Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материя как фундаментальная категория философии

Философская проблема единства Мира


Бытие как универсальная категория единства Мира

 

Мир многообразен и для его обозначения мы обычно употребляем такие общие понятия, как Мироздание, Вселенная. Так мы называем все, что считаем существующим. Но в философии есть определенное понятие (категория), которое полнее отражает это единство мира во всем многообразии его проявлений. Это категория - «бытие».

Впервые термин «бытие» в философии ввел древнегреческий философ Парменид, и с тех пор оно является одним из фундаментальных понятий философии. Учение о бытии, рассматривающее наиболее общие категории всего сущего (категория «сущее» обычно отождествляют с «бытием», а также с категорией «субстанция»), называется онтологией и является одним из важнейших разделов философии

Так что же такое «бытие»? В самом широком смысле - существовать, быть, наличествовать. А как философская категория - реальность во всем ее многообразии, существующая объективно, т.е. независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема бытия и соотношения его с сознанием всегда стояла в центре философского мировоззрения. Именно через понятие «бытие» человек пытался осмыслить и свое место в мире.

Так в чем же проявляется многообразие бытия? Бытие имеет материальную, общественную и идеальную формы.

Как мир материальных вещей и процессов, бытие имеет формы физических, химических, геологических, биологических тел.

Под социальным бытием мы имеем в виду бытие человека, как личности, классов, наций, и т.д.

Духовное бытие мы наблюдаем в результатах творческой деятельности человека, в различных формах его духовной культуры (мифы, сказки, или даже плод буйной фантазии больного человека также является бытием).

Но, несмотря на многообразие форм бытия, само бытие - едино.

А теперь сделаем вывод и запомним: б ытие есть все то, что есть и не быть не может. Противоположностью бытия является ничто, а «ничто» не существует.

В проблеме бытия выделяют несколько аспектов.

Первый аспект состоит из следующих вопросов и ответов:

что следует считать существующим? Ответ - это Мир!

где он существует? Ответ - здесь и везде!

как долго он существует? Ответ - теперь и всегда, он непреходящ!

а отдельные вещи? Ответ - в отличие от бытия - они конечны, преходящи!

Второй аспект проблемы - вопрос о единстве мира:

понимается как непреходящееединство независимо от воли и сознания и воли человека.

Третий аспект проблемы - мир, как таковой:

независимо от различия и единства его основных ценностей, является реальностью для каждого человека.

 

Материя как фундаментальная категория философии

 

В истории философской мысли понятие «бытие» претерпело сложное развитие и изменение. Но неизменно общей его чертой оставалось противоборствоматериалистического и идеалистического подходов.Материалистический подход исходит из материальных оснований бытия, идеалистический - из идеальных, духовных. Изучая историю философии, мы уже знакомились с этими направлениями.

В понимании бытия выделяют периоды:

первый период - мифологическое истолкование бытия (оно характерно дофилософскому мышлению);

второй этап можно назвать натуралистической онтологией (она характерна раннегреческой философии);

третий период обусловлен великими научными открытиями в эпоху Нового времени (зарождение классической науки, и натурфилософия определяет понимание «бытия»);

четвертый начинается с И. Канта (бытие рассматривается как нечто связанное с деятельностью человека - познавательной и практической);

современной философии характернопризнание многообразия форм бытия, как материальных, так и духовных (но в ряде направлений, например, экзистенциализме, все еще делается попытка переосмыслить сложившийся подход к бытию, исходя из анализа человеческого существования, как высшего состояния бытия).

Как мы уже знаем, философское мышление сформировалось, как стремление преодолеть мифологическое мировоззрение. Оно было основано на мифологических (дофилософских) представлениях древних, основанных на глубокой вере в могущество своих многочисленных богов. Поэтому сразу же перейдем к рассмотрению второго периода в понимании бытия.

В первую очередь, речь идет о философской школе элеатов (Элея, Юж. Италии): Пармениде (515-? гг. до н.э.), Ксенофане (570-478 гг. до н.э.), Зеноне (490-430 гг. до н.э.), в центре внимания которых находится бытие, как таковое. Согласно элеатам, «бытие - это то, что всегда есть: оно так же едино и неделимо, как и мысль о нем, в противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира».

Эти взгляды в своей основе противоречили мифологическим представлениям древних, для которых существование множества богов было реальностью. Но наряду с этим, люди уже стали терять веру в могущество традиционных богов Олимпа, и постепенно стали рушиться основы и нормы мира. В глубинах человеческого сознания зарождалось не только сомнение, но и отчаяние, людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию и попыталась успокоить «смятенную душу» людей, поставив на место власти языческих богов власть Разума, власть Мысли.

В его понимании бытия можно выделить следующие аспекты.

