Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение

Общество как форма жизнедеятельности людей

Существует понятие общество в широком и узком смысле.

Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.

Под обществом в узком смысле понимается:

§ Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)

§ Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)

§ Население страны, государства (российское общество)

§ Всё человечество в целом

Различают следующие типы обществ:

§ Традиционное

§ Индустриальное

§ Постиндустриальное

Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему

Взаимодействие общества и природы

Существует понятие природы в широком и узком смысле.

В широком смысле под природой понимается весь мир, в многообразии его форм и проявлений;

в узком смысле – биосфера, естественные условия жизни общества, человека.

Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.

Типы отношений общества и природы:

Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.

Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.

Таким образом взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

Сферы общественной жизни Составляющие элементы Деятельность людей и отношения между ними
Экономическая Предприятия, фирмы, банки, биржи и др. Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ
Политическая Парламент, правительство партии, общественные организации и др. Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями
     
Социальная Системы соц. обеспечения, здравоохране- ния и др. Отношения между различными общественными группами
Духовная (культура, образование, наука, религия) Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д. Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны

Биологическое и социальное в человеке

Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.

Биологическое начало:

1) анатомия

2) физиология

3) протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)

Основные отличия человека от животных:

1) Человек способен производить орудия труда, использовать их;

2) Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;

3) Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;

Только для человека возможна самореализация личности.

Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.

Виды потребностей:

§ Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)

§ Социальные (общение, самореализация и др.)

§ Духовные (вера, творчество)

Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.

Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.

Личность. Особенности подросткового возраста

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.

Индивидуальност ь – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.

Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.

Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь..

Особенности подросткового возраста:

1) Психологические изменения

2) Физиологические изменения

3) Развитие мышления

4) Формирование самосознания

5) Формирование мировоззрения

6) Полярность мнений и поведения

7) Чувство взрослости

Деятельность человека и ее основные формы

(труд, игра, учение)

Деятельност ь – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.

Более подробно об отличиях деятельности человека от активности животных в дополнительных материалах.

Структура деятельности включает в себя:

§ Объект

§ Субъект

§ Мотив

§ Цель

§ Средства

§ достижения

§ Результат

Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение

Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.

Признаки малой группы:

1) Наличие общей цели;

2) Совместная деятельность;

3) Личное взаимодействие членов группы;

4) Длительность существования;

5) Добровольный характер

6) Определённый эмоциональный фон.

Различают следующие типы малых групп:

§ Условные (нет постоянных контактов)

§ Реальные (постоянные контакты)

§ Естественные (складываются сами по себе)

§ Формальные (официальные)

§ Неформальные (неофициальные)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...