинов были и другие виды любви: агапэ – любовь нежная, трогательная как выражение милосердия и сострадания; филотес – это дружба, привязанность; а адарэ – разумная любовь, уважительное товарищество и многое др. все эти виды любви существуют как вместе, так и раздельно. Например, в половой любви проявляется как страсть, так и нежность, как привязанность, так и сострадание

Страстной проповедью любви пронизано буквально все христианское учение. Почти все тексты Нового завета восхваляют, воспевают, всесторонне внедряя в духовный мир человека любовь к Богу, его творениям. Отцы церкви на протяжении всей истории христианства проповедовали любовь как божественный завет. Апостол Павел считает, что любовь возможна только в браке, следовательно, и брак возможен только в любви. Любовь к ближнему в Новом завете – необходимое условие любви к Богу.

Любовь к Богу – одно из древнейших светлых и глубоких человеческих чувств. Оно в основе своей и в своем истоке уже само любовь. В общем виде, я думаю, что любовь к Богу – это ощущение какого-то особого внутреннего благоговения перед силой, породившей тебя и тебе подобных. Однако любовь к Богу истинна только тогда, когда человек искренне любит как своего ближнего, так искренне уважает врага своего: обоих сотворенных Богом. Не зря ведь одной из самых главных заповедей, провозглашенных в христианстве является заповедь, которая гласит: «… возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет».

Августин разъяснял, что есть два вида любви: земная (плотская), а другая – святая любовь, возвышающая людей до небесных высот; при этом он указывал, что любовь должна составлять основу жизни всех людей и служить им главным стимулом в познании смысла мира и его первопричины. Раннехристианские, затем византийские мыслители усматривали в любви важнейший и универсальный принцип Вселенной, на котором основывалось все ее духовное и жизненное бытие. По их мнению, только любовь очищала дух человека от ложных и низменных пристрастий и открывала духовные сокровища в нем самом, в глубинах его сердца.

Чуть позже, уже у византийских «гуманистов» X – XII вв. наметилось стремление достигнуть любовного совершенства средневекового человека и соединение его с божественным началом. Они выработали принципиальное представление о любви как «каритасе» – сострадании, милосердии, жалости. При этом христианство проклинало половой акт и благословляло его последствие – деторождение. Резко осуждая половую любовь как нечто греховное, они стремились заменить ее чисто духовным видом – «вхождением в Бога». Это было итогом христианского учения о любви.

«Любовь» в эпоху Возрождения возвратила себе статус жизненной философской категории. Любовь была возведена во всепроникающую космическую силу, которая делает человека непобедимым.

В XVII – XVIII вв. происходят существенные изменения в отношении к любви и ее оценки. Для Гегеля любовь вовсе не уникальное переживание, а только форма нравственной связи двух индивидов. Конечно, в разные эпохи и у разных народов это ощущение выглядело по-разному. Но их объединяло то, что любовь приносит человеку и человечеству не только радость, но и ответственность. Она не только поднимает, вдохновляет людей, а порой и требует от них особо нравственных поступков.

В истории философских размышлений о любви, ее смысле и назначении в истории человечества особая роль принадлежит философам XVIII – XIX вв. И. Кант был уверен, что любовь играет первостепенную роль в судьбе человека, т. к. «когда дело касается выполнения долга, а не просто представления о нем, когда речь идет о субъективной основе действия, в первую очередь определяющей, как поступит человек (в отличие от объективной стороны, диктующей, как он должен поступить), то именно любовь, свободно включающая волю другого в свои максимы, необходимо дополняет несовершенства человеческой натуры и принуждает к тому, что разум предписывает в качестве закона»[5].

Мысль о том, что любовь представляет собой ответственность не только перед собой и за себя, но и перед другими и за других людей, пронизывает многие произведения философов XIX века.

Уже самые первые признаки любви – восхищение, благоговение, милосердие – говорят сами за себя. Любят ведь не за что-то, а потому, что по-другому нельзя. Я считаю, что любовь – это такое состояние человека, когда хочется дать как можно больше другому, даже отдать самого себя и без остатка. Эта же мысль подчеркивается в произведении Эриха Фромма «Искусство любить»: «Наиболее общее определение активного характера любви можно сформулировать так: любить – значит прежде всего давать, а не получать … Но самое важное – отдавать не материальные, а специфически человеческие ценности. Что же отдает один человек другому? Он делится с ним самим собой, своей жизнью, самим дорогим, что у него есть. Это отнюдь не значит, что он обязательно должен жертвовать жизнью ради другого, - просто он делится тем, что есть в нем живого: своей радостью, своими интересами, своими мыслями, знаниями, своим настроением, своей печалью – всеми проявлениями своей жизни»[6]

Но нельзя упускать из виду и еще одну сторону любви, формирующую личность. Отдавая все, что только можно отдать любимому человеку, любящий стремится к получению ответной реакции – заслужить любовь к себе, т. к. «если ваша любовь безответна, то есть если ваша любовь не порождает любовь; если, проявляя свою любовь, вы не добились ответа и не стали тоже любимы, - значит, ваша любовь немощна, значит, она не удалась» (К. Маркс)[7].

Для того, чтобы заслужить любовь другого человека к себе, по мнению автора произведения, необходимо «заботиться, нести ответственность, уважать и знать», «любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим».

Тема любви всегда была очень близка русской философской мысли. Много глубоких и удивительных страниц написали о любви Владимир Соловьев, Лев Толстой, В. Розанов, Николай Бердяев, И. Ильин, С. Франк и многие другие. В философии любви известного русского религиозного мыслителя Вл. Соловьева проповедуется интересная мысль об особом смысле любви в нравственном преображении человека и всего человечества. Качественное преображение человечества, по Соловьеву, - в красоте. А красота может быть достигнута только любовью. «Признавая вполне великую важность и высокое достоинство других родов любви, которыми ложный спиритуализм и импотентный морализм хотели бы заменить любовь половую, мы видим, что только эта последняя удовлетворяет двум основным требованиям, без которых невозможно решительное упразднение самости в полном жизненном общении с другими. Во всех прочих родах любви отсутствует ил однородность, равенство и взаимодействие между любящим и любимым, или же всестороннее различие восполняющих друг друга свойств»[8].

Как видим, на протяжении всей жизни человечества высказывались различные мнения относительно того, что же такое Любовь и зачем она нужна, какое значение она имеет для человека. Многие ученые, философы давали различные ответы на этот непростой вопрос, но сходились они все в одном, что любовь – это самая таинственная и самая парадоксальная реальность. В чем же заключается эта реальность, ее философский смысл, каково ее значение для человека и его духовного развития?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...