Особенности формирования эмоциональной и мнестической сфер у детей с врожденной расщелиной губы и неба.
И. А. Чистоградова Врожденные расщелины губы и нёба (ВРГН) составляют примерно 86% от аномалий челюстно-лицевой области и 20— 30% от всех пороков развития человека. Следствием патологического эмбриогенеза является изменение внешности, дефект артикуляционного аппарата, аномалии различных органов и систем, в том числе ассоциативных зон коры и неспецифических структур мозга, ответственных за развитие высших психических функций. Анатомические структуры мозга, корреляционно развивающиеся с лицевыми структурами, входят в первый функциональный блок мозга и играют значительную роль в осуществлении эмоциональных, мотивационных, мнестических процессов, обеспечении общего активационного фона ребенка. В работах как зарубежных, так и отечественных авторов имеются указания на факты, подтверждающие нарушение эмбриогенеза мозга и других органов у пациентов с врожденной челюстно-лицевой патологией. У многих детей с ВРГН отмечается незрелость аффективно-волевой и познавательной сфер, примерно у 64,5% таких детей наблюдаются нервно-психические расстройства (СИ. Блохина и др., 1993. Т.В. Чебрыкина, 1998, Eliez S. et al., Millard Т. et al, 2001, Pelchat D. et al., 1998). Дополнительными факторами нарушения темпов формирования аффективно-волевой и познавательной сфер у данной группы детей являются хирургические операции, как единственный способ устранения дефекта артикуляционного аппарата, и соматические заболевания. Врожденные дефекты внешности и речи после операций устраняются не полностью и зависят от глубины анатомического дефекта. Социальная и эмоциональная депривация в связи с имеющимися дефектами внешности и речи в еще большей степени усугубляют явления задержки развития эмоциональной сферы.
Данное исследование посвящено изучению возрастных особенностей формирования эмоциональной сферы детей с ВРГН, развитие которых проходит в сложных социальных условиях. Исследовались дети в возрасте 8-15 лет, в котором формируется осознание своего социального «Я»: ребенок начинает воспринимать и оценивать себя в качестве «социального индивида», у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимых отношениях, обеспечивающих эту позицию. Одним из центральных изменений в подростковом периоде является развитие самосознания и его важнейшей стороны, самооценки, которая в целом должна оставаться положительной. Если человек обладает физическими недостатками, например дефектами внешности, то на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать существенные затруднения. Аффективная сторона самооценки обладает различной интенсивностью и направленностью в форме принятия или осуждения конкретных черт образа Я зависит от когнитивной составляющей Я-концепции как осознаваемых представлений личности о себе самой и своей внешности. Когнитивная составляющая Я-концепции определенным образом связана с развитием абстрактно-логического мышления и памяти. Нормально развитое самосознание с дифференцированной когнитивной и позитивной эмоционально-оценочной составляющими являются результатом своевременного формирования абстрактно-логического мышления в условиях полноценного жизненного опыта. Важнейшие изменения в подростковом периоде проявляются и в сфере коммуникации (Л.И. Божович, 1995, Г. Крайг, 2000, Д.Б. Эльконин, 1995 и др.), содержанием ведущей деятельности становится общение со значимыми другими— сверстниками, чьи мнения и оценки приобретают максимальную субъективную значимость. Отношение к значимому другому обязательно включает в себя когнитивную и оценочную составляющие. Очевидно, что формирование Я-концепции, представления о значимом другом, в особенности их эмоционально-оценочной составляющей, определяется развитием эмоциональной сферы и ее особенностями.
Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами, поэтому возможно косвенное исследование эмоциональной сферы через мнестические вербальные процессы. Влияние знака эмоций на предпочтение воспроизведения положительных или отрицательных слов в различных условиях перцепции описано еще в середине прошлого столетия (J. Bruner, L. Postmen, 1947). Данная проблема разрабатывалась и в отечественной психологии: в частности в трудах Е.Д. Хомс-кой, Н.Я. Батовой (1999), В.Г. Леутина, Е.И. Николаевой (1984). В данной работе важнейшим аспектом исследования является изучение возрастных особенностей формирования эмоциональной сферы детей с ВРГН, находящихся в условиях стрессогенной социальной ситуации развития, выявление причин отклонения в развитии эмоциональной сферы. Для определения основного направления экспериментальной работы по изучению специфики возрастного становления эмоциональной сферы было выполнен пилотажное обследование детей с ВРГН. (45 человек) в сравнении с их здоровыми сверстниками (23 ребенка). Основными методами были наблюдение и нейропсихологическое обследование детей. Наблюдение позволило установить, что формирование устойчивого отрицательного эмоционального опыта у детей с ВРГН, в большей степени у мальчиков, обусловлено возрастным фактором и закрепляется к 14-15 годам; девочки отличаются более адекватными поведенческими реакциями в ситуации фрустрации. По данным нейропсихологического тестирования, выявлены нарушения памяти в виде снижения отсроченного воспроизведения из-за тормозимости следов в условиях интерференции, а также снижение функций контроля поведенческого акта, указывающее на замедление темпа формирования самосознания детей с ВРГН. Общим методологическим подходом, используемым в данной работе, был принцип не прямого, а косвенного исследования эмоциональной сферы через мнестические процессы и проекцию ее содержания в рисунках детей.
