Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательные аспекты. Человеческие черты в общении.

Общение

(соц. психология)

Общение (связь между людьми) - психологический процесс, в результате которого возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информации, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

 

С содержанием общения – выступают научные и житейские знания; выступает человек – его внешний вид, особенности характера, манеры поведения.

 

В последние годы в научной литературе появились несколько направлений, рассматривающих проблему общения под определенным ракурсом. Особенно интересна попытка Г.М Андреевой, которая рассматривает и выделяет в структуре общения 3 стороны:

1. Коммуникативная сторона – обмен информацией, широкое понятие, включающее в себя связь взаимодействия двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию – здесь нет влияния одного человека на другого.

2. Интерактивная сторона – взаимодействие

3. Перцептивная сторона – восприятие человека

 

Другие исследователи – Б.Ф Ломов, Бодалев, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, Леонтьев, рассматривали проблему общения как целостный феномен и подразделяли эту целостность на ряд структур, которые выделяются из этой целостности и исследуются отдельно.

Рассмотрим стороны общения:

 

1.Коммуникативная сторона: предполагает обмен информацией. В основе этой информации положены речевые и неречевые средства:

А) неречевые средства – оптико-кинестетические (жесты, мимика, пантомимика);

- паролингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность)

- экстролингвистические – (паузы, смех, плач, темп речи)

- пространственно-временные – (взаимное расположение партнеров, временные задержки начала общения)

 

В практике общения выделяют следующие виды коммуникаций:

1. Познавательная – главная цель – передача содержания информации

2. Экспрессивная – мы вступаем в общение, когда имеется потребность передать наши чувства, оценки, взгляды.

3. Убеждающая - здесь проявляется стремление одного человека повлиять на другого, изменить отношение к чему-либо, или сделать что-то для вас.

4. Социально-ритуальная – суть этого общения сводится к поддержанию норм и обычаев социально-культурного поведения (процедура знакомства, поздравления, обычаи гостеприимства). Большая часть этого общения протекает между друзьями и близкими на расстоянии в пределах 50-130 см. между незнакомыми людьми в общественных местах - свыше130 см. При нарушении дистанции в памяти остаются неприятные ощущения от контакта с этим человеком. Это строго индивидуально от национальной и религиозной стороны общения (у асериканцев – близко; японцев и англичан далеко).

5. Несловесная коммуникация – мимика, позы, жесты

6. Несловесное сообщение – выражение рта, покусывание, сжатие, искривление губ, что означает иронию, сообщение о решимости, нервное напряжение, сарказм.

 

2.Интерактивная сторона: в социальной психологии были предприняты многочисленные попытки определения типов взаимодействия людей друг с другом. К числу наиболее распространенных типов взаимодействия относится:

1. Дихотомическое – кооперация и конкуренция, где присутствуют нравственно-психологическое соревнование

2. Согласие

3. Конфликт

4. Приспособление

5. Оппозиция

6. Ассоциация

7. Диссоцияция

 

При характеристике взаимодействия, выделяют несколько видов социальных мотивов, с которыми вступает во взаимодействие:

1. Мотив максимизации общего выигрыша – мотив кооперации

2. Мотив максимизации собственного выигрыша – на первом плане индивидуализм личности

3. Мотив максимизации относительного выигрыша – конкуренция

4. Мотив максимизации выигрыша другого – альтруизм (с вами взаимодействую для того, чтобы вам было лучше, а мне хуже)

5. Мотив минимизации выигрыша другого – агрессия (с вами взаимодействую, чтобы вам было хуже, а мне лучше).

6. Мотив минимизации различий в выигрышах – равенство (с вами взаимодействую, чтобы выигрыш разделить поровну).

 

Однако дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия недостаточно для экспериментальной практики. Американский психолог Бейлс разработал и экспериментально подтвердил 82 наименования взаимодействия, затем сведя эти типы к четырем категориям:

 

1. Область позитивных эмоций: солидарность; снятие напряжения; согласие.

2. Область постановки проблем: просьба об информации; просьба высказать мнение; просьба об указании.

3. Область решения проблем: предложение – указание; мнение; ориентация других.

