Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок работы с прибором «ОКТАВА-101А-ГТО»




 

 

Для объективных измерений уровня громкости шума (звука) используется шумомер, блок-схема которого представлена на рисунке 4.

 

 

1 – микрофон; 2 – усилитель; 3 – корректирующие фильтры; 4 – детектор; 5 – индикатор

 

Рисунок 4 – Блок-схема шумомера

Шумомер состоит из микрофона 1, воспринимающего звуковое давление, усилителя 2 (измерительного звена) и называемого обычно шумомером, корректирующих фильтров 3, обеспечивающих требуемую форму частотной характеристики, детектора 4, преобразующего сигналы в удобную для восприятия форму, и индикатора 5, проградуированного в дБ.

Микрофоны применяют с достаточно широким рабочим частотным диапазоном, с высокой и стабильной чувствительностью и возможно меньшими размерами. При внесении в звуковое поле они не должны его искажать. Обычно используют конденсаторные, электродинамические, пьезоэлектрические и керамические микрофоны. Лучшими из них считаются конденсаторные и пьезоэлектрические.

Шумомеры снабжаются комплектами фильтров для трёх определённых диапазонов значений частот, позволяющих измерять уровень громкости чистых тонов в диапазонах: 25…55 фон – характеристика А, 55…85 фон – В и от 85 фон – С. Если, например, произведено измерение уровня громкости звука по шкале А, то его значение будет выражаться в дБ с пометкой А (дБ«А», дБ(А) или дБА).

Прибор ОКТАВА-101А-ГТО предназначен для измерения среднеквадратичных, эквивалентных и пиковых уровней звука с целью контроля внешнего шума автомобилей, находящихся в эксплуатации (ГОСТ Р 52231-2004) и иных аналогичных источников.

В режиме измерения звука порядок работы с прибором следующий:

- подготовка прибора к работе;

- включение прибора;

- настройка прибора;

- калибровка;

- запуск и остановка измерений;

- запись в память;

- выключение прибора.

Результаты измерения уровня звука отражаются на индикаторе прибора ОКТАВА-101А-ГТО, общий вид которого в момент измерения представлен на рисунке 5.

 

 

Рисунок 5 – Общий вид индикатора прибора ОКТАВА-101А-ГТО в момент измерения

 

Первая строка протокола показывает установленный в данный момент диапазон измерений. Вторая и третья строки содержат информацию о текущем значении уровня звука (в дБА), полученном на характеристике Fast. Четвёртая и пятая строки показывают максимальное за время измерения значение среднеквадратичного уровня звука (в дБА), полученное на характеристике Fast. Шестая строка – минимальное за время измерения значение среднеквадратичного уровня звука (в дБА), полученное на характеристике Fast. LEQ – значение эквивалентного уровня звука (в дБА). PK – значение пикового уровня звука (в дБА). SEL – значение уровня звуковой экспозиции (в дБА); чч:мм:сс – длительность измерений.

В протокол измерений (таблица 5) вносится максимальное за время измерения значение среднеквадратичного уровня звука (пятая строка).

 

 

Задание к работе

 

 

1) Установить проверяемый автомобиль на пост в лабораторию.

2) Обеспечить выполнение условий, отражённых в пунктах 4.2…4.4.

3) Выполнить измерения в последовательности, отражённой в п. 4.5. Порядок работы с прибором ОКТАВА-101А-ГТО отражён в п. 5 и заводской инструкции.

4) В черновике зафиксировать результаты измерений (таблица 5).

 

Таблица 5 – Результаты контроля технического состояния АТС по уровню внешнего шума

 

Измерение № ____ Марка, модель АТС ___________ Категория АТС _______

 

№ повтора Измеренный уровень шума, дБА Максимальный измеренный уровень шума, дБА Допустимый уровень шума, дБА
       
   
   

 

Каждое измерение состоит из трёх повторов. Результаты измерения по каждому повтору вносятся во вторую колонку таблицы 5. При разнице между результатами повторов менее 2 дБА из трёх значений выбирают максимальное, округляют его до целого числа и записывают в третью колонку таблицы 5. После сравнения значений максимального измеренного и допустимого уровней шума даётся заключение о техническом состоянии проверяемого автомобиля. При разнице между результатами повторов более 2 дБА даётся заключение о недостоверности результатов и измерение повторяют.

6) Проанализировать полученные результаты на предмет поиска возможных неисправностей двигателя или их отсутствия, используя материал п. 4.5.

7) По окончании работы освобождают площадку для измерений от автомобиля и измерительной аппаратуры. Прибор ОКТАВА-101А-ГТО подвергают разборке согласно заводской инструкции и хранят до следующих измерений в специальном контейнере.

8) Отчёт о выполнении работы состоит из конспекта настоящих методических указаний, протокола измерений (таблица 5) и анализа полученных результатов.

 

 

7 Контрольные вопросы

 

 

1. Назовите основные составляющие акустического излучения ДВС.

2. Назовите причины и источники аэродинамического шума ДВС.

3. Назовите причины и факторы, определяющие структурный шум при функционировании различных конструктивных элементов ДВС.

4. Какими факторами обусловливается акустический баланс ДВС и характеристики шума его конструктивных элементов?

5. Что понимается под внешним шумом автомобиля?

6. Что такое допустимый уровень шума? Какие значения он может принимать?

7. Какие требования предъявляются к элементам автомобиля при измерении внешнего шума?

8. Какие требования предъявляются к средствам измерения внешнего шума автомобиля?

9. Какие требования предъявляются к площадке для измерения?

10. Какие метеорологические условия необходимо учитывать при измерении внешнего шума?

11. В чём заключается подготовка автомобиля к измерению внешнего шума?

12. Охарактеризуйте режим работы двигателя при измерении внешнего шума автомобиля.

13. Опишите последовательность измерения внешнего шума автомобиля.

14. Каков порядок работы с прибором ОКТАВА-101А-ГТО?

15. Какие неисправности двигателя и его систем определяются с помощью ОКТАВА-101А-ГТО?

16. Прокомментируйте результаты итоговой таблицы 5.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...