Трудности вербального контакта из-за низкой разборчивости речи, снижение продуктивности когнитивной деятельности в связи с утомляемостью, слабым слуховым гнозисом, нарушением памяти и преобладанием игровых интересов, а также крайне болезненное отношение к ситуации психологического эксперимента, особенно у детей подросткового возраста, явились решающими аргументами для выбора проективных методик, которые использовались на первом этапе эксперимента. Они представлены: двумя модификациями стандартизированного теста С. Розенцвейга: детским тестом «рисуночной фрустрации» под редакцией Е.Е. Даниловой для детей 8-13 лет и методикой изучения фрустрационных реакций Н.В. Тарабриной для детей 14-15 лет; методикой «Рисунки себя и других людей» — для сбора информации об особенностях самооценки внешности, оценки эмоционального представления о значимом другом, приятном, неприятном человеке. Детей просили нарисовать 4 рисунка: приятного, неприятного человека, рисунок себя и рисунок друга. Рисунки оценивались по шкалам, учитывающим три различных измерения теста: детали, пропорции и перспективу. Кроме того, был введен дополнительный пункт «оценка эмоциональной реакции в рисунках людей». Количественная обработка экспериментального материала проводилась по рисункам-эталонам, иллюстрирующим пункты шкалы. В качестве основных показателей использовался процент «сырых» G-баллов и «Чистая» взвешенная оценка (ЧВО) как разница между взвешенной «хорошей» и взвешенной «плохой» оценками, которую можно рассматривать как оценку сформированности у испытуемого понятий (Альманах психологических тестов. — М., 1997. — С. 94-95). По каждому рисунку вычислялась «Чистая» взвешенная оценка по основной шкале, которая рассматривалась как величина когнитивной составляющей представлений о своей внешности, о значимом другом (друге), о приятном и неприятном человеке. По дополнительной шкале оценивалась эмоциональная реакция в рисунках людей. После завершения основных подсчетов рисунки сравнивались между собой по основной и дополнительной шкалам: рисунок себя и рисунок приятного человека (Я — П), рисунок себя и неприятного человека (Я — Н), рисунок друга и приятного человека (Д— П), рисунок друга и неприятного человека (Д — Н), рисунок неприятного и приятного человека (П — Н). Учитывалось количество различий в парах сравнения. Использование названных сочетаний рисунков базировалось на предположении о возможности проекции собственного эмоционального опыта отношений на различные когнитивные процессы и операции, производимые с эмоционально-выразительными стимулами (Е.Д. Хомская, Н.Я. Батова, 1999). Эмоциональная реакция в рисунках людей и величина, полученная в указанных сочетаниях, обозначена как эмоционально-оценочная составляющая (ЭСП) в представлениях о себе, о значимом другом (друге), и проявляет эмоциональные отношения к себе и другим. Шкала «приятный — неприятный» (П — Н) была использована для выявления степени сформированности представлений о приятном и неприятном человеке, способности к дифференциации этих понятий.
