Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности дошкольников

Детство - определённый этап в развитии человека, на протяжении которого ребёнок проходит грандиозный путь от рождения до поступления в школу. Из беспомощного существа ребёнок превращается в мыслящего человека. На протяжении детства ребёнок овладевает такими достижениями как самостоятельное передвижение, развитие речи, развитие ориентировки в пространстве и времени; развитие мышления, воображения, формирование взаимоотношений с другими людьми.

Развитие ребёнка в дошкольный период не сводится к накоплению мелких, незаметных изменений. Есть времена перемен, кризисов.

Кризис развития возникает у детей в одни и те же возрастные периоды. На протяжении 6-ти лет жизни психологи выделяют 3 кризисные точки: 1-й год, три года, шесть лет. Соответственно период детства делится на три этапа:

Младенчество - (от рождения до года)

Раннее детство (1-3 года) и

дошкольный - (3-6 лет).

Кризис первого года жизни человека заключается в том, что годовалый ребёнок хочет сам самостоятельно действовать, его уже не устраивает прежнее положение, когда всё за него делал взрослый. Вместе с тем без взрослого он действовать не может. Выход из этого положения состоит в том, что взрослый должен перестроить свои отношения с малышом, делать не для него, не за него, а вместе с ним.

Кризис 3-х лет заключается в том, что ребёнок начинает осознавать себя как отдельного человека. До 3-х лет ребёнок лишён ощущения собственного “я”. Отношения к себе дети заимствуют у взрослых: они называют себя в третьем лице, беседуют с собой как с посторонним, ругают, благодарят. Осознание себя происходит к концу 3-го года. Малыш, как бы отделяет себя от мира взрослых, от родителей и других людей. Он осознаёт свои собственные возможности. Это приводит к тому, что он иначе начинает относиться к взрослым, он стремится к самостоятельности, желает противопоставить себя взрослым. Стремление не подчиняться воле взрослых. Понимание, терпение и предоставление ребёнку большей самостоятельности облегчает кризис.

Кризис 6-ти лет связан с интеллектуальным развитием. К этому возрасту у детей уже развилось мышление и память, восприятие и внимание. Ребёнок осознает, что его знания об окружающем мире малы, у него появляется желание учиться, стать школьником. Выход из кризиса – поступление в школу.

Таким образом, на протяжении детства ребёнок проходит три кризиса. Они неизбежны. Не было бы кризисов – не было бы развития.

На протяжении детства наиболее активное физическое развитие приходится на первый год жизни. В течение года ребёнок вырастает на 20 см, и прибавляет в весе до 5 кг. На протяжении года ребёнок приобретает такие достижения как умение сидеть, ходить и говорить. В дальнейшие годы темп физического развития замедляется. Изменяется функционирование внутренних органов: увеличивается объём сердца, за счёт чего при уменьшении пульса увеличивается количество крови, выбрасываемый сердцем за один удар. Увеличивается объём лёгких, сокращается частота дыхания. Костная система в основном сформирована, лишь в отдельных местах сохраняется хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника).

Т.о. функциональные возможности организма дошкольника достаточно высоки, они создают благоприятную почву для развития психических особенностей дошкольников.

Самым главным приобретением в период детства является развитие речи. Развитие речи на первом году складывается как звукоподражание речи взрослых, но к концу первого года ребёнок начинает произносить первые осмысленные слова. Произношение ещё не совсем правильное, это адаптированная речь, но важно, что он при помощи неё уже выражает свои желания, эмоции.

На протяжении 2-3-го годов жизни развитие речи идёт по двум направлениям:

1) совершенствуется понимание речи взрослых;

2) складывается собственная активная речь ребёнка.

В этот период развитие речи способствует общению со сверстниками и взрослыми. Запас слов возрастает: у 6-тилетних он достигает 4-х тысяч слов.

