Поучение в день Усекновения Честной Главы Святого Крестителя Господня Иоанна.
Поучение в день Усекновения Честной Главы Святого Иоанна Предтечи, 29 августа (11 сентября). «Блажении изгнана правды ради: яко тех есть Царствие Небесное» (Мф. 5, 10).
В сей день воспоминается Святою Церковию Усекновение главы большего в рожденных женами, — Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, пострадавшего на истину радуяся. Святой Иоанн обличал Ирода, правителя галилейского, который, забыв все законы, оставил свою законную жену, отнял у брата своего Филиппа его жену Иродиаду и женился на ней. Сей поступок правителя, человека высоко поставленного, производил соблазн. И вот явился ему обличитель — Святой Иоанн Предтеча. «Не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего», говорил он Ироду. Не снося его обличений, Ирод заключил Иоанна в темницу. Иродиада, слыша обличения Иоанна, вместо раскаяния, только больше ожесточалась и искала погубить Иоанна и не могла, ибо Ирод боялся народа, почитавшего Иоанна как Пророка. Наконец, настал к тому удобный случай. Ирод в день своего рождения дал пир своим приближенным. Во время пира вошла дочь Иродиады, плясала и так угодила Ироду, что тот с клятвою обещал дать ей все, чего она ни попросить. Та спросила матери, и Иродиада велела просить главу Иоанна Предтечи на блюди. Соломония выпросила, и царь послал оруженосца, который и усекнул Иоанна в темнице. Так окончилось гонение обличителя беззаконий. И так, зло восторжествовало! Но не надолго. Ирод был сослан римским императором в ссылку, где жил с великими лишениями, а Соломония претерпела позорную мучительную смерть. И ныне не всегда торжествует правда, часто порок высоко подымает голову, много иногда приводится пострадать за правду. Что же, должно ли печалиться страдающим за правду, следует ли скорбеть о гонимых? Нет, братие, не о том, кто терпит зло, а кто причиняет зло, — о том всегда следует скорбеть, потому что терпение неправды доставляет нам Царство небесное, а причинение зла другому является для нас причиной геенны и наказания. «Блаженны, - сказано, - изгнани правды ради». Видишь, как страдание приносит в награду и воздаяние Царство небесное? Послушай, как, наоборот, злодейство влечет за собой казнь и мщение.
Павел, сказав об иудеях, что они убили Господа и изгнали Пророков, присовокупил: им же кончина по делом их (2 Кор. 11, 16). Видишь, как гонимые получают Царство небесное, а уделом гонителей бывает гнев Божий (Злат. о пред. Иуды б. 2). Посему, не страшись, христианин, если бы тебе пришлось и пострадать за правду. Помни, что награда тому велика на небесах, кого будут преследовать за правду. Все гонения, какие пришлось бы претерпеть за правду, временны, а блаженство небесное вечно. При том же, если ты и стал бы терпеть за правду, совесть твоя всегда была бы спокойна, а спокойная совесть — есть великое благо. Кто не имеет спокойной совести, жизнь того, и при видимом благополучии, самая несчастная, ибо от укоров совести никуда не уйдешь. Аминь.
Священник Михаил Сергиев. Поучение в день Усекновения Честной Главы Святого Крестителя Господня Иоанна.