На втором этапе исследования, проводимого в тот же день, были использованы методы, позволяющие изучить влияние эмоционального опыта испытуемых на оценку вербальных стимулов по эмоциональности, а также на продуктивность запоминания эмоциональных и нейтральных слов в условиях непосредственного воспроизведения и действия гетерогенной, про- и ретроактивной интерференции. Всего в исследовании участвовало 336 детей (178 детей с врожденной формой ЧЛП, без признаков снижения интеллекта и 158 здоровых детей), из них 46 человек участвовало на пилотажном этапе, 268 детей — в основном эксперименте. Испытуемые контрольной и основной групп были разделены по возрастам на 4 подгруппы (всего 8 подгрупп): 1)дети 8-9 лет; 2)дети 10-11 лет; 3)дети 12-13 лет; 4)дети 14-15 лет. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ На первом этапе основного эксперимента собирались результаты, отражающие особенности влияния эмоционального опыта детей основной и контрольной групп на оценки и представления о собственной внешности и внешности других людей, а также на эмоциональные стереотипы реагирования в фрустрирующих ситуациях. Были получены свидетельства как общих возрастных закономерностей проявления эмоциональных оценок и стереотипов реагирования в применяемых тестах, так и их специфики у детей с ВРГН. В частности, с возрастом в контрольной группе оценочное отношение к неприятному, приятному человеку и, соответственно, к себе и другу становится дифференцированным и адекватным. Приятному человеку, другу и себе все здоровые дети приписывают положительные свойства или нейтральные, причем с возрастом эти соотношения становятся более выраженными. Приятному человеку, видимо как идеальному партнеру, все нормально развивающиеся девочки во всех возрастах придают только положительные черты. У мальчиков-подростков образ приятного человека в небольшом проценте случаев имеет негативные черты. Образам себя и друга большая часть здоровых детей придает черты нейтральности и амбивалентности по сравнению с идеалом, что, вероятно, отражает их социальный опыт партнерского взаимодействия и в среднем относительно адекватную самооценку.
Более сложное отношение и менее отчетливые представления у детей контрольной группы проявляются по отношению к образу неприятного человека. В младших возрастных группах неприятный человек награждается как отрицательными чертами, так и положительными и нейтральными значительно большей частью группы, причем это характерно и для девочек, и для мальчиков. Инверсные оценки неприятного человека с возрастом достоверно (р = 0,05) уменьшаются у девочек и остаются в оценках большего процента здоровых мальчиков. Таким образом, в контрольной группе образ неприятного человека к подростковому возрасту еще не полностью сложился, неприятный человек имеет нейтральные черты, а иногда и положительные у части выборки здоровых детей. Дети с ВРГН в среднем по выборке мало отличаются от здоровых сверстников по частоте использования нейтральных черт в своих рисунках. Причем максимум амбивалентных и нейтральных черт в рисунках у детей основной группы наблюдается при изображении себя. Возрастная динамика изображения неприятного человека у детей обеих групп имеет сходство и отличается только тем, что с возрастом у детей с ВРГН процент испытуемых, приписывающих инверсные положительные черты этому образу, меньше. Он падает до 8,3% в старшей контрольной группе по сравнению с 13,9% их сверстников в основной группе. Однако эти отличия не достоверны, поэтому речь может идти только о наблюдаемой тенденции. Явные различия между возрастной динамикой эмоционально-оценочных реакций детей с ВРГН и здоровых испытуемых отмечаются в отображении образа «Я». В контрольной группе с возрастом нарастает число детей с положительной самооценкой и одновременно снижается процент реакций нейтрального типа. В основной группе, наоборот, с возрастом уменьшается часть детей, особенно девочек, с положительными самооценками и увеличивается число нейтральных оценок, а в старших возрастах фиксируется появление мальчиков и девочек с негативной самооценкой. В основной группе возрастные тенденции у мальчиков и девочек сходные: с возрастом уменьшается число детей с ВРГН, дающие положительные оценки другу, и увеличивается часть детей с нейтральными оценками, появляются дети с негативными реакциями на партнеров по общению, что свидетельствует о не вполне удачном социальном опыте. Полученный материал является основанием для психологического подхода к содержанию коррекционной работы с пациентами, подвергающимися многократным изоляциям в связи с хирургическим лечением, центральным содержанием которого должен быть тренинг эмоционально-значимого общения. Становление эмоционального представления о себе у мальчиков и девочек с ВРГН характеризуется явлениями ретардации и акселерации, причем ретардация в целом по группе детей (в рисунках себя) представлена в 2 раза чаще по сравнению с акселерацией. Явления задержки формирования эмоциональных представлений протекают в трех вариантах, а именно: замедление хода развития на определенном возрастном этапе; смещение