Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества.
Выступление на РМО в МДОУ ДСКВ № 6 «Солнышко» «Изобразительное искусство как средство развития творческих способностей детей». С темой: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества.» Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Ревнивцева Раиса Михайловна
2017 г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества. «Дети должны быть окружены миром красоты, сказки, игры, рисунка, музыки, фантазии и творчества. Ведь они – это будущие наши судьи, критики наших действий, воззрений, это люди, идущие в мир строительства новых форм жизни».В.А. Сухомлинский Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях. Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания – чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие: 1. Научное познание. 2. Творческое или художественное познание. 3. Философское познание. 4. Религиозное познание. 5. Мифологическое познание. 6. Самопознание. И так, познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине. Мы сейчас будем касаться творческо-художественного познания. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
Дошкольный возраст, как отмечается многими психологами и педагогами, является наиболее благоприятным периодом для становления многих видов деятельности. Именно в дошкольном возрасте, детям свойственна тяга к необычному, придумыванию чего-то нового, виденью в обычном необычного. Их мир гораздо шире, сложнее, чем иногда это кажется взрослым. «Этот период длится определённое, довольно короткое, время и проходит безвозвратно, поэтому пропустить его ни в коем случае нельзя, ведь наверстать упущенное будет практически невозможно» (Д.И. Фельдштейн). На сегодняшний момент, в России система дошкольного образования проходит период серьёзного обновления и модернизации. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) нового поколения говорится о портрете дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Если познавательные интересы сформированы недостаточно, если взрослый своим вниманием не поддерживает интерес к познанию, то стремления к знаниям не появятся. Ребенок не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний, а это означает, что ребенок будет недостаточно развит. Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов обучения дошкольников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. Важно создать определенные условия, чтобы увидеть в ребёнке индивидуальность, задатки творчества, помочь ему раскрыться во всех видах деятельности. «Художественное творчество», одна из образовательных областей в детском саду, охватывает основные направления художественно-эстетического развития детей, раскрывается в разных формах продуктивной детской деятельности детей. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству. Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации, ручному труду активизирует познавательный интерес и способствует эффективному развитию воображения и восприятия, образных представлений, мышления, памяти, ручной умелости. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, воображение. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес к различным видам искусства в целом. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественное воспроизведение. Под техникой рисунка понимают владение материалом и инструментами, способы их использования для целей изображения художественного выражения. Существуют разные техники рисования — одни из них традиционные, другие нетрадиционные и даже новаторские. Вообще, техника рисования характеризуется не столько использованными материалами, сколько способом нанесения красок. Имеет значение длина и направление штрихов, их яркость, способы смешивания красок. Все это индивидуальное у каждого художника, и формирует его стиль. Но все же есть основные разновидности техник в рисовании, которые выделяются по используемым краскам. Так к самым известным и популярным техникам рисования относятся: рисование карандашом, гуашью, акварелью, маслом, пастелью, крупой, всевозможным природным и не природным материалом (мел, уголь, песок, глина и т.д.). Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества становится актуальным для многих педагогов и психологов, изучающих детский рисунок. Нетрадиционные техники рисования – это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти работы от традиционных, по выполнению. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”. Но любая, даже самая интересная работа, должна иметь свои временные границы для каждого возраста: 3-4 года около 15 минут; 4-6 лет – 20-30 минут; 6-8 лет – 30 – 40 минут. Одним из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать. Наш детский сад работает по программе Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. Для работы с детьми я взяла наиболее приоритетной образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» и веду «Творческую мастерскую» по дополнительному образованию. Разработала программу для младших дошкольников «Нетрадиционные техники рисования», для старших: «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» Дополнительная общеобразовательная программа в старшей и подготовительной группе на 2016-2018 гг. По которой сейчас и работаю.
