Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Местное самоуправление и управление




 

Согласно поправке 2003 г. к Конституции о децентрализации государства во Франции имеются четыре вида территориальных коллективов: коммуны (низовое звено), департаменты, регионы, заморские территории. Во всех создаются избранные советы (кроме того, во всех коллективах, за исключением коммун, есть назначенные префекты). Административные округа не являются территориальными коллективами (выборных органов самоуправления нет, округом управляет назначенный сверху супрефект).

Региональные советы избираются на 5 лет по пропорциональной системе, с 3%-ным заградительным барьером.

Генеральные советы в департаментах избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства (одномандатными округами служат исторические единицы — кантоны, не имеющие органов самоуправления и администрации). Они избираются на шесть лет.  

При избрании муниципальных советов применяется мажоритарная система, но в крупных коммунах (с населением свыше 3500 человек) используются списки партий: каждая партия должна выдвинуть столько кандидатур, сколько членов совета избирается (обычно это число невелико), а избиратель голосует за тот или иной список партии.

Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика — остров в Средиземном море (там имеется местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но местную исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель). Контроль за законностью деятельности этих органов, общегосударственные полномочия на острове осуществляет назначаемый правительством Франции префект. Правительство Франции имеет право распустить парламент Корсики. На референдуме, проведенном в Новой Каледонии в 1998 г., одобрен ее договор с Францией, в соответствии с чем внесена поправка в Конституцию. Новая Каледония имеет теперь своеобразный статус члена Сообщества с Францией. У нее есть местный парламент и избираемый им исполнительный орган, но в Новую Каледонию также назначается представитель государства.

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями. В общине избирается совет сроком на шесть лет (9 - 69 человек) по мажоритарной системе. Для избрания в первых двух турах требуется абсолютное большинство голосов членов совета, в третьем туре — относительное. В выборах участвуют лица (в том числе иностранцы), живущие в коммуне шесть месяцев и четыре года уплачивающие налоги. Совет в свою очередь тайным голосованием избирает на шесть лет мэра и его заместителей, ведающих управлением. Мэр одновременно является председателем совета и по должности — представителем государственной власти в коммуне. Мэра может временно отстранить от должности префект департамента или министр внутренних дел, снять с должности — Совет министров.

Каждая коммуна  имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные библиотеки и музеи, социальное обслуживание. Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами. Муниципальный совет может быть досрочно распущен декретом Президента, примятым на заседании Совета министров, но только по одной причине: если он не способен управлять коммуной. Этот декрет может быть оспорен в административном суде.

 Генеральный (департаментский) совет  ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Кроме того, совет департамента имеет право вводить местные налоги на жилища, строения, земельный налог, на автотранспорт и речной транспорт и др. Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект, а избираемый им председатель совета. Тем не менее, совет департамента менее самостоятелен в своих действиях, чем совет коммуны (общины), он более жестко контролируется центром, префекту подчинены также некоторые местные службы министерств.

В регионах исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты  (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

 Наряду с избираемыми органами в административно-территориальных единицах (кроме коммуны) имеются назначенные сверху чиновники общей компетенции. В регионе это  префект (им является по совместительству префект самого крупного в регионе департамента), в департаменте — префект, в округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего совета, есть супрефект. 

Префект назначается Советом министров. Он представляет в своей административно-территориальной единице правительство и каждого министра, руководит деятельностью государственных служб, несет ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за поддержание общественного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство. В его распоряжении находится полиция. В некоторых заморских территориях есть специальные префекты по охране общественного порядка. Они подчинены префекту данной территории.

Префект не осуществляет административную опеку над органами местного самоуправления, но имеет право контроля за ними с точки зрения соблюдения законности: все решения местных советов должны исполняться с момента представления их префекту независимо от его визы на них (ранее требовалась такая виза). Эти решения должны представляться в течение 15 дней префекту, который, если считает их незаконными (и теперь только по этому основанию), может в течение двух месяцев обратиться в местный административный суд с иском об их аннулировании.

Создаются также городские сообщества — объединения коммун. Для их создания в одном департаменте необходимо решение префекта департамента, в нескольких — согласие их префектов. Для создания сообщества предварительно требуются согласие 2/з членов советов коммун. Сообщества создают свои советы, но они не выбираются гражданами, а состоят из представителей советов коммун.

В соответствии с конституционной поправкой 2003 г. новые права предоставлены заморским территориям (Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюньон, Майотта, Сен-Пьер и Микелон, острова Фитуна, Валлис и Французская Полинезия). Они издают свои акты, их законность контролирует Государственный совет. Особыми зонами являются также территории Арктики и Антарктики (их статус определяется особыми законами). Все изменения в заморских территориях согласно поправке 2003 г. к Конституции должны проводиться после консультации с их избирателями. Решение о консультации принимает Президент. Действующие во Франции законы и регламенты должны быть адаптированы (приспособлены) к условиям заморских территорий. Однако адаптация не может касаться вопросов гражданства, статуса личности, основных прав и свобод, организации правосудия, наказаний, денежной системы.

