Сущность и значение Конституции
Конституция — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти,отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии 1. Само появление первых Конституций в конце XVIII в. (США, Франция) явилось следствием ликвидации монархического абсолютизма, и в дальнейшем основной ролью Конституции было последовательное утверждение демократических форм государственности, хотя история Конституции не во всех странах шла прямолинейно: были Конституции тоталитарного типа, закреплявшие или прикрывавшие диктаторские режимы. В современную эпоху в развитых странах мира (в том числе во всей Европе) таких Конституций нет, имеющиеся в некоторых странах тоталитарные Конституции рассматриваются мировым сообществом как аномалия. Из действующих Конституций можно выделить две большие группы. Одна из них — так называемые старые Конституции, принятые довольно давно, в условиях, резко отличных от современных, но продолжающие действовать прежде всего в силу твердо сложившихся конституционных традиций (К. США 1887 г., Бельгии 1831 г., Швейцарии 1874 г., Австралии 1901 г. и др.). Некоторые из этих Конституций претерпели ряд изменений, в них были внесены поправки и дополнения более современного толка. Вторая группа — так называемые Конституции «второго поколения», подавляющее большинство которых было принято во второй половине XX в. в несколько этапов: сразу же после второй мировой войны (Конституции Италии 1947 г., Японии 1947 г., ФРГ 1949 г. и др.), в 70-е гг. (Конституции Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г.), в 90-е гг. после распада мировой социалистической системы (Конституции Болгарии, Польши, Румынии и др.). По модели Конституции «второго поколения» построены и многие Конституции развивающихся стран, однако для большинства из них характерна высокая степень фиктивности, т.е. несоответствия реального политического режима конституционным нормам.
Модель современной Конституции (особенно в том виде, как она представлена большинством Конституций «второго поколения») характеризует более высокий, чем когда-либо в политической истории уровень демократических принципов и установок, на которых должны основываться общественный и государственный строй. Среди этих принципов и установок особенно существенны: верховенство Конституции как основного закона государства; признание и гарантии прав человека и гражданинана уровне международных стандартов; политический и идеологический плюрализм; ограничение власти государства, его связанность правом (правовое государство), возложение на государство определенных социальных функций (социальное государство); обеспечение демократических форм правления — разделение властей, парламентаризм, всеобщее избирательное право; разумное соотношение централизации и децентрализации в государственном (особенно федеративном) устройстве; вовлеченность государства в мировое сообщество и, как следствие, признание примата международного права. Конституция — политический, юридический и идеологический документ. Как политический документ, она закрепляет определенное соотношение социальных сил, политических партий, групп давления в обществе. Юридические свойства Конституции выражаются, в частности, в том, что она является юридической базой развития законодательства, существующего правопорядка. Поскольку Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты должны ей соответствовать, что, в частности, обеспечивается системой судебного конституционного контроля. Идеологический характер Конститиуции заключается в том, что она выражает в той или иной степени определенные социальные взгляды. Абсолютно деидеологизированных Конституций не существует. Конституция РФ 1993 г. (как и Конституция большинства других государств — бывших союзных республик в составе СССР) близка к европейским Конституциям «второго поколения». Ее ведущие положения, составляющие основы конституционного строя, воспроизводят приведенные выше принципы и установки. Как и большинство Конституций «второго поколения», она была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых экономических и государственных структур. Это — реально действующая Конституция в отличие от социалистических. Она не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. К. 1993 г. существенно изменила структуру высших органов государственной власти: отказавшись от идеи всевластия Советов, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. В Конституции особо подчеркнута ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Человека, его права и свободы Конституции рассматривает как высшую ценность.
Подготовленная Конституционным совещанием, Конституция была принята путем референдума (в нем приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 58,4%). Конституция РФ относится к числу кратких: она состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в 9 глав, и «Заключительных и переходных положений» из 9 пунктов2. Стиль Конституции — строго юридический, в ней почти нет декларативных норм. С учетом опыта предшествующей Конституции, в которую были внесены многочисленные изменения и дополнения, Конституция РФ трудноизменяема; это — жесткая Конституция. Толкование Конституции отнесено к компетенции Конституционного Суда.
В Российской Федерации, как и в других государствах с федеративным устройством, члены федерации — ее субъекты — имеют свои Конституции. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республики в составе РФ принимают Конституцию, а другие субъекты федерации — уставы. В своей основе эти акты построены по модели федеральной Конституции, что, однако, не исключает наличия норм, объективно отражающих специфические особенности субъекта федерации, но также и несоответствий и отклонений от федеральных конституционных норм как следствие так называемого «парада суверенитетов». Устранение таких несоответствий — важная задача дальнейшего конституционного процесса и совершенствования федеративного устройства РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|