Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компенсационный и резервные фонды

Концептуальные предпосылки

В 2007 году изменения, внесенные в закон в виде финансовых гарантий, по существу создали удобные условия перекладывания ответственности и финансовых неудач неграмотных финансовых менеджеров крупных туроператоров на страховые организации, а также использования института и созданных фондов коллективной ответственности всех участников процесса выездного направления — средств компенсационного фонда с 2012 г.

Эти обстоятельства создали благодатную почву для массового «мошенничества» в туристской отрасли, и повлекли за собой потрясения рынка в связи чередой банкротств крупных туроператоров (практически всех — членов АТОР). Численность туристов попавших критические ситуации за рубежом достигла рекордной цифры — 150 тыс. человек, из них 53 тысячи туристов — из Санкт-Петербурга.

Из этого следует вывод о несовершенстве и ущербности положений 2007 г. и последующих изменений законодательного акта, регулирующего туристскую деятельность в части финансового обеспечения и механизмов его реализации, а также базы для исчисления размеров вносов в компенсационный фонд (при не отрицании полезности этих начинаний в принципе).

Изменение действующего законодательства Российской Федерации

В настоящее время действует федеральный закон № 132 ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в текущей редакции на 3 мая 2012 г. Нормы данного федерального закона в отношении туристской деятельности являются императивными по отношению к другим федеральным законам, в том числе и Гражданскому и Жилищному Кодексам.

Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Аудит туроператора

Необходимо отметить, что все крупные туроператоры обязаны предоставлять аудиторское заключение о своей финансовой деятельности и бухгалтерский баланс за истекший годовой период. С момента предоставления этих заключений и документов не прошло и двух месяцев как случилось банкротство (объявление о невозможности выполнять принятые на себя обязательства перед партнерами и потребителями). Следовательно, аудиторские заключения были ложными исходно — априори, что составляет предмет для обращения отраслевого регулятора — Ростуризма — в соответствии закону об аудите в Суд с иском к этим аудиторам о предоставлении ложного аудиторского заключения, не усмотревшим угрозу финансовой состоятельности аудируемого лица, выполняющего рисковые финансовые операции при финансовом обеспечении, не соответствующего уровня и объема средств этим рискам.

Аудиторское заключение о правильности выбора налогооблагаемой базы, обычно предоставляемой в результате аудиторской проверки — бесполезно для потребителя, который желает знать сведения о финансовой надежности и устойчивости туроператора к банкротству.

Для защиты потребителей необходимо сделать положения закона достаточно гибкими и априори неспособными нанести ощутимые последствия для масс потребителей в случаях банкротства туристских предприятий (туроператоров). Предлагается сделать прозрачным (в определенных пределах) финансовый менеджмент туроператора и ввести механизмы прогнозирования потенциального банкротства путем глубокого анализа финансового состояния посредника (аудита туроператора), в том числе открыть имя аудитора (аудиторское компании) для общественности и создать условия возможности возложения на него ответственности за ложное аудиторское заключение.

Это возможно только при четкой формулировке регулятором цели аудита — не соответствия налогооблагаемой базы нормативам, а профессиональном анализе финансовой надежности и устойчивости к банкротству аудируемого предприятия. Сделать это специалисту не сложно — выполнив анализ финансовой деятельности предприятия за текущий период. Конечно, анализ финансовой устойчивости будет более дорогостоящим, но зато более продуктивным с позиций прогноза. С этой целью необходимо внести в понятийную статью определение аудита туроператора:

Финансовый оборот посредника организатора туризма — туроператора

Финансовый оборот предприятия не имеет четкого определения ни одном финансовом словаре, учебнике ил законодательном акте. Туроператор не просто деятельность предприятия, а предприятия–посредника, через банковский счет которого проходит большой финансовый оборот средств от потребителей, передаваемый туроператором исполнителю туристских услуг. Самому туроператору остается маржа от 2 до 10% этих сумм. Формально финансовая деятельность предприятия оценивается по величине средств маржи, получаемой им за услуги по организации (формировании) турпакета.

Финансовый оборот служит базой для определения (исчисления) размера финансового обеспечения, а также средств взносов в компенсационный фонд. Финансовый оборот туроператора отдельное понятие. Это следует понимать как сумму всех средств полученных от потребителя за будущие туристские услуги. Поэтому в законе следует дать четкое понятийное определение финансовому обороту туроператора (согласовав это предварительно с Министерством финансов РФ):

Компенсационный и резервные фонды

Компенсационный фонд и при его недостаточности резервный фонд предназначен исключительно для целей покрытия средств на экстренную эвакуацию туристов из дестинации посещения (оплата расходов проживания (размещения), питания, трансфера и перевозки) при невозможности исполнения обязательств туроператором. Настоящая трактовка предусматривает исключительно оплату расходов туриста за рубежом. Однако, при этом ущемляются права граждан путешествующих в рамках внутреннего туризма, а также в пределах территории Союзного государства — по формальному признаку.

Целесообразно распространить действие компенсационного фонда и на внутренний туризм, соответственно обязать вступление в него и формирование самого фонда — туроператоров внутреннего туризма.

Туристский продукт

Примером, может быть широко практикуемое предоставление отдельных услуг (россыпью) по смете или вне увязки в комплекс. Это приводит к парадоксальным последствиям, целые виды деятельности — такие как таймшер и клубный отдых, речные и морские перевозки (круизы), автобусные и железнодорожные туристские маршруты (в которых размещение совмещается с перевозкой) — остаются вне правового поля. Туристская отрасль рассыпается на части, все больше и больше фирм, по существу занимающиеся туроператорством, уходят из сферы государственного регулирования. Постепенно численность аппарата государственного ведомства, принявшего обременение хлопотами регулирования туроператорской деятельности сравнится с численностью субъектов регулирования.

Предлагается видоизменить норму, описывающую понятие «туристский продукт». В новой редакции закона необходимо применить следующую трактовку понятий:

«туристский продукткомплекс услуг по перевозке и размещению, (включая размещение в средстве перевозки), или только размещению, оказываемых за общую цену независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...