начального этапа формирования на более поздний, чем в норме, возраст; представления в целом и отдельные их составляющие могут иметь недифференцированный характер во всех возрастах. У детей основной группы отчетливо прослеживается тенденция к уменьшению количества различий между рисунком себя и рисунком неприятного человека, т. е. к формированию неприятия собственной внешности. Последнее у детей основной группы в некоторых случаях выражается, например, в фактах игнорирования послеоперационных рубцов на лице, отсутствия на рисунке лица целиком или его части, изображения себя в виде игрушки и др. Эмоциональные представления о неприятном человеке у детей с ВРГН отличаются от такового у детей контрольной группы и имеют тендерные отличия. В образе неприятного человека у старших мальчиков с ВРГН преобладают аффективные характеристики с элементами когнитивной незрелости; у девочек с ВРГН преобладают нормативные когнитивные характеристики на фоне недостаточно дифференцированных эмоциональных компонентов. Кроме того, у детей с ВРГН отмечено снижение с возрастом способности к установлению различий между представлениями «приятный — неприятный». Таким образом, изменения эмоциональных представлений о себе и других людях и их эмоциональных оценок характеризуются не только нарушением темпов возрастной динамики, включая явления ретардации и акселерации, но и формированием не свойственных данному возрасту негативных образований в форме неприятия себя у старших детей с ВРГН. Анализ результатов выполнения теста С. Розенцвейга показал как общие возрастные, так и специфические особенности способов эмоционального реагирования в ситуациях фрустрации у детей с ВРГН. Формы поведенческих реакций у них в целом соответствуют поведению их здоровых сверстников. У детей обеих групп преобладают реакции, имеющие внешне-обвинительную направленность. Среди типов реакций наиболее выраженной во всех группах является тип с фиксацией на самозащите. С возрастом (приблизительно в 12 лет) у всех детей происходит смена стереотипа эмоционального реагирования в ситуации фрустрации, что проявляется в тенденции к эмансипации от групповых, нормативных способов поведения. Полученные результаты свидетельствуют о единстве закономерностей, определяющих становление эмоциональных стереотипов реагирования в ситуациях фрустрации детей обеих групп, для которых характерны жесткая привязанность к ситуации, неумение эмоционально отвлечься от фрустратора, трудности в конструктивном разрешении конфликта, смена стереотипа эмоционального реагирования. Вместе с тем у детей с ВРГН отмечаются и специфические особенности становления стереотипов реагирования. С возрастом в ситуациях обвинения у них, в отличие от здоровых детей, отмечаются снижение интенсивности внешнеобвинительных реакций (р = 0,05); в ситуациях, связанных с удовлетворением потребностей ребенка (р = 0,01), — увеличение интенсивности самообвинительных реакций (р = 0,01). Однако самообвинение детей с ВРГН в сложных ситуациях не подкрепляется чувством собственной вины (р = 0,017), а,- напротив, сопровождается высокой эмоциональной реактивностью, что, вероятнее всего, связано с активизацией механизмов самозащиты. С возрастом дети с ВРГН в ситуациях препятствия становятся малоинициативными (р = 0,01), предполагают, что ситуация разрешится сама собой, при этом они чаще подчеркивают свою причастность к фрустрации другого лица (р = 0,009). Девочки с ВРГН, чаще чем мальчики, демонстрируют готовность к разрешению конфликтной ситуации, но так же как и мальчики, в ситуациях препятствия малоинициативны. На втором этапе исследования был получен материал, показавший определенное сходство в возрастном формировании эмоциональной формы вербальной памяти у испытуемых контрольной и основной групп. Представленные в таблице данные позволяют заметить сходную возрастную тенденцию в обеих выборках испытуемых: с возрастом вербальная память в условиях непосредственного воспроизведения улучшается независимо от качества словесного материала. Объем воспроизведения эмоциональных и нейтральных слов детьми с ВРГН в целом несколько ниже, чем в контрольной группе. На уровне тенденции объем воспроизведения эмоциональных слов в условиях непосредственного воспроизведения преобладает в основной группе над воспроизведением нейтральных слов. В ситуации воспроизведения эмоциональных слов по памяти в условиях действия про- и ретроактивной интерференции дети с ВРГН достоверно лучше (р -0,01 по критерию знаков) воспроизводят отрицательно окрашенные слова. При сравнении абсолютного числа воспроизведенных отрицательных и положительных слов в условиях действия сильной про- и ретроактивной (семантической) интерференции в группах были выявлены некоторые особенности. Так, объем запоминания положительных слов в группе у мальчиков с ЧЛП 12-15 лет и у девочек с ЧЛП 12-13 лет в 1,5-1,8 раз меньше, чем у их здоровых сверстников. Объем запоминания отрицательных слов у мальчиков приблизительно одинаковый, у девочек с ЧЛП 12-13 лет в 1,73 раза меньше, чем у здоровых девочек. Обнаружено негативное и достоверное влияние интерференции на