Объекты исключительного владения
Объекты исключительного владения — mutex (mut ual ex clusion) — могут принадлежать только одному потоку одновременно. Соответственно определяются операции над этими объектами: · затребовать владение объектом; · освободить объект; Если учесть, что владеть объектом mutex может только один поток, то получается, что такие объекты похожи на критические секции — с того момента, как система отдала объект во владение потоку все остальные, которые захотят получить его во владение, будут ожидать его освобождения. Отличия заключаются в некоторых нюансах использования — во–первых, объекты mutex могут быть использованы разными процессами (для этого предусмотрены именованные объекты, которые могут быть использованы другими процессами) и, во–вторых, ожидать владения этим объектом можно разными способами — с ограничением по времени или, например, использовать его для синхронизации сразу с несколькими объектами (другими объектами mutex, семафорами, событиями и прочим). Об этом — подробнее в последующих разделах.
События
События, как и объекты исключительного владения, могут использоваться для синхронизации потоков, принадлежащих разным приложениям. Самые значительные отличия сводятся к следующему: · событиями никто не владеет — то есть устанавливать события в свободное или занятое состояние могут любые потоки, имеющие право доступа к этому объекту · события различают только два состояния — свободное и занятое. Сколько бы раз вы не переводили событие в занятое состояние, один единственный вызов функции, освобождающей это событие, освободит его. И наоборот. · в классическом варианте освобождение события разрешает запуск всех потоков, ожидающих его. Объекты исключительного владения и критические секции позволяли возобновить исполнение только одного потока[2]. · смена состояния события осуществляется в любой момент времени. Так, для вхождения в критическую секцию или для получения объекта mutex во владение необходимо было дождаться их освобождения (что выполнялось автоматически). Для событий это не так. Соответственно, применительно к событиям, говорят о двух основных состояниях: свободном (установленном) и занятом (сброшенном) и о трех операциях, выполняемых над ними: · сбросить событие; · установить (иногда — послать) событие;
· дождаться события; Эти особенности выделяют события в особую категорию синхронизирующих объектов. Рассмотренные ранее критические секции и объекты исключительного владения позволяют осуществить монопольный доступ к какому–либо ресурсу или объекту данных, в то время как события определяют некоторые условия, после которых возможно выполнение тех или иных операций. Пример. Возвращаясь к примеру с глобальной кучей — для работы с ней необходимо создать составной синхронизирующий объект. Пример такого объекта можно найти в книге “Windows для профессионалов” Джеффри Рихтера. Естественно, логика построения объекта одинакова и в рассматриваемом случае, что позволяет детально сравнить несколько близких решений и заострить внимание на некоторых “мелочах”. Сейчас мы рассмотрим только “скелет” такого объекта и основные правила работы с ним. Позже, после рассмотрения функций Win32 API, рассмотрим конкретную реализацию этого составного объекта и сравним ее с чрезвычайно похожим объектом, приведенным в книге Рихтера. Сначала попробуем составить представление о тех стандартных объектах, которые надо использовать для построения составного синхронизирующего объекта. Мы имеем дело с потоками–писателями, имеющими исключительный доступ к данным, и потоками–читателями, которые могут иметь одновременный доступ к тем–же данным. Однако наличие хотя–бы одного читателя исключает для писателей возможность доступа к данным. Из этих соображений следует наличие: · Критической секции или объекта исключительного владения для синхронизации потоков–писателей. Выбор одного из этих объектов определяется необходимостью исключительного доступа только одного потока–писателя к данным. Удобно также, что освободить секцию или mutex может только тот поток, который его занял. В рассматриваемом примере будем использовать объект mutex, для большей схожести с Рихтером (это позволит подчернуть несколько нюансов в разработке такого объекта).
· События, переходящего в занятое состояние при наличии хотя–бы одного читателя. В данном случае целесообразно выбрать событие, которое будет сбрасываться в занятое состояние при появлении первого потока–читателя и устанавливаться в свободное последним читателем (последним из числа тех, кто пытается осуществить чтение одновременно с другими, но не вообще последнего). · Счетчика числа потоков–читателей, осуществляющих одновременный доступ. Нулевое значение счетчика соответствует установленному в свободное состояние событию. При увеличении счетчика проверяется его начальное значение, и если оно было 0, то событие сбрасывается в занятое состояние. При уменьшении счетчика проверяется результат — если он 0, то событие устанавливается в свободное состояние. Можно примерно описать структуру такого объекта (назовем его NEWSWMRG, по сравнению с объектом SWMRG, рассматриваемым у Рихтера — S ingle W riter M ulti R eader G uard). Эта структура должна быть описана примерно так: struct NEWSWMRG { Для работы с ней надо будет выделить четыре специальных функции (инициализацию и удаление этого объекта пока не рассматриваем): две функции, используемые потоками–читателями для получения доступа к данным и для обозначения конца операции чтения, а также две аналогичных функции для потоков–писателей. void RequestWriter(NEWSWMRG* p) { void ReleaseWriter(NEWSWMRG* p) { void RequestReader(NEWSWMRG* p) {
void ReleaseReader(NEWSWMRG* p) { Естественно, это еще не рабочая схема, а только намек на нее. Полностью обсудим некоторые особенности при рассмотрении функций Win32 API. На первый взгляд виден небольшой “прокол” — в функции ReleaseReader счетчик сначала уменьшается, а только потом происходит проверка его значения и установка события при необходимости. Однако возможен (хотя и очень маловероятен) случай, когда поток будет прерван для выполнения операций другими потоками где–то между уменьшением счетчика и установкой события. В это время другие потоки могут изменить значение счетчика и событие будет установлено тогда, когда этого делать уже не следует. Выйти из этой ситуации можно разными путями — либо добавлением еще одного объекта исключительного владения или критической секции для упорядочивания операций со счетчиком, либо другими способами. Для разбирательства с этими альтернативными способами следует рассмотреть синхронизацию с группой объектов. [1] Возможны такие объекты, хотя это не типичный случай, когда читатели не конфликтуют с писателями. Тогда в ситуациях 2 и 3 следует разрешать доступ. [2] В Win32 API существуют специальные механизмы, позволяющие возобновлять исполнение только одного потока при освобожении события. Однако, по сравнению с другими операционными системами, скажем OS/2, такое поведение события нетипично.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|