4. Область негативных эмоций: несогласие; создание напряженности, 12 демонстраций антогонизма (несовместимость, несогласие…).

 

В процессе трудовой деятельности интерактивная сторона общения может реализовываться в разных формах. Сов. Психолог Л.И. Уманскмй, изучая технологию взаимодействия людей в процессе труда, выделил три формы:

1. Совместно-индивидуальная деятельность, когда каждый участник делает свою часть работы, независимо друг от друга – бригада станочников, токарей, доярки, трактористы.

2. Совместно-последовательная, когда задача выполняется последовательно каждым участником – конвейер.

3. Совместно-взаимодействующая, когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – футбольная команда, конструкторское бюро.

 

3. Перцептивная сторона общения: общение начинается с перцептивной стороны.

Социальная перцепция – восприятие и понимание человека друг другом.

Поскольку человек вступает в общение как личность, постольку он и воспринимается другим человеком, партнером по общению так же, как личность. На основе внешней стороны поведения мы читаем другого человека как бы, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке связано с уровнем самосознания

В ходе познания другого человека, одновременно осуществляется несколько процессов:

1. Эмоциональная оценка другого человека, которого я воспринимаю (симпатия-антипатия).

2. Попытка понять строй его поступков. Основанное на этой стратегии – изменение его поведения.

4. Построение стратегии собственного поведения.

 

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом и, следовательно, сопоставляет себя с другим, осуществляя это с двух сторон. Каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Все это приводит к тому, что осознание себя через другого, включает 2 стороны:

1. Идентификация – уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействующие люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению, строятся на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

2. Эмпатия - тесно взаимосвязана с идентификацией, это аффективное понимание, бурная кратковременная вспышка, эмоциональное аффективное сопереживание другому человеку. При этом, действовать по-своему, в отличии от идентификации, где понимая партнера по общению, встать на его позицию, действовать вместе с ним (партнером).

3. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс – зеркальных отражений друг друга Глубокое, последовательное взаимодействие, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию. Причем, в этом внутреннем мире, в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя

 

 

Содержание и эффекты межличностного восприятия

Как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе есть много исследований в области межличностной перцепции. Все эти исследования можно разделить на 2 класса:

1. Изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств)

2. Изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, эффектов при восприятии).

 

К эффектам привосприятии относится каузальная атрибуция – приписывание человеку не свойственных ему свойств.

 

Приписывание осуществляется:

А) На основе сходства поведения, воспринимаемого лица с каким-то другим образцом

Б) На основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. В этом случае, могут действовать и механизмы идентификации, но в любом случае, возникает целая система способов такого приписыванияатрибуция. Каузальная атрибуция анализирует именно эти процессы.

Каузальная атрибуция имеет важное значение для характеристики процесса взаимного понимания и восприятия. Одним из первых психологов, предложивший идею приписывания был Хайдер, который ввел в социальную психологию понятие наивной психологии человека с улицы, который рассуждает след.образом: «Плохой человек – обладает плохими чертами; хороший человек обладает хорошими чертами».

Поэтому, приписывание осуществляется по этой схеме – плохим людям приписываются плохие черты, а хорошим – хорошие.

Большое внимание в теории каузальной атрибуции уделяется идее контрастных представлений, когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту, как носителя самых высокий положительных черт.

Психолог Келли в своих экспериментах обнаружил, что не успех во взаимодействии по разному оценивается участником и наблюдателем. Участник какого- либо действия винит в неуспехах преимущественно объективные обстоятельства, среду. В то время, как наблюдатель винит на неуспех самого исполнителя.

Здесь прослеживается выделение 2-х типов людей:

А) Одни при неудачах винят обстоятельства и среду, забывая оценивать себя в этих обстоятельствах.

Б) Другие наоборот, винят себя, свои деловые и личностные качества, считая причиной своих несчастий какие-то личные недостатки, промахи, упуская при этом оценивать влияние внешних факторов.

 

Все эти различия в каузальной атрибуции, в процессах восприятия человека друг другом, определяются наличием социальных установок – аттитюдов. (Бодалев А.А. – в книге «Восприятие и понимание человека друг другом» пример фото преступника и героя).

