Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности детей в ДОЦ

Детский лагерь – это замкнутый мир, в котором детям приходится взаимодействовать друг с другом без помощи своих родителей, поэтому на ближайшие 3 недели вы будете являться их наставниками. При выборе возраста отряда, с которым вы хотите работать, вам необходимо изучить возрастную психологию детей.

Самый ранний возраст, с которого родители могут отправить ребёнка в лагерь – 6 лет. Это возраст, в котором ребёнок может пойти в школу, и в котором ещё три десятка лет назад принимали в октябрята. Верхняя граница официально 17 лет, однако в реальности, когда ребёнок в 16-17 лет едет в лагерь, то как правило его используют уже как помощника вожатого. По этой причине и наша Школа вожатского мастерства принимает на обучение с 16ти лет. А мы с вами будем изучать возрастную психологию детей в рамках от 6 до 16 лет.

Существует три возрастных группы детей:

Младшая – 6 – 8 лет

Средняя – 9 – 11 лет

Старшая – 12 – 16 лет

  Особенности физического развития Особенности поведения Действия вожатых Советы разрешения педагогических ситуаций
  проблема решение
Младший Интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Слабо развиты мелкие мышцы рук. Высокий уровень активности. Стремление получить самостоятельные задания. Нуждаются в постоянной деятельности. Интерес и любопытство ко всему вокруг. Организуйте больше активных игр. Развивайте умение лазать и пользоваться качелями. Используйте ритмические виды деятельности. Не приучен к гигиене. Тоска по домашним. Множество вопросов. Быстрая утомляемость. Готовы пробовать всё на вкус. Опасность травматизма. Рассеянное внимание. Слёзы и страхи в темноте. Копирование манер и привычек взрослых. Отсутствие чувства времени. Помогать ребёнку следить за собой. Отвлечь интересными делами. Дать детям своё внимание. Не затягивать мероприятие. Рассказывать детям о возможных последствиях. Давать физическую нагрузку с учётом физических особенностей. Частая смена видов деятельности. Не рассказывать впечатлительные истории. Не подавать дурного примера. Не давать поручений, связанных со временем.
Средний Рост девочек опережает рост мальчиков. Хорошая физическая координация. Высокий уровень активности. Шумны, любят спорить. Любят коллективные игры. Чувствительны к критике, боятся поражения. Используйте виды деятельности, дающие простор мускульной активности. Организуйте больше коллективных игр и занятий по интересам. Стремление к разгадыванию тайн и загадок, появление укромных мест. Скрытые страхи. Множество вопросов. Подыгрывать детям в их «расследованиях», знать все их укромные уголки. Знать страхи детей. Обстоятельно и аргументированно ответьте на каждый вопрос.
Старший Девочки часто выше мальчиков. Половое созревание. Переутомление может быть опасно. Мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на два года. Мальчики склонны к групповому поведению. Девочки испытывают внутреннее беспокойство. Мнение сверстников более важно, чем мнение взрослых. Сопротивление критике. Стремятся к соревновательности. Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками. Растёт социальная активность. Стремление к независимости. Растёт социальная активность. Поиск себя. Крайность в поведении. Организуйте коллективные игры, различные для мальчиков и девочек. Используйте общий энтузиазм отряда. Руководите так, чтобы подростки не ощущали на себе излишнего давления. Учитывайте повышенный интерес к другому полу. Мальчиков лучше организовывать в спортивные соревнования, а девочек в творческой деятельности. Замкнутость, одиночество. Обидчивость, повышенное чувство справедливости. Стремление к запрещённым веществам. Мнение сверстников выше мнения взрослых. Действия опережают мысли, действие наперекор. Чрезмерная самостоятельность. Незбывающиеся мечты Давать поручения, связанные с необходимостью общения. Разбирайтесь в причинах поведения детей, доброе отношение к детям. Общаться с детьми, выяснять причину, предлагать альтернативу. Строить работу через лидеров отряда. Направляйте детей в нужное русло. Предоставляйте как можно больше контролируемой самостоятельности. Помечтайте вместе с детьми

Перед вами – таблица, в которой по полочкам разложены те факты, которые вы должны учитывать при выборе возраста своего будущего отряда. Несколько пояснений о каждом.

