Порядок работы с прибором «ОКТАВА-101А-ГТО»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для объективных измерений уровня громкости шума (звука) используется шумомер, блок-схема которого представлена на рисунке 4.
1 – микрофон; 2 – усилитель; 3 – корректирующие фильтры; 4 – детектор; 5 – индикатор
Рисунок 4 – Блок-схема шумомера Шумомер состоит из микрофона 1, воспринимающего звуковое давление, усилителя 2 (измерительного звена) и называемого обычно шумомером, корректирующих фильтров 3, обеспечивающих требуемую форму частотной характеристики, детектора 4, преобразующего сигналы в удобную для восприятия форму, и индикатора 5, проградуированного в дБ. Микрофоны применяют с достаточно широким рабочим частотным диапазоном, с высокой и стабильной чувствительностью и возможно меньшими размерами. При внесении в звуковое поле они не должны его искажать. Обычно используют конденсаторные, электродинамические, пьезоэлектрические и керамические микрофоны. Лучшими из них считаются конденсаторные и пьезоэлектрические. Шумомеры снабжаются комплектами фильтров для трёх определённых диапазонов значений частот, позволяющих измерять уровень громкости чистых тонов в диапазонах: 25…55 фон – характеристика А, 55…85 фон – В и от 85 фон – С. Если, например, произведено измерение уровня громкости звука по шкале А, то его значение будет выражаться в дБ с пометкой А (дБ«А», дБ(А) или дБА). Прибор ОКТАВА-101А-ГТО предназначен для измерения среднеквадратичных, эквивалентных и пиковых уровней звука с целью контроля внешнего шума автомобилей, находящихся в эксплуатации (ГОСТ Р 52231-2004) и иных аналогичных источников. В режиме измерения звука порядок работы с прибором следующий: - подготовка прибора к работе;
- включение прибора; - настройка прибора; - калибровка; - запуск и остановка измерений; - запись в память; - выключение прибора. Результаты измерения уровня звука отражаются на индикаторе прибора ОКТАВА-101А-ГТО, общий вид которого в момент измерения представлен на рисунке 5.
Рисунок 5 – Общий вид индикатора прибора ОКТАВА-101А-ГТО в момент измерения
Первая строка протокола показывает установленный в данный момент диапазон измерений. Вторая и третья строки содержат информацию о текущем значении уровня звука (в дБА), полученном на характеристике Fast. Четвёртая и пятая строки показывают максимальное за время измерения значение среднеквадратичного уровня звука (в дБА), полученное на характеристике Fast. Шестая строка – минимальное за время измерения значение среднеквадратичного уровня звука (в дБА), полученное на характеристике Fast. LEQ – значение эквивалентного уровня звука (в дБА). PK – значение пикового уровня звука (в дБА). SEL – значение уровня звуковой экспозиции (в дБА); чч:мм:сс – длительность измерений. В протокол измерений (таблица 5) вносится максимальное за время измерения значение среднеквадратичного уровня звука (пятая строка).
Задание к работе
1) Установить проверяемый автомобиль на пост в лабораторию. 2) Обеспечить выполнение условий, отражённых в пунктах 4.2…4.4. 3) Выполнить измерения в последовательности, отражённой в п. 4.5. Порядок работы с прибором ОКТАВА-101А-ГТО отражён в п. 5 и заводской инструкции. 4) В черновике зафиксировать результаты измерений (таблица 5).
Таблица 5 – Результаты контроля технического состояния АТС по уровню внешнего шума
Измерение № ____ Марка, модель АТС ___________ Категория АТС _______
Каждое измерение состоит из трёх повторов. Результаты измерения по каждому повтору вносятся во вторую колонку таблицы 5. При разнице между результатами повторов менее 2 дБА из трёх значений выбирают максимальное, округляют его до целого числа и записывают в третью колонку таблицы 5. После сравнения значений максимального измеренного и допустимого уровней шума даётся заключение о техническом состоянии проверяемого автомобиля. При разнице между результатами повторов более 2 дБА даётся заключение о недостоверности результатов и измерение повторяют. 6) Проанализировать полученные результаты на предмет поиска возможных неисправностей двигателя или их отсутствия, используя материал п. 4.5. 7) По окончании работы освобождают площадку для измерений от автомобиля и измерительной аппаратуры. Прибор ОКТАВА-101А-ГТО подвергают разборке согласно заводской инструкции и хранят до следующих измерений в специальном контейнере. 8) Отчёт о выполнении работы состоит из конспекта настоящих методических указаний, протокола измерений (таблица 5) и анализа полученных результатов.
7 Контрольные вопросы
1. Назовите основные составляющие акустического излучения ДВС. 2. Назовите причины и источники аэродинамического шума ДВС. 3. Назовите причины и факторы, определяющие структурный шум при функционировании различных конструктивных элементов ДВС. 4. Какими факторами обусловливается акустический баланс ДВС и характеристики шума его конструктивных элементов? 5. Что понимается под внешним шумом автомобиля? 6. Что такое допустимый уровень шума? Какие значения он может принимать? 7. Какие требования предъявляются к элементам автомобиля при измерении внешнего шума? 8. Какие требования предъявляются к средствам измерения внешнего шума автомобиля? 9. Какие требования предъявляются к площадке для измерения? 10. Какие метеорологические условия необходимо учитывать при измерении внешнего шума? 11. В чём заключается подготовка автомобиля к измерению внешнего шума? 12. Охарактеризуйте режим работы двигателя при измерении внешнего шума автомобиля. 13. Опишите последовательность измерения внешнего шума автомобиля. 14. Каков порядок работы с прибором ОКТАВА-101А-ГТО? 15. Какие неисправности двигателя и его систем определяются с помощью ОКТАВА-101А-ГТО? 16. Прокомментируйте результаты итоговой таблицы 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|