Сегодня день Усекновения Честные Главы великого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Предтеча вечной Правды-Христа не мог оставаться равнодушным при виде пороков и беззаконий людских и безбоязненно гремел обличением их во всех слоях современного общества. Правдивое слово его не щадило ни воина, ни царя, ни простого земледельца, ни гордого своею мудростию книжника и фарисея. Правитель Галилеи — Ирод Антиппа женился на жене брата своего Филиппа. Проповедник правды и покаяния — Святой Иоанн не мог обойти молчанием этого беззаконного сожительства и часто обличал его, говоря Ироду: «не достоит тебе имети жену (Филиппа) брата твоего» (Марк. 6, 18). Кровожадная Иродиада давно настаивала на умерщвлении правдивого обличителя, но Ирод, уважая Иоанна и боясь народа, не решался на такое преступление и только посадил его в темницу. Настал день рождения Ирода; начался пир, устроенный Иродом вельможам своим. Дочь Иродиады Саломия явилась для увеселения гостей и своею пляскою так угодила развеселившимся Ироду и его гостям, что первый поклялся дать ей в награду все, чего бы она ни попросила. Саломия убежала к матери за советом и возвратилась с жестокими, кровожадною злобою внушенными, словами: «хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя» (25 ст.). Смутился Ирод, опечалился, но постыдился изменить данной при многолюдном собрании клятве, — и Честная Глава великого Проповедника правды и покаяния была отсечена оруженосцем, принесена на блюде и отдана девице, а последнею отнесена порочной, беззаконной и кровожадной Иродиаде.
Страшно становится при воспоминании о подобных печальных событиях, свидетельствующих о гибельности порока! Порок, разврат, невоздержание довели Ирода до убийства величайшего праведника, большего в рожденных женами. Также гибельны они и ныне: большинство убийств совершается из ненависти, мести за правдивое слово и вследствие невоздержания; и если они не доводят до убийства других, то всегда убивают богоподобную душу в человеке, предающемся им. В невоздержанном виде, в состоянии опьянения человек теряет разсудок, силу воли, уподобляется безсмысленному скоту и способен на всякую мерзость и преступление. «Не упивайтеся вином, — справедливо предостерегает Святой Апостол, — в нем же есть блуд» (Еф. 5, 18). Живущий порочно, распутно, разслабляет и разрушает свое здоровье, притупляет ум и память, сокращает жизнь свою и таким образом является медленным самоубийцею. Душа его гибнет безвозвратно: участь ее в геенне огненной... Непреложно слово Святого Апостола: «ни блудники... ни прелюбодея... ни пьяницы... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9—10). Убоимся, братие и сестры, подражания беззаконным убийцам — Ироду и Иродиаде и будем бегать, как огня, порока и невоздержания, а всегда жить воздержно, целомудренно, Свято! Вероятно, многие стоят сейчас и думают подобно гордому, ослепленному фарисею: «несмь, якоже прочия человецы» (Лук. 18, 11) — я не таков, как изображаемые пьяницы и развратники... Так ли, друг мой? Углубись в тайники сердца своего, разсмотри внимательнее жизнь свою, свое душевное состояние и подумай! Для чего например сии наряды — шелковые ткани, блестящие побрякушки? Ими можно бы было не только накормить, но даже осчастливить не одну семью умирающих с голоду, а между тем они без смысла, без пользы навешали сами на себя для того разве только, чтобы обратить ими на особы свои внимание лиц другого пола. А пирушки, ночные кутежи, балы, вечеринки, танцы, гулянья для чего? Не для возбуждения ли чувственности от близкого соприкосновения с лицами другого пола? Не забывайте, что отсюда недалеко и до самой беды, до великого греха: нельзя шутить с огнем, — недолго до пожара; постоянно возбуждаемый страсти могут обратиться в бурный поток, которого и не остановишь... Примеры сего, к прискорбию, нередки.
Отцы и матери! Убойтесь строгого ответа на Страшном суде Христовом, какой придется вам дать за детей своих, — и всеми силами удерживайте их от жизни светской, легкомысленной, а с малолетства приучайте их к Святому храму Божию, к душеполезному чтению, к труду, внедряя в них страх Божий и целомудрие. Аминь.
Священник Павел Воскресенский. Печатается по книге «Христианская беседа. Проповеди и статьи для назидательного чтения при внеслужебных собеседованиях». Приложение к еженедельному духовному журналу «Пастырский собеседник», за 1897 г. Москва. 1897 год. Подготовил к печати Александр Рожинцев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|