Таким образом, распределение публичной власти в территориальных коллективах, по мнению Ф.Ардана12, можно представить следующим образом: коммуна обеспечивает потребности каждодневной жизни, департамент обязан обеспечить известную солидарность между городом и сельской местностью, регион разрабатывает и осуществляет более амбициозные планы, обращённые в будущее.


Заключение

 

Францию называют своеобразной «лабораторией конституций», т.к.  со времени Великой французской революции 1789 г. было принято полтора десятка конституционных актов, апробированы практически все формы правления. В настоящее время действует Конституция 1958 г. («пятой республики»), закрепившая смешанную форму правления. Конституционные изменения нередко происходят с помощью референдума.

Центральное положение в государственном механизме Франции занимает Президент, избираемый прямыми выборами на 5 лет. Он имеет обширные полномочия в сфере формирования и осуществления исполнительной власти, возглавляя Совет министров. Традиционны полномочия главы государства в отношении Парламента, включая роспуск Национального собрания. Президент, возглавляя Высший совет магистратуры, осуществляет назначения судей.

Двухпалатный парламент построен по классическому образцу: двухпалатная структура, прямые выборы депутатов нижней палаты, ограниченность иммунитета парламентария. Однако законодательная компетенция парламента ограничена.

Исполнительная власть принадлежит правительству, имеющему широкие полномочия не только в сфере государственного управления, но и в отношениях с Парламентом, включая право законодательной инициативы, возможность созыва согласительной комиссии.

Судебная система отличается разнообразием органов, действующих в том числе на общественных началах. Конституционный контроль осуществляет Конституционный совет.

Для организации публичной власти в территориальных коллективах характерно сочетание местного управления и самоуправления.


Список использованной литературы

 

1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.Учебник. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2005.

2. Ардан Филипп. Франция: государственная система: Пер. с франц. – М.: Юрид. лит., 1994.

3. Борисов И.Б. Рывок пятой республики вправо (Общенациональные выборы во Франции) // Журнал о выборах. 2002. № 3.

4. Дегтярёва О.В. Избирательное право Французской Республики // Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. – Изд-во НОРМА, 2003. С.102.

5. Жаке Ж.П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. – М.: Юристъ, 2002.

6. Ковачев Д.А. Национальное собрание и Сенат Парламента Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец - издат», 2002.

7. Миряшева Е.В. Конституционно-правовой статус французской прокуратуры: традиция и перспективы // Российский судья. 2006. № 2.

8. Пилипенко А.Н. Парламентский контроль во Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец - издат», 2002.

9. Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран: учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.

10. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.: Юрид. лит., 1995.

11. В 1986 г. Ф.Миттеран отказался подписать правительственный ордонанс, касающийся приватизации государственной собственности. / Захарова М.В. Правовой статус главы государства во французской правовой системе // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.

12. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо, д.ю.н. Л.М. Энтина. - М.:  НОРМА, 2006.

13. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1994. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. – д. ю. н. проф. А.Я.Сухарев. – 2-е изд., изм. и доп. М.: Изд-во НОРМА, 2001.


[1] Жаке Ж.П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. – М.: Юристъ, 2002. – С. 264.

[2] Борисов И.Б. Рывок пятой республики вправо (Общенациональные выборы во Франции) // Журнал о выборах. 2002. № 3. С. 52.

3 Дегтярёва О.В. Избирательное право Французской Республики // Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. – Изд-во НОРМА, 2003. С.102.

4 Ковачев Д.А. Национальное собрание и Сенат Парламента Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец-издат», 2002. С. 250.

5 Пилипенко А.Н. Парламентский контроль во Франции // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец-издат», 2002. С. 348.

 

6 В 1986 г. Ф.Миттеран отказался подписать правительственный ордонанс, касающийся приватизации государственной собственности. / Захарова М.В. Правовой статус главы государства во французской правовой системе // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6. С. 22.

7 Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.: Юрид. лит., 1995. С. 210.

8 Подр. см.: Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1994. С. 104-105.

 

9 Ардан Филипп. Франция: государственная система: пер. с франц. – М.: Юрид. лит., 1994. С. 158-159.

10 Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. – д. ю. н. проф. А.Я.Сухарев. – 2-е изд., изм. и доп. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 727.

11 Миряшева Е.В. Конституционно-правовой статус французской прокуратуры: традиция и перспективы // Российский судья. 2006. № 2. С. 39.

12 Ардан Филипп. Франция: государственная система: Пер. с франц. – М.: Юрид. лит., 1994. – С. 38.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...