Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Умножение на двузначные и трехзначные неразрядные числа.




Т. основа – знание свойства «умножения числа на сумму», с которым дети знакомятся на этапе подготовки.

Полезно предлагать упражнения, когда учащиеся рассказывают не все решение, а только план и записывают его в виде выражения, но самого действия не выполняют

238*324=238*4+238*20+238*300=

Целесообразно предлагать и обратные задания – по плану составить выражение. Данные задания фиксируют внимание на том свойстве, которое лежит в основе.

На этапе знакомства с умножением на двузначное число, сначала запись выполняется в строчку, а затем в столбик.

Впервые вводятся термины – первое и второе неполные произведения. Обращается внимание, где подписывается второе неполное произведение и почему (* объясните).

Решаются 3-4 примера с объяснением по цепочке (потренируйтесь рассуждать, пользуясь учебником).

Далее вводятся трудные случаи умножения – с нулем в середине второго множителя и с нулем на конце. ( * Приведите примеры. Как будут рассуждать учащиеся - подробно или кратко и почему?).

В процессе изучения темы решаются составные задачи на полученные знания, и ведется работа с именованными числами. Закрепление приобретенных умений может быть достигнуто только на основе систематических упражнений в самостоятельном применении алгоритмов.

 

3. Деление многозначных чисел выполняется в той же последовательности, что и умножение. Вычисление результатов требует применения алгоритма деления, который основывается:

- на правиле деления суммы на число (приемы деления на однозначное число);

- на делении числа на произведение (деление на разрядные числа);

- на умении выполнять деление с остатком.

Деление на однозначное число.

Алгоритм включает такие операции:

- замена делимого суммой удобных слагаемых – выделение неполных делимых;

-деление каждого неполного делимого на делитель;

- подбор цифр частного.

Поэтому в качестве подготовки необходимо данные операции отработать, включая такие упражнения:

- назвать число отдельных единиц каждого разряда;

- // - высшего разряда (4589 – в данном числе всего 4 тыс, 45 сот. 458 дес. и 4589 ед..);

- рассмотреть внетабличные приемы деления, где проявляется зависимость между компонентами и результатами действий 65:5;

- повторить правило деления суммы на число, решив пример разными способами (8+6+4):2;

- деление с остатком;

- частные случаи деления 0:а а:1 а:а, невозможность деления на 0;

- выполняется ряд упражнений, который позволяет ученикам впоследствии определять количество цифр в частном, например:

1) какой высший разряд у 4, 5-значного числа;

2) сколько цифр будет в записи числа, если высший разряд сотни тысяч (проверьте свои знания).

Ознакомление. На первом уроке важными являются подробное рассуждение и показ всех необходимых записей.

Сначала запись можно показать в строчку

69:3 268:2.

Затем показывается запись в столбик и образец рассуждения (* найдите в учебнике соответствующий пример). Учащимся предлагается алгоритм, которым они впоследствии будут пользоваться.

Пример 9522:2

Сначала ученики каждый этап алгоритма проговаривают вслух и называют вслух ответ. Рассуждение ученика

9 тыс. – первое неполное делимое (т. о. операции – умение выделять общее количество единиц высшего разряда), значит в частном будет 4 цифры. Разделю 9 на 2 (т.о. операции – знание деления с остатком), получится 4 – столько тысяч будет в частном. Умножу 2 на 4 (т.о. операции – знание табличного умножения), получится 8. Вычту из 9 – 8, получится 1. Сравню остаток с делителем – 1 меньше 2, значит разделили верно (т.о. знание правила, что остаток должен быть меньше делителя). Разделю 5 сотен на 2 и т.д. Ответ 4761. (* Приведите свои примеры и потренируйтесь рассуждать).

В дальнейшем этот алгоритм будет усложняться (* самостоятельно найти в учебнике усложнение).

На следующем этапе задание не проговаривают (оно уже усвоено), а называют только ответы. Так постепенно рассуждения сворачиваются (* приведите рассуждения ученика).

Далее внимание уделяется трудным случаям, когда в частном получаются нули в середине или в конце 3680:4 (*Подумайте, какой прием в процессе письменного деления позволяет ученику себя проверить, не сделав ошибки).

В связи с решением текстовых задач становится необходимым рассмотреть способ деления результатов измерения величин 10 м 50 см: 2 (способ рассуждения только один, когда учащиеся преобразуют именованное число в отвлеченное и кратко рассуждая, решают пример. После получения ответа, опять производится преобразование). * Приведите рассуждение ученика.

Деление на числа, оканчивающиеся нулями.

В качестве подготовки повторяются случаи деления на 10, 100, 1000

Знакомство с правилом деления числа на произведение 12: (3*2) происходит на отдельном уроке с помощью чертежа (* найдите данный урок в учебнике). Перед введением свойства полезно вспомнить, как называются числа при умножении и делении.

Проводится беседа (* потренируйтесь ставить учащимся вопросы), как будем делить отрезок, записываются три способа и сравниваются результаты.

 

Через урок повторяется деление с остатком 562:100=5 (ост.62)

Данные знания применяются при решении примеров вида 690:30

Сначала пример 690:(3*10) решается устно и записывается в строчку.

При письменных вычислениях сначала рассуждения подробные (* приведите рассуждения, пользуясь учебником). Алгоритм остается прежним, но включается новая операция – замена делителя в виде произведения (* Как это отражается в рассуждении учащегося?).

Наряду с общими случаями деления включаются частные, когда в середине частного или на конце нуль. Объяснение дети могут дать самостоятельно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...