Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Классификация потребностей.




Потребность - состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.

Потребности растительных форм жизни минимальны - для жизнедеятельности и построения своих тел им, в большинстве случаев, необходимы - свет, вода и минеральный субстрат.

Потребности животных более сложны. Однако в большинстве случаев, биологическую основу потребностей животных можно свести к базовым инстинктам живой материи - питание, сон, размножение, страх (или замещающие в его отсутствие другие чувства).

Потребности человека представляют собой самую неоднозначную категорию исследования и обуславливаются, помимо общей с животными первой сигнальной системы, наличием сложной психической организации, представленной второй сигнальной системой - мышлением и речью.

Потребности людей классифицируют по различным признакам.

По происхождению потребности бывают естественными и культурными.

В естественных потребностях выражается зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. Каждый человек испытывает естественные потребности в пище, питье, общении с противоположным полом, защите от холода, жары и т. д. Если какая-либо из этих потребностей не будет удовлетворена в течение определенного времени, человек может погибнуть. Естественные потребности человека имеют общественно-исторический характер.

Культурные потребности отражают зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни находятся в истоках человеческой истории.

К объектам культурных потребностей относятся предметы, которые являются средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной исторически сложившейся культуры (например, вилка и ложка, палочки для еды) либо необходимы для культурного и трудового общения с другими людьми, общественной жизни человека.

В зависимости от уровня экономического развития, воспитания и усвоения принятых обычаев и традиций человек приобретает различные культурные потребности.

По природе различают потребности первичные и вторичные.

Первичные потребности являются физиологическими и, как правило, врожденными (например, потребности в пище, воде, воздухе, сне).

Вторичные — психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.

Различают такие вторичные потребности, которые проявляются в той или иной степени у большинства людей:

доминантность — стремление контролировать, влиять, направлять поведение словом или приказом, стремление отвергать попытки сближения;

агрессия — стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть, унизить;

поиск дружественных связей — стремление к дружбе, любви, симпатия к другим, желание сблизить людей;

автономия — бегство от всяческих ограничений, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации;

пассивное повиновение — стремление к пассивному подчинению силе, ожидание совета, помощи;

потребность в уважении со стороны других;

потребность в достижении — желание преодолеть, побороть, опередить других, сделать что-то быстрее и лучше, достичь высшего уровня в каком-либо деле;

потребность быть в центре внимания — желание завоевать внимание других, удивлять их личными достижениями и качествами;

потребность в игре — стремление к развлечениям, предпочтение игры другой деятельности;

эгоизм — стремление ставить свои интересы превыше всего, быть довольным собой; чувствительность к унижениям;

социальность — игнорирование собственных интересов во имя интересов группы, благородство, уступчивость;

потребность в самозащите — стремление к отстаиванию своих прав, защите имиджа;

потребность в порядке — тенденция к упорядочиванию, аккуратности, точности;

потребность избегания опасности — желание исключить опасность, стремление к осторожности, уклонению от борьбы;

потребность в преодолении поражений — желание компенсировать прошлые неудачи, потери.

По характеру предмета потребности бывают материальные и духовные.

В материальных потребностях проявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и т. д.), в духовных — от продуктов общественного сознания (они выражаются в усвоении духовной культуры).

Человек испытывает потребности поделиться с другими мыслями и чувствами, читать газеты, книги и журналы, смотреть кинофильмы и спектакли, слушать музыку и т. д. Следует особо выделить духовную потребность человека в общении.

Духовные и материальные потребности неразрывно связаны.

По степени осознания человеком потребности могут быть осознанными и неосознанными. В первом случае человек знает, чего хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае потребности проявляются как влечения. При этом человек лишь ощущает, чуввствует, что ему чего-то недостает, он испытывает беспричинное беспокойство, напряженность, но не представляет, что нужно сделать для снятия напряжения. Усиление потребности увеличивает вероятность ее осознания, понимания того,, как ее можно удовлетворить.

По степени важности для человека различают потребности доминирующие и второстепенные. Первые могут подавлять все остальные и в этой связи определять основные направления поведения и деятельности.

По отнесенности потребностей ко внутренней или внешней сфере развития их классифицируют на индивидуальные, социальные и смешанные (индивидуально-социальные).

Несмотря на разнообразие потребности имеют общие свойства:

они всегда предметны, т. е. направлены на нечто конкретное;

им присуще многообразие и способность к развитию;

большинство из них цикличны, т. е. периодически возникают снова (очень трудно назвать потребность, которую можно удовлетворить раз и навсегда);

большинство своих потребностей удовлетворяют только с помощью определенных предметов.

Основные понятия психологии мотивации.

Мотивы и установки.

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и в разной степени им осознаваемое или неосознаваемое вообще. В процессе реализация поведения мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться) на всех этапах совершения поступка, в результате он происходит согласно не изначальной, а преобразованной мотивации.

Термином мотивация в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

1. Совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, т. е. система факторов, детерминирующих поведение.