На 4-м году жизни речевая активность усиливается, начинается возраст ”Почемучек”. У ребёнка растёт интерес к окружающему миру, он стремится понять смысл предметов, явлений, окружающих его. Ребёнку важно знать не только название предмета, но и понять его назначение.

Возраст “Почемучек” связан с изменением типа мышления. В период раннего детства, осмысливая какой-либо предмет, ребёнок стремился не только его увидеть (т.е. получить зрительное ощущение), а взять в руки, пощупать, помять, порвать, поломать, бросить. На основе этого у детей до 3-х лет формировался предметно-действенный тип мышления. (чтобы понять – важно произвести с предметом действие)

 

После 3 лет постепенно у малышей расширяется запас представлений об окружающих вещах, предметах и явлениях. Решение умственных задач начинает осуществляться не при помощи реальных предметов, а при помощи образов этих предметов. В мыслительной деятельности ребёнок начинает оперировать образами, без участия практических действий. В результате получает развитие новая, более сложная форма мышления – наглядно-образная.

 

Познавательные процессы дошкольника имеют непроизвольный характер. Воспринимается, запоминается то, на что обращается внимание.

Детство – очень важный период в развитии восприятия. Главная задача восприятия – накопление представлений об окружающем мире, формирование собственного видения и понимания мира. К началу обучения в школе дети, имея наглядный предмет, могут рассказать о внешних свойствах предмета, проанализировать назначение предмета, последовательно выстроить план будущего действия.

К первому классу обычно достаточно хорошее развито восприятие формы, величины, пространственных отношений предметов.

 

Память дошкольников на протяжении 6ти лет претерпевает большие изменения. Если память детей до 3х лет фрагментарная, т.е. дети запоминают отдельные эпизоды из жизни, не соотнося их друг с другом, то память детей 6-ти лет уже достаточно развита: они могут рассказать наизусть стихотворение, сказки, вспоминать последовательность событий.

Но в целом память остаётся непроизвольной; дети запоминают то, что ярко и красочно, что их интересует. Память дошкольников эмоционально окрашена, т.е. дети прочнее запоминают то, что вызвало у них сильные эмоции.

 

Внимание – непроизвольно. Общаясь с дошкольником важно помнить, что его внимание не продолжительное, оно произвольно направлено не более 5-ти минут, зато переключение внимания очень быстрое. Поэтому при обучении дошкольников очень важно часто менять формы работы.

Т.о., темп умственного развития дошкольников очень высокий. Какие-либо просчёты в умственном воспитании в период дошкольного детства, трудно восполняемо в старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка.

 

Эмоциональный мир дошкольников чрезвычайно неустойчив. Связано это, прежде всего, с физиологией головного мозга. У детей хорошо развита подкорка головного мозга, отвечающая за эмоциональное состояние ребёнка, и плохо развита кора головного мозга, отвечающая за логику, развитие познавательных процессов и оказывающая тормозящее давление на подкорку. Такое соотношение подкорки и коры головного мозга сказывается на поведении детей: они легко возбудимы, непосредственны в поведении, эмоционально неустойчивы. Известны резкие переходы в эмоциональном состоянии ребёнка: от смеха - к плачу, от крайней возбудимости – ко сну. За этот период происходит колоссальное эмоциональное развитие – от простейших эмоций до осмысления высших чувств: справедливости, любви, дружбы.

 

 

Большое значение для развития ребёнка имеет окружающая среда – от того, с кем общается ребёнок, какие события происходили в его жизни, зависит вся его дальнейшая жизнь.

 

Заканчивается период детства поступлением в школу. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. 6-7 лет – это своеобразный рубеж между непроизвольным поведением и становлением элементов произвольного поведения. Если первое (непроизвольное поведение) связано, главным образом, с эмоциями, с непосредственным желанием, то второе (произвольное) - уже регулируется сознательной целью. Всё это позволяет активно развивать познавательные, музыкальные, двигательные способности детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...