Он делит бытие на две части: бытие и небытие. При этом он противопоставляет их, как позитивное (бытие истинное) и негативное (бытие неистинное). Истинное бытие имеет такие характеристики, как неизменность, неподвижность. Оно вечно и совершенно, равно только себе, неуничтожимо, не имеет будущего (поскольку его еще нет), нет прошлого (поскольку его уже нет).

Неистинное бытие, или «небытие», подвижно, изменчиво и непостоянно, уничтожимо. То есть, речь идет об окружающем реальном мире во всем его многообразии. Под категорию бытия попадали и олимпийские боги, которые олицетворяли те или иные стихии природы (да и «жизнь» богов на Олимпе уж очень напоминала жизнь полисного общества). На место власти богов Парменид ставит власть разума, власть мысли: Логос, космический Разум, через который раскрывается содержание Мира непосредственно для человека.

Таким образом, бытие находится за пределами реального мира и его можно постичь только разумом. Это было подлинным философским открытием. Ведь Парменид дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». В своей философской поэме «О природе» во вступительной ее части Парменид изображает свое путешествие на колеснице. «И мчался я на колеснице Разума в сопровождении дня (разума) и ночи (чувств) к ее величеству богине - Истине».

Сложилось ошибочное мнение, что Парменид отрицал чувственное понимание мира. Оно отвергается, поскольку он доказывал, что для осознания бытия мало только одной чувственности.

Одним из первых философских противников Парменида стал Гераклит из Эфеса (544-? гг. до н.э.), который, как и ряд других философов-натуралистов (поскольку считали первоосновой то или иное вещество), ставит задачу опровергнуть Парменида.

Прежде всего, противореча Пармениду, основное внимание он уделяет движению (развитию, изменению). Вспомним знаменитый образ реки, т.н. «речные фрагменты», в которых Гераклит выразил идею о постоянстве движения и развития: «в мире ничего нет постоянного, кроме самого движения». Здесь вспоминается такое четверостишие:

«Движенья нет!» - сказал мудрец брадатый,

Другой же встал, и стал пред ним ходить -

Яснее бы не смог он возразить…

Гераклит сформулировал диалектические принципы бытия: сущность мира активна, природа бытия подвижна. Символом подвижности - динамичной стихией, символом единства Мира,то есть бытием, он признает то воспламеняющийся, то затухающий вечно живой огонь. «Мир - это вечно живой огонь!», - восклицает он.

При этом становление (развитие, изменение) возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, и единства этих противоположностей (жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло, война и мир, зима и лето и т.д.), т.е. в вечной борьбе. Так что «раздор есть отец всего, и царь всего». Кстати сказать, в понимание диалектики он вводит и относительность всего, например, относительность красоты, человеческих сил, его поступков, вкусов и т.п.

Таким образом, Гераклит впервые обосновал устойчивую связь в мире, обеспечивающую единство бытия, единство Мироздания, и в этом он солидарен с Парменидом. Но, противореча ему, он признает вечность бытия не в его вечной неизменности, а в его вечном движении

Древнегреческий философ Демокрит из Абдера (460 - ок. 370 гг. до н.э.) отстаивает тезис о том, что бытие есть «нечто» и более простое, понимая под ним атом (гр. - не рассекаемое, не разрезаемое).

Также поставив задачу опровергнуть Парменида, Демокрит приходит к идентичному толкованию бытия по многим вопросам: он делит бытие на истинное бытие и неистинное, оно невидимое, неизменное, неделимое, познаваемо только разумом (атомы по Демокриту нельзя видеть, их можно только мыслить). А «небытие» - это пустота, которая разделяет атомы. Он согласен и с важнейшим положением элеатов, что познаваемо только бытие.

Иная трактовка бытия была предложена Платоном из Афин (427-347 гг. до н.э.) По своим взглядам он ближе к Пармениду, чем его предшественники - натурфилософы. Подобно элеатам, он характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию.

Но, в отличие от них, бытие Платона множественно, это вечные и неизменные идеи: мир Эйдес - мир идей. В результате, как мы уже знаем, он определил «линию Платона», став родоначальником идеализма. Вот этот мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей Платон и называет «бытием», которому противостоит реальность - изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей, «несовершенных копий совершенных идей». Это - «небытие». Он называет его «миром становления». Здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, но никогда оно не «есть».

У Платона мы видим много сходства с элеатами: неизменность и вечность. Но, несмотря на это сходство, у Платона есть и существенное отличие: идей то много. Ведь все «виды» и «роды» реальных вещей имеют невидимую, по постигаемую разумом, вечную и совершенную идею. Поэтому логично возникает вопрос: как он обеспечил связь этого множества идей в единое бытие? Платон решает эту проблему следующим образом. Есть нечто «единое», которое выше всякого бытия. Он называет его «высшим Благом». Оно находится по ту сторону бытия и, следовательно, недоступно разуму. О нем сказать нечего, но к нему стремится и через него всё получает собственное бытие. У последователей Платона для обозначения этого «единого» (Блага) закрепился термин «трансцендентное» - «то, что по ту сторону».