При восприятии друг другом, возникают различные эффекты:

1. Эффект Ореола – формирование первого впечатления о человеке «Кто он?», что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам пи неизвестных качеств воспринимаемого. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффект Ореола проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимум информации об объекте восприятия; также, когда суждения касаются моральных качеств человека.

2. Эффект первичности и новизны – тесно связан с эффектом Ореола, так как оба касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке, для составления представления о нем. (эксперимент Лагинса, в котором 4 разным группам студентов был представлен незнакомец, о котором было сказано: в 1-ой группе - он экстраверт; во 2-ой группе – интраверт; в 3-ей группе – сначала, что он экстраверт, а потом сказали, что интраверт; в 4-ой группе - сначала интроверт, потом экстраверт. Всем группам было предложено описать незнакомца в соответствующих терминах его личностных качеств. В 2-х первых группах проблем не было с таким опысыванием. В 3-ей и 4-ой группах впечатление о незнакомце точно соответствовало порядку предъявленной информации. Предъявленная ранее возобладала).

 

Такой эффект получил название первичности, был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимался незнакомый человек.

Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.

 

3. В широком контексте все эти эффекты можно расценивать как особого рода явлений стереотипизации. Стереотип это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением.

 

Стереотипы в общении, возникают при познании людьми друг друга, имеют специфическое происхождение и опираются на апперцепциюпрежний опыт (все учителя – назидательны; бухгалтера – педанты). Стереотипизация приводит к 2-м разным следствиям:

1. К определенному упрощению процесса познания другого человека.

2. К возникновению предубеждений. В этом плане значительное распространение имеют этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо наций, строятся предвзятые выводы относительно всей группы (немцы – педанты; японцы – вежливые; испанцы – играют на муз.инструментах и музыкальны).

 

 

4.Межличностная аттракция – особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, связанный с проявлением любви и дружбы. В процессе восприятия возникают определенные эмоциональные отношения людей друг к другу. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют определенные отношения. На базе сделанных эмоциональных оценок рождаются разнообразные чувства: от неприязни того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Именно область исследований, связанная с выяснением механизмов образования разных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получило название аттракции.

 

В процессе общения определенную роль имеют личностные качества человека. Сюда относятся:

1. Обаяние – психологически излучаемые человеком, привлекательность его со стороны проявлений его особенностей: мужское и женское; мудрости; простодушия; интеллигентности; силы.

2. Фастинация – завораживание: особый взгляд; голос; ритм речи – ненаскучивающий; ум; модуляция голоса. Человек, владеющий способами фастинации, должен умело их использовать и импровизировать по ходу общения.

 

Содержательные аспекты. Человеческие черты в общении.

В процессе взаимодействия и формирования межличностных отношений происходит определенная нравственно-нивидимая и психологически скрытая борьба за статусную позицию в общении. Это статусное соревнование обуславливает выработку у людей определенной типологии в общении, которая во многом и характеризует систему межличностных отношений.

В структуре общения выявляют следующие черты поведения:

 

1. Адаптационная мобильность – которая в системе и динамике межличностных отношений проявляется на уровне социометрического статуса и позиции в функциональной структуре деловых отношений.

2. Эмоциональное лидерство - как по вертикали, так и по горизонтали в неформальных группах; и деловое лидерство в своей группе при решении большинства проблемных ситуаций.

3. Способность к интеграции – социальной функции ролей, т.е. приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников общения. Условием успешного руководства людей является всесторонний учет руководителя ролевых ожиданий подчиненных.

4. Контактность – т.е. способность к установлению положительных социальных отношений. Этот фактор обуславливается такими социально-психологическими свойствами личности как – открытость характера в общении; стремление к информированности, стремление к самоутверждению, способность располагать к себе других людей; способность выслушивать и убеждать.

5. Стрессоустойчивость в широком смысле – интеллектуальная, волевая, эмоциональная.

6. Общий интеллектуальный уровень – всестороннее развитие. В динамике общения чаще всего проявляются такие черты поведения:

А) Доминантность (подавление собеседника своей эрудицией) - недоминантность

Б) Мобильность (пластичность, гибкость ума, интеллектуальное развитие) – регидность

В) Экстраверсия – интроверсия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...