Младший возраст. Если вы не выплесните их энергию в орг период, то такие дети будут у вас неконтролируемо бегать по всему корпусу и кричать что-нибудь нечленораздельное. Они бурлят энергией, притом в голове у них святая пустота, поэтому ваша задача – уже в первые 3-4 дня направить их энергию в созидательное русло, при этом занимать буквально каждую минуту их жизни в лагере. Но при этом не стоит забывать, что их тело активно растёт и физическая переутомляемость может привести в травмам, в неправильному физическому развитию ребёнка, поэтому рассчитывайте их физическую нагрузку. Такие дети будут поражать вас своими креативными идеями - им будет крайне интересно, что же произойдёт, если, например, положить червяка в морозилку. Ваша задача – заранее рассказать детям, что же произойдёт после их опытов. Основная проблема таких детей –не приучены к гигиене. Вам нужно будет, в буквальном смысле, следить за тем, сколько раз ваш ребёнок почистил зубы, поменял нижнее бельё, мылся. Будьте готовы к тому, что дети будут скучать по родителям, потому что в таком возрасте детей в лагерь отправляют, как правило, вне их желания. Вам необходимо заинтересовать ребёнка, показать, что в нашем лагере тоже много интересных и клёвых штук. Они будут задавать вам множество вопросов. Важно понимать, что когда младший ребёнок задаёт вам вопрос, ему не важно услышать обстоятельный ответ, ему важно, чтобы вы обратили на него внимание и поговорили с ним. На вопрос «откуда берутся дети?» вам вовсе не обязательно описывать подробную схему строения человеческого организма, достаточно отшутиться, только не банальными «аистами» или «капустой», не будьте «училками». Такие дети будут стремиться каждую секунду получить персональное задание. Даже если у вас нет задания для вашего ребёнка – придумайте! Например, подходит к вам чадо и просит «а что мне сделать?», вы ему говорите «возьми эту важную бумажку и отнеси второму вожатому, это очень важно!». Такие дети не могут концентрировать внимание на чём-то одном более 20-30 минут, поэтому часто меняйте род деятельности, иначе дети будут выплёскивать свою энергию так, как захотят они. Такие дети могут бояться абсолютно всего, например, разводов на зеркале под предлогом «у нас в комнате приведение, боже-боже!». Подыграйте детям! И в этой игре убедите их, что приведение доброе, или его нет вообще. А может быть, чтобы выгнать приведение, нужно каждому съесть по тарелке супа за обедом? Важно понимать, что вы, их вожатый – пример во всём! Исключайте из своего лексикона не только нецензурную лексику, но и слова-паразиты. Если ребёнок нечаянно услышал, как вы сказали плохое слово, его потом не убедить, что это слово плохое, потому что его сказали вы. А вожатый всегда всё делает правильно! Будьте им примером для подражания во всём.

Средний возраст. Возраст с наименьшим количеством проблем. Для них вожатый по-прежнему авторитет априори. У таких детей по-прежнему много энергии, но на этот раз их можно нагружать физическими занятиями, сколько им захочется. И при этом, дети уже развиты умственно, их разум уже наполняется разумным мышлением, которое, в свою очередь, ещё не успевает перерасти в подростковый максимализм. Очень любят спорить друг с другом – для такого возраста уже отлично подходят шумные игры-дискуссии. Однако, такие дети могут и пошалить – стремятся к разгадыванию многочисленных тайн и загадок нашего лагеря! Так, дети могут украсть у вожатого, например, рацию, и вести тайную операцию по её освобождению. Ваша задача – подыграть детям в реализации этой операции, а лучше заранее знать все их укромные уголки, где эта рация может быть спрятана. Такие дети по-прежнему обладают большим количеством страхов, но не могут в этом признаться. Ваша задача – в общении с детьми, в игре выявить их страхи и быть готовым преодолеть их вместе с ними. По-прежнему дети будут задавать вам множество вопросов, но на этот раз вам нужно дать конструктивный аргументированный ответ. Если на тот же самый вопрос, «откуда берутся дети?», вы будете отвечать, как маленьким, скорее всего, ваши дети на вас будут косо смотреть…

Старший возраст. Самый интересный возраст, но и самый проблемный. Однако, если вы преодолеете все возникшие проблемы, вы получите такой заряд энергии и энтузиазма в ответ, что такие дети свернут горы за своих любимых вожатых и за свой отряд! Первая проблема заключается в том, что вожатый, в отличие от предыдущих возрастов, автоматически не обладает никаким авторитетом. Ваша задача – заслужить этот авторитет. Переутомлять физически таких детей, в основном, снова нельзя (за исключением тех детей, которые к такому возрасту регулярно занимаются спортом), так как снова начинается быстрый рост организма. Мнение своих друзей будет гораздо важнее, чем мнение взрослых. Поэтому можно построить свою работу через лидеров среди детей. Если лидер, за которым идут все дети, будет на вашей стороне, то значит, вы всё-таки говорите не самые глупые вещи. В подростковом возрасте девочки уже начинают волноваться о своей внешности, опаздывать на зарядки, потому что «нельзя же идти ненакрашенной», а мальчики в основном по-прежнему играют в футбол…

С такими детьми вам придётся очень и очень много общаться. Причём без излишнего давления. Запомните важное правило – чем больше агрессии подросток получает, тем больше отдаёт в ответ. Ваша задача – интересоваться буквально каждой мелочью их жизни, потому как дети начинают чувствовать себя замкнутыми и лишёнными общения, вникать во все их проблемы и предлагать методы решения, делиться чем-то личным в ответ, но при этом не стоит забывать, что вы вожатый, и дистанция по-прежнему должна быть соблюдена. Мало у кого получается сохранять этот хрупкий баланс. Такие дети уже чувствуют себя крайне самостоятельными и способными на всё в этом мире. Не лишайте их этой возможности - давайте как можно больше самостоятельности, отправляйте на помощь к вожатым младших отрядов, но при этом не стоит забывать, что вы несёте ответственность за детей, поэтому, давая подросткам простор в действиях, вы всегда должны находиться рядом и незаметно для них следить за каждым действием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...