мнестические процессы. После когнитивной деятельности у всех без исключения детей воспроизводимость слов заметно снижается. При оценке продуктивности запоминания субъективно оцененных слов установлено, что у детей из обеих групп отрицательно оцененные слова более устойчивы к когнитивной интерференции, по сравнению с положительными словами. Среди специфических особенностей детей с ВРГН следует отметить нелинейное возрастное снижение субъективной эмоциональной оценки слов: как у мальчиков, так и у девочек эмоциональная окраска воспринимаемых слов становится максимальной в возрасте 11-12 лет. Для детей из контрольной группы характерно линейное возрастное снижение субъективной эмоциональной оценки слов. Интересным и важным для. понимания психологических особенностей детей с ВРГН является то, что в целом по группе их память в условиях интерференции на субъективно оцененные эмоциональные слова достоверно лучше по сравнению с контрольной (р = 0,05) по критерию знаков. Если слова имеют субъективно-негативную эмоциональную оценку, то они запоминаются и воспроизводятся этими детьми даже лучше, чем их здоровыми сверстниками. Самый большой процент испытуемых, имеющих максимальную устойчивость памяти на отрицательные слова к действию гетерогенной интерференции, обнаружен в группе мальчиков с ВРГН 14-15 лет (83%), тогда как у старших здоровых мальчиков этот процент достоверно меньше — 22% (при р = 0,01 по критерию Фишера). Замечены значительные колебания количества испытуемых, имеющих максимальную устойчивость памяти на положительные и отрицательные слова в условиях когнитивной деятельности у мальчиков с ВРГН в возрасте 10-13 лет. Материал этой части тестирования позволяет обнаружить определенные тендерные отличия распределения испытуемых в основной группе с максимальной устойчивостью памяти в условиях гетерогенной интерференции. В группе девочек младшего возраста с ВРГН определяется самый большой процент испытуемых, имеющих максимальную устойчивость памяти на положительно оцененные слова. Тендерные отличия обнаружены и в старшей возрастной группе испытуемых с ВРГН: только у мальчиков-подростков из этой группы зафиксирован максимальный процент испытуемых с высокой устойчивостью памяти на отрицательно оцененные слова в условиях гетерогенной интерференции. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Фиксируемое специалистами системы образования снижение уровня социальной адаптации у данной категории детей требует более пристального внимания и изучения в связи с необходимостью разработки мер коррекции нарушений их психоэмоционального развития. Постоянная психогенная травматизация, медицинское вмешательство лежат в основе негативного эмоционального опыта, который, накапливаясь с возрастом, нарушает нормальное социальное и эмоциональное развитие детей с ВРГН. Это находит свое выражение в устойчивых тенденциях формирования негативной самооценки, трудностей коммуникации. Прежде всего, это связано с особенностями эмоциональной формы вербальной памяти. Становление эмоционально-оценочной сферы у детей с ВРГН протекает неравномерно, с явлениями ретардации, акселерации и характеризуется усилением с возрастом субъективного негативно-эмоционального отношения к собственной личности и социуму. По сравнению со здоровыми сверстниками дети с ВРГН субъективнее в жизненных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с оценкой их внешности и поступков. Они достоверно чаще актуализируют в памяти субъективно неприятные детали собственной внешности, негативные аспекты взаимодействия с другими. В ситуациях обвинения они чаще, чем их здоровые сверстники, демонстрируют эмоциональную реактивность, когда уязвимость и ранимость при критике сочетаются с проявлениями враждебности в адрес ближайшего окружения. Следует отметить лучший прогноз у девочек с ВРГН, которые в сложных ситуациях не проявляют ярко выраженной аутоагрессии и агрессии. Реабилитационные программы для детей с ВРГН должны создаваться с учетом особенностей эмоциональной, мнестической сфер и тендерных отличий. Развитие детей с ВРГН должно проходить в условиях использования различных форм психологического сопровождения, направленных на повышение эмоциональной устойчивости в психотравмирующих ситуациях. Комплексная реабилитационная программа подразумевает еще и создание специального образовательного цикла занятий для родителей, врачей, психологов, педагогов и других специалистов, которые принимают непосредственное участие в восстановительной работе с ребенком. Своевременная коррекция формирующихся отклонений в эмоциональной и мнестической сферах позволит повысить качество жизни детей и будет способствовать полноценному развитию личности
Литература 1.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. 2.Громова ЕЛ. Эмоциональная память. — М., 1980. 3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб., 2001. 4.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985. 5.Онтогенез мозга: труды отдела морфологии / Под ред. Л.Я. Пинеса. - Л., 1949. 6.Хомская ЕД., Батова НЯ. Мозг и эмоции. — М., 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|