Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение
Общество как форма жизнедеятельности людей Существует понятие общество в широком и узком смысле. Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей. Под обществом в узком смысле понимается: § Определённый этап человеческой истории (средневековое общество) § Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы) § Население страны, государства (российское общество) § Всё человечество в целом Различают следующие типы обществ: § Традиционное § Индустриальное § Постиндустриальное Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему Взаимодействие общества и природы Существует понятие природы в широком и узком смысле. В широком смысле под природой понимается весь мир, в многообразии его форм и проявлений; в узком смысле – биосфера, естественные условия жизни общества, человека. Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно. Типы отношений общества и природы: Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов. Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов. Таким образом взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны
Биологическое и социальное в человеке Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало: 1) анатомия 2) физиология 3) протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.) Основные отличия человека от животных: 1) Человек способен производить орудия труда, использовать их; 2) Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью; 3) Человек способен к целенаправленной творческой деятельности; Только для человека возможна самореализация личности. Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма. Виды потребностей: § Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.) § Социальные (общение, самореализация и др.) § Духовные (вера, творчество) Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности. Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области. Личность. Особенности подросткового возраста Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек. Индивидуальност ь – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей. Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь.. Особенности подросткового возраста: 1) Психологические изменения 2) Физиологические изменения 3) Развитие мышления 4) Формирование самосознания 5) Формирование мировоззрения 6) Полярность мнений и поведения 7) Чувство взрослости Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Деятельност ь – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром. Более подробно об отличиях деятельности человека от активности животных в дополнительных материалах. Структура деятельности включает в себя: § Объект § Субъект § Мотив § Цель § Средства § достижения § Результат Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата. Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах. Признаки малой группы: 1) Наличие общей цели; 2) Совместная деятельность; 3) Личное взаимодействие членов группы; 4) Длительность существования;
5) Добровольный характер 6) Определённый эмоциональный фон. Различают следующие типы малых групп: § Условные (нет постоянных контактов) § Реальные (постоянные контакты) § Естественные (складываются сами по себе) § Формальные (официальные) § Неформальные (неофициальные)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|