V. Предполагаемая этиология и патогенез выявленных нарушений.
Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология» для студентов 3 курса специальности 060103 Педиатрия
Составитель: ст. преподаватель Колодкина Е.В.
Тема: Типовые формы нарушений в системы гемостаза, их роль в патогенезе заболеваний человека.
ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушений в системы гемостаза, уметь проводить патофизиологический анализ клинических и модельных ситуаций, связанных с патологией гемостаза. ЗАДАЧИ: - рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии системы гемостаза; - обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями в системе гемостаза на основе разбора гемостазиограмм; - изучить роль нарушений функции системы гемостаза в формировании заболеваний человека, в том числе, стоматологической патологии.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: общую характеристику системы гемостаза, структуру, функции. После изучения темы: определение, классификацию основных нарушений гемостаза, патогенетические механизмы нарушений гемостаза, основные функциональные и метаболические нарушения, возникающие при патологии гемостаза, алгоритм разбора гемостазиограмм, методы диагностики и принципы коррекции типовых форм патологии системы гемостаза.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: оценивать числовые значения показателей гемостазиограммы на основе предложенного алгоритма, объяснять механизмы развития типовых форм нарушения гемостаза, предлагать принципы коррекции.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1. Объясните роль проагрегантов и антиагрегантов в первичном гемостазе. 2. Перечислите виды вазопатий, объясните механизм развития геморрагического синдрома. 3. Перечислите виды тромбоцитопатий, объясните механизм развития геморрагического синдрома. 4. Какой тип кровоточивости характерен для гемофилии? Тромбоцитопенической пурпуры? ДВС-синдрома? 5. Обоснуйте, почему для оценки системы гемостаза при лечении гепарином используют показатель АПТВ, а при лечении непрямыми антикоагулянтами – МНО? Укажите принципы терапии гемофилии; коррекции передозировки непрямыми антигоакулянтами; прямыми антикоагулянтами. 6. Перечислите наследственные нарушения в системе гемостаза.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля. 1. К факторам, понижающим вязкость крови, относятся: 1) замедление кровотока 2) повышение содержания в крови фибриногена 3) повышение содержания в крови альбумина 4) повышение содержания в крови глобулинов 5) повышение гематокрита
2. На развитие геморрагического синдрома не влияет: 1) повышение проницаемости сосудистой стенки 2) дефицит прокоагулянтов 3) повышение активности системы плазминогена 4) повышение концентрации ингибиторов фибринолиза 5) уменьшение количества тромбоцитов
3. К развитию тромботической болезни могут привести следующие причины: 1) избыток антитромбина III 2) повышение синтеза ингибиторов фибринолиза 3) повышение синтеза простациклина 4) дефицит витамина С 5) все выше перечисленные факторы
4. Что не входит в патогенетическую терапию тромбозов:
1) нормализация гемодинамики 2) назначение антиагрегантов 3) понижение активности системы плазминогена 4) назначение антикоагулянтов 5) нормализация реологических свойств крови
5. Укажите факторы, действие которых не вызывает развитие тромбоцитопений: 1) угнетение пролиферации мегакариобластов 2) вытеснение мегакариоцитарного ростка костного мозга лейкозными клетками 3) активация лейкоцитарного ростка костного мозга при воспалении 4) повышенное "потребление" тромбоцитов в процессе тромбообразования 5) иммунные повреждения тромбоцитов Ответы на тестовые задания
Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора. На основании лабораторных данных, по алгоритму, провести патофизиологический анализ гемостазиограмм. Указать возможную этиологию и патогенез, предложить принципы коррекции выявленных нарушений.
Алгоритм разбора гемостазиограммы с примером анализа (Задача 1).
V. Предполагаемая этиология и патогенез выявленных нарушений. В данной гемостазиограмме имеется склонность к кровоточивости, связанная с нарушением коагуляционного гемостаза(присутствует коагулопатия всех трёх фаз свёртывания). Коагулопатия, скорее всего, приобретенная (т.к. нарушены три фазы коагуляционного гемостаза). Данная приобретенная коагулопатия возможно связана с патологией печени. Этиология: цирроз, гепатиты, дистрофии, альвеококкоз и др.
Патогенез: повреждение печёночных клеток
нарушение белковообразующей функции печени
нарушение синтеза I,II,Y,YII,IX,X,XI факторов свёртывания коагулопатия с нарушением I,II,III фаз, кровоточивость VI.Принципы терапии.
Лечение основного заболевания – патологии печени. Устранение причинного фактора. Предотвращение повреждения гепатоцитов, Сохранение и восстановление белоксинтезирующей функции печени.
Задачи для самостоятельного разбора на занятии
Провести патофизиологический анализ следующих ситуаций, связанных с патологией системы гемостаза (см. таблица 1 и 2).
Таблица 1 - Показатели гемостазиограммы
Показатели гемостазиограммы:
Показатели гемостазиограммы:
Рекомендуемая литература: Основная 1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Дополнительная 1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007. 2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Методические указания подготовлены: ст. преподаватель Колодкина Е.В. _____________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 2 от «14» сентября 2012 г.
Зав. кафедрой: ________________________ А.П. Спицин
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|