Такое идеалистическое понимание бытия не могло удовлетворить мыслителей, пытавшихся объяснить реальный мир природы. Ведь согласно платоновскому идеализму нельзя составить строгого знания, а можно иметь только «мнение». Критику платоновской концепции бытия предпринял его лучший ученик Аристотель из Стагира (384-322 гг. до н.э.)Он увидел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Его известная фраза: «Платон мне друг, но истина дороже».

Сохраняя характерное для элеатов и Платона понимание бытия, как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного, он, вместе с тем отвергает учение об идеях как умопостигаемых явлениях, отделенных от причастных им вещей. Если Платон признавал существующими (бытием) идеи, то Аристотель назвал бытием индивиды («неделимое»). Например, вот этого конкретного человека, а не идею совершенного человека, вот эту конкретную лошадь, а не идею совершенной лошади, вот этот конкретный стол, а не идею совершенного стола и т.д.

Таким образом, Аристотелю удалось преодолеть присущее прежней философии противопоставление различных сфер бытия, деление его на истинное и неистинное. Но для того, чтобы глубже понять сущность его размышлений, следует уточнить, что Аристотель, хотя и признавал материю бытием, но видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), а всю активность приписывал другим причинам. Высшей причиной он считал бога. Бог - высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований, «перводвигатель» мира (выражение самого Аристотеля).

Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения (Х1\/-Х\/1 вв.), когда получил общее признание культ материального бытия - природы, всего телесного и вещественного вообще. Эта трансформация представлений была определена новым типом отношения человека к природе, отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального производства.

Такое понимание бытия подготовило концепцииXVII-XVIII вв. В них бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку и осваиваемая им в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту в виде реальности, подчиненной слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускающая вмешательства каких-либо внешних сил. Исходным в понимании бытия (напомним еще раз - как и для всей философии и науки эпохи 17-18 вв.) является понятие «тела», что было связано с развитием механики - главной науки этого времени.

Природа,являясь единственным бытием, рассматривалась как некоторый механизм, действующий сам по себе вне отношения к ней человека. И этот период вошел в историю философии как период натуралистических концепций бытия.

В философии Рене (лат. Картезий) Декарта (1596-1650 гг.) берет начало иной способ понимания бытия, что знаменовало начало четвертого этапа в рассмотрении этой категории. Великий философ осознает бытие сквозь призму человеческого существования, неразрывно связывает его с человеком мыслящим, его сознанием. Отсюда и известное кредо Декарта («cogito ergo sum») «мыслю, следовательно, существую».

Конечную задачу знания он видел в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Он ищет исходное положение всего знания, а также метод, посредством которого возможно построить достоверное здание всей науки.

Эту линию развивает и немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.), который выводит понятие бытия из внутреннего опыта человека. А крайнего выражения она достигает у английского философа Джорджа Беркли (1685-1753 гг.), вообще отрицавшего существование материального бытия. Подобное толкование бытия нашло свое завершение в философии Эммануила Канта (1724-1804 гг.).

И. Кант считает что «…бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи … В логическом применении оно есть лишь связка в суждении». То есть, прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию, поскольку она остается «вещью в себе». Он утверждает, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретического знания об этих «вещах в себе», поскольку они не познаваемы. Хотя опытные, эмпирические знания наши и могут неограниченно расширяться и углубляться, но они ни на йоту не приблизят нас к познанию «вещей в себе». То есть, бытие - это продукт духовной деятельности предметов, но не сами предметы.

Установка на подобное рассмотрение бытия характерна и для философииконцаXIX - начала XX вв. При этом по-новому истолковывается само бытие, и основная тенденция в развитии представлений о бытии совпадает с тенденцией развития научного знания. А оно, в свою очередь, было направлено на преодоление как натуралистической трактовки бытия, так и подхода к нему, как к субстанции. Эта критика бытия, как субстанции, была осуществлена, например, в работах известного немецкого философа-неокантианца Э. Кассирера (1874-1945 гг.).

Если говорить о современном этапе рассмотрения проблемы бытия, то мы уже вначале нашей лекции обозначили ее основные положения. Поэтому обобщим наши знания и подведем итог.

Бытие - это объективная и субъективная реальность в своей совокупности:

- объективное бытие - это мир физических тел, материальный мир.

- субъективное бытие - это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека. Характерная черта современного понимания бытия - признаниемножественности его форм:

бытие природы и вещей, созданных человеком,

бытие человека,

духовное бытие,

бытие общества.

Обратите внимание, философы уже не делят бытие на «истинное» и «неистинное». Однако и сегодня в ряде направлений, (например, экзистенциализме), делается попытка переосмыслить подход к бытию, исходя из анализа человеческого существования, как высшего состояния бытия. Но этой философии мы посвятим отдельную лекцию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...