Основные направления мер, содействующих развитию рынка вторичных ресурсов
Совершенствование и развитие инструментов регулирования в области использования вторичных ресурсов включает в себя: 1. Нормативно-правовое обеспечение последовательной реализации на территории Российской Федерации принципа ответственности производителя и/или собственника за сбор и переработку своей продукции после ее использования. Последовательность реализации названного принципа предполагает: первоначальное установление уполномоченными органами и последующее расширение ими перечня продукции, на которую распространяется принцип; определение механизма, нормативов сбора, переработки и рециклинга, сроков реализации и мер ответственности производителя за использование своей продукции (например, введение санкций, установление нормативов и т.п.). По аналогии с европейскими странами первоочередными видами продукции, на которые возможно распространение принципа ответственности производителя, могли бы стать автотранспортные средства, тара и упаковка (металлическая, полимерная, стеклянная, картонно-бумажная), моторные масла, товары народного потребления, содержащие вредные вещества (ртутьсодержащие лампы, аккумуляторы и др.). 2. Совершенствование механизма экономического стимулирования использования отходов в качестве вторичного сырья. 3. Формирование спроса на вторичные ресурсы и продукцию, изготовленную из вторичных ресурсов или с их использованием, в том числе путем установления ограничений и стимулов, побуждающих к использованию вторичных ресурсов взамен первичных. 4. Применение механизма залоговой стоимости для стимулирования сбора, переработки и утилизации некоторых видов продукции после использования.
5. Развитие региональных рынков вторичных ресурсов с учетом специфики образования и обращения с отходами потребления (в первую очередь с ТБО). 6. Информационное обеспечение субъектов предпринимательской деятельности (создание баз данных по источникам образования вторичных ресурсов; по нормативно-правовому обеспечению их сбора, заготовки и переработки; по прогрессивным технологиям и оборудованию для переработки вторичных ресурсов; по предприятиям, осуществляющим заготовку и переработку вторичного сырья, а также по сопряженным вопросам). 7. Совершенствование форм федерального государственного статистического наблюдения за сбором и использованием отходов производства и потребления, введение статистического наблюдения за рынком вторичных ресурсов. 8. Введение стандартизации и сертификации отходов, а также сертификации технологий и оборудования по их переработке. 9. Подготовку кадров для работы на рынке вторичных ресурсов. 4. Ожидаемые результаты развития рынка вторичных ресурсов Реализация государственной политики по развитию рынка вторичных ресурсов позволит обеспечить следующие социально-экономические преимущества: рост уровня использования невостребованных в настоящее время вторичных ресурсов, в том числе полимерных отходов, изношенных шин, отработанных моторных масел, выведенных из эксплуатации аккумуляторов, макулатуры, зол и шлаков ТЭС, металлургических шлаков, древесных отходов и др.; увеличение доли вторичного сырья в производстве важнейших видов промышленной продукции (стали, картонно-бумажной продукции, продукции из полимерных, текстильных и древесных материалов, нефтепродуктов, строительных материалов); дополнительную экономию сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов; снижение уровня загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления;
создание новых рабочих мест; создание более благоприятных условий для взаимодействия с зарубежными странами в области сбора и переработки отходов. Приложение Предполагаемые отдельные меры, способствующие развитию рынка вторичных ресурсов Для совершенствования нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления необходимо разработать технические регламенты, в которых определить основные положения в области сбора и использования вторичных ресурсов. Нормативно определить уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку и реализацию соответствующих положений единой государственной политики по использованию вторичных ресурсов, осуществление контроля и надзора, проведение федерального государственного статистического наблюдения за образованием отходов производства и потребления и их использованием в качестве вторичных ресурсов, развитие рынка вторичных ресурсов, создание условий для предпринимательской деятельности в этой сфере. Уполномоченным федеральным органам исполнительной власти с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органов разработать порядок координации работы, взаимодействия и взаимной увязки решений, принимаемых в части обращения с отходами производства и потребления и их вовлечения в хозяйственный оборот. Обеспечить комплексный подход к решению экономических и экологических проблем в области обращения с отходами производства и потребления и их вовлечения в хозяйственный оборот. Создать необходимые условия и способствовать созданию ассоциированных объединений предприятий по сбору, переработке и использованию отходов. Разработать нормативные акты и технические регламенты «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», «О вторичных материальных ресурсах», «Об упаковке и отходах упаковки», «Об утилизации выведенных из эксплуатации автотранспортных средств», «Об утилизации лома электронной техники» и другие, в которых должны быть отражены:
принцип ответственности производителя и/или собственника за ее сбор и переработку после использования, перечень продукции, нормативы и сроки ввода в действие требований в этой области; механизм залоговой стоимости, перечень продукции, на которую он будет распространен; перечень продукции, в отношении которой должен быть установлен норматив содержания вторичного сырья; механизм стимулирования предпринимательской деятельности по сбору, переработке и использованию тех отходов производства и потребления, реализация которых не может осуществляться рыночным образом. В качестве основного инструмента стимулирования может быть предложено создание специальных внебюджетных фондов и фондов переработки отходов, формируемых за счет взносов, пожертвований, собственных средств юридических и физических лиц, штрафов и других источников. Поскольку средства указанных фондов будут формироваться, в основном, из коммерческой сферы, они должны быть предназначены для поддержки предпринимательской деятельности, направленной на сбор, сортировку и переработку отходов, а также для обеспечения динамики развития региональных отходоперерабатывающих отраслей. Разработать и ввести дополнительные формы федерального государственного статистического наблюдения, разработать методики мониторинга состояния развития сферы обращения с отходами и рынка вторичных материальных ресурсов в России для обоснования распространения принципа ответственности производителя на конкретные виды продукции, установления норматива сбора и утилизации отходов и сроков их достижения, формирования спроса на продукцию с использованием отходов, установления наличия наиболее эффективных технологий для переработки отходов. Создать Федеральный информационно-консультативный центр по технологиям переработки отходов в целях информационного обеспечения субъектов рынка вторичных ресурсов. Реализовать ряд инновационных проектов государственного значения по разработке прогрессивных технологий и конкурентоспособного отечественного оборудования по переработке и использованию вторичных ресурсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|