Грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов
ЗАНЯТИЕ 2 Тема: СТРУКТУРА БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ. СЛОЖНЫЕ МЕТОДЫ ОКРАСКИ Цель занятия: изучить структурные особенности прокариотических микроорганизмов, овладеть сложными методами окраски для выявления структурных компонентов бактериальной клетки
План занятий 1. Особенности строения бактериальной клетки (см. Атлас А.А.Воробьева стр 28, рис 3,4) и ее отличия от клеток высших организмов. 2. Основные структуры: клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, нуклеоид (строение и химический состав). 3. Понятие о сложных методах окраски. 4. Особенности строения клеточной стенки бактерий. Грамположительные и грамотрицательные микроорганизмы. Окраска по Граму, принцип и этапы окраски, значение для классификации бактерий 5. Механизм, этапы и результат окраски кислотоустойчивых бактерий по методу Циля-Нильсена. Механизм, этапы и результат окраски по Нейссеру, Бурри-Гинсу, Ожешке (Ауески), Романовскому-Гимзе 6. Капсула бактерий, ее назначение, методы выявления. 7. Жгутики, строение, функции, методы выявления Исследование микробов в живом состоянии. Характеристика методов «висячей» и «раздавленной» капли. 8. Включения у бактерий, их выявление. 9. Споры бактерий, функции, методы выявления. 10. Бактериоскопический метод диагностики. Оформление протокола лабораторных занятий (выполнить дома): 1. Нарисовать схематическое строение клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных бактерий (см. Атлас А.А.Воробьева стр 28, рис. 3.5). 2. Заполнить в тетради таблицы 2.1. (см. Атлас А.А.Воробьева стр 20) и 2.2.; 3. Зарисовать самостоятельно приготовленный микропрепарат из исследуемого материала (окраска по методу Грама);
4. Зарисовать демонстрационные препараты. Задания для выполнения лабораторной работы 1. Приготовить мазок из материала, окрасить по методу Грама, изучить под микроскопом, зарисовать и записать ход работы и наблюдения.
Дополнительный материал
Различия в окраске по Граму связаны с некоторыми особенностями строения клеточной стенки бактерий. В однослойной клеточной стенке грамположительных микробов имеется несколько рядов пептидогликана (до 80 % от массы клеточной стенки), поры которого при обработке этиловым спиртом сужаются и препятствуют выходу комплекса, образуемого при взаимодействии красителя генцианового фиолетового с компонентами клетки в присутствии йода, входящего в состав люголя. Также в поверхностном слое клетки находится магниевая соль рибонуклеиновой кислоты, которая в присутствии йода в кислой среде образует прочное соединение с основным красителем – генциановым фиолетовым. Поэтому грамположительные микробы прочно удерживают первый наносимый краситель – генциан-виолет и окрашиваются в фиолетовый цвет. У грамотрицательных микроорганизмов имеется двуслойная клеточная стенка. Во внутренний слой входят всего один-два ряда пептидогликана. Верхний слой представлен наружной мембраной, включает фосфолипиды, белки и липополисахарид (ЛПС). Отсутствует магниевая соль рибонуклеиновой кислоты. В связи с этим не образуется прочного соединения компонентов клеточной стенки с основным красителем. Они легко обесцвечиваются этиловым спиртом. Поэтому клетки бактерий окрашиваются в цвет последнего наносимого на их поверхность красителя (водный фуксин) – в красный. Техника окраски по Граму: 1. Фиксированный мазок кладут на рельсы и накрывают бумажкой по Синеву с генцианфиолетовым, заливают ее водой или наливают на мазок генциан-виолетом через фильтровальную бумагу. Экспозиция 2 мин.
2. Снимают бумажку и наливают раствор Люголя на 1 -2 минуты. 3. Сливают Люголь в кювету, на мазок наливыют с 96˚ этиловый спирт до прекращения отхождения «струею» красителя, примерно 10-15 сек. 4. Промывают проточной водой, стряхивают воду. 5. Наносят фуксин Пфейффера. Экспозиция 2 мин. 5. Промывают проточной водой и сушат в вертикальном положении. 6. Микроскопируют с помощью иммерсионной системы микроскопа. Отличительные признаки грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов Таблица 2.1.
Таблица 2.2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|