Изучая методическую литературу по нетрадиционным техникам, поняла необходимость использования этих техник в нашем образовательном учреждении, и поставила цель: - создание условий для формирования познавательного интереса ребенка дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник в ИЗО. Мной был разработан перспективный план для работы с детьми старшего дошкольного возраста, разработаны 65 занятий на два учебных года. Работать нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды в группе учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие познавательного интереса каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей средой. Собрала подборку нужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголки «Творческая мастерская» и «Экспериментирование». Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
В своей работе использую игры на развитие познавательного интереса. Собрала и изготовила картотеку игр. В своей работе использую разные формы организации: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. При работе с детьми использую такие методы, как наглядные, словесные, практические. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Приобретя соответствующий опыт в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и «добра». Отношения с детьми строю на основе партнерства. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Таким образом, определив основную цель, поставила перед собой следующие задачи: 1. Совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках. 2. Формировать опыт передачи положения предметов в пространстве на листе бумаги, обращая внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья в ветреный день - наклоняться и т.д.). Совершенствовать умение передавать движения фигур. 3. Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.). 4. Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. 5. Развивать способность рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой. 6. Формировать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки. 7. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. 8. Привлекать родителей к процессу развития познавательного интереса путем использования нетрадиционных техник рисования. В плане собственного развития, знакомлюсь с современными методиками по теме нетрадиционных техник рисования, участвую в разработке методических пособий, провожу консультации, открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности для педагогов ДОУ, с целью распространения опыта работы. Стараюсь сотрудничать с педагогами и родителями детского сада. Провожу ежегодно консультации по теме использования нетрадиционных техник рисования, открытые просмотры занятий, индивидуальные беседы, совместные занятия с детьми и родителями, круглые столы, где предлагаю родителям обменяться опытом развития познавательных интересов к изобразительному искусству в семье. Проводим с родителями мастер-классы. Для родителей постоянно обновляется наглядная информация в родительском уголке. Работая с детьми, всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Работа в «Творческой мастерской» требует соблюдение правил техники безопасности. Если читать их в стихотворной форме и с игровыми персонажами, они очень просты и легко запоминаются: С песком: Если сыплешь ты песок – Рядом веник и совок. С огнем: (экспериментирование) Помни правило: огонь Никогда один не тронь! С водой: Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук – друг: он нам помог, И никто здесь не промок. Со стеклом: Со стеклом будь осторожен – Ведь оно разбиться может. А разбилось – не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, Брат-совок И для мусора бачок – Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут. По окончании работы: Ты работу завершил? Все на место положил? Каждый маленький ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Моя задача не дать этому стремлению угаснуть. Использование нетрадиционных техник рисования в нашей группе проводится с детьми младшей, средней, старшей и подготовительных группах. Во время проведения непосредственной образовательной деятельности, стараюсь общаться с каждым ребенком. Это общение протекает в форме равноправного, доброжелательного сотрудничества взрослого и ребенка. Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний и умений стараюсь поощрять проявление активности, инициативы, общаться с детьми искренне, откликаться на их просьбы и пожелания, помогать в разрешении споров. После занятий предлагаю детям дома с родителями нарисовать тот или иной рисунке и показать нарисованное. Наша библиотека обеспечена методической и художественной литературой, дидактическим материалом по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования: карточками – схемами, дидактическим играми. Для педагогов и родителей постоянно разрабатываю и провожу консультации: «Воспитание творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования», «Нетрадиционная форма рисования – рисование пластилином», «Как увлечь ребёнка рисованием», «Помогите ребёнку, если ему трудно рисовать» и др. Стараюсь заинтересовать родителей и педагогов проблемами использования нетрадиционных техник на занятиях, в свободной деятельности, подбираю и провожу с ними тесты и анкеты, анализируя их, получаю много важной и честной, объективной информации для себя. На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Таким образом, проблема формирования и развития познавательной активности у детей дошкольного возраста одна из самых актуальных в процессе воспитания и обучения, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности. Вопросами развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. В процессе исследования мы установили, что для того, чтобы полноценно развивать познавательный интерес детей, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний.
Литература:
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. 2. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя) (8). 3. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994. 4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва 2014г. 5. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004. 6. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009. 7. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3 8. Лебедева С.И. «Как научить ребенка рисовать», Москва 1992г. 9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2015г. 10. Маневцова Л.О развитии познавательных интересов детей. /Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 1915. 11. Микляева А.Н. «Рисование в детском саду», Москва 2010г. 12. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. 13. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996. 14. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|