2. Процесс образования, формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

За любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом — столкновение несовместимых устремлений партнеров по общению, когда соблюдение интересов одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Если это истоки, первопричина конфликтов, то тяжелый характер, плохое самочувствие, настроение, незнание психологии человека и проблемы общения — провоцирующие факторы, катализаторы. Именно они определяют, как скоро конфликт случится и насколько он будет длительным и резким по форме.

Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние.

► Потребность — осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо.

Осознанные потребности — это желания, которые человек может сформулировать и для реализации которых он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на пути его воплощения. Таких осознанных потребностей множество у каждого из нас: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам; хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации. Хочется, чтобы тебя понимали; знать, для чего живешь. И это лишь часть желаний — наиболее существенных. А сколько преходящих! И все они толкают нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути к их удовлетворению становятся причиной столкновений между людьми, особенно если противоречивыми оказываются важные потребности и желания.

Потребности классифицируются на такие группы:

1. Первичные, витальные (врожденные, биологические): потребности в пище, утолении жажды, сне, самозащите, продолжении рода. Они имеют как общественный, так и личный характер. Это выражается хотя бы в том, что даже для удовлетворения сугубо индивидуальных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда, исторически сложившиеся способы и приемы. Следовательно, по способу удовлетворения все потребности социальны.

2. Культурные, приобретенные имеют общественный характер по происхождению, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных также выделяют-материальные и духовные. К ним относят потребность в общении, эмоциональном тепле, уважении, познании, деятельности, эстетическую, потребность осознать смысл своей жизни. Даже не найдя ответа на этот вопрос, мы своей деятельностью доказываем, что имеем определенные цели, которым отдаем энергию, знание, здоровье. А цели бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Но иногда таковыми становятся исключительно стремления сделать карьеру, иметь дачу, машину и т. п. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен своей судьбой.

Однако недостаточно понять причины неудовлетворения желаний. Важно осознать, адекватные ли действия предпринимал человек, чтобы добиться своего. Чаще всего разочарование постигает тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по объективным и субъективным причинам задачи.

Потеря интереса к работе, а тем более изначальное его отсутствие, — один из факторов, приводящих человека к нервозности и конфликтам. Попробуйте спросить кого-либо, как он относится к своей работе. Ответы могут быть разные: «Очень люблю»; «В целом нравится, но не все в ней устраивает»; «Она мне безразлична»; «Терпеть не могу, при первой же возможности уйду». И если спросить, устает ли он на работе и как быстро восстанавливаются его силы, то вы убедитесь, что при одних и тех же затратах энергии степень утомляемости зависит от эмоционального отношения к работе. Чем интереснее для человека работа, тем меньше усталость, раздраженность, тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие. Безразличное, а тем более отрицательное отношение к ней вызывает отрицательные эмоции, даже вспышки агрессивности, и, придя домой, человек не может расслабиться, забыть неприятности; в результате усталость сохраняется до утра, а там снова надо идти на работу. Причина нервозности и конфликтности такого человека — в том, что не удовлетворяются его потребности в интересной работе.

За любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины. Осознать их — значит понять человека. А легко ли увидеть, что стоит за конфликтом? Увы, нет. Поскольку, чтобы продолжить деятельность, не встречающую одобрения окружающих, одна или обе враждующие стороны выдвигают ложную, но внешне благородную мотивировку, в которую со временем сами начинают верить. «Я ненавижу Н., потому что он завистник и консерватор»; в действительности же все происходит потому, что он помешал достижению личных целей. «Я плохо занимаюсь, так как у меня нет математических способностей» (Фактически — нет желания и интереса).

Мотивы и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

1. Он возникает вместе с появлением потребности в чем-либо, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием.

2. Осознание мотива многоступенчато: сначала становится понятным, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент; затем уточняется объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание); потом выясняется, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого.

3. Энергетический компонент мотива реализуется в реальных поступках.

Мотив может быть неосознанным, если уяснение потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворенность (человек не знает подлинной причины своего поведения). К такого рода мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрацию.

Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку неясно, каковы его цели, чего он хочет. Это этап формирования мотивов. Неосознанность влечений преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они имеют искусственный характер, сформированы извне. Установки же и фрустрации возникают естественным путем, определяют поведение человека во многих ситуациях.

«Человек — сумма своего прошлого опыта», — говорил У. Фолкнер. Действительно, опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать именно так, а не иначе. Например, Шура Балаганов, известный персонаж из книги «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова, даже став обладателем 50 тысяч рублей, не смог удержаться, чтобы не украсть в трамвае грошовую дамскую сумочку, в которой был 1 рубль 70 копеек. «Что это такое? Ведь я машинально», — шептал он ошеломленно, когда его окружили негодующие пассажиры.

В повести «Крейцерова соната» Л. Толстой, описывая взаимоотношения ссорящихся супругов, отмечает, что каждый из них, еще не начав разговор, уже заранее убежден в неправоте другого.

В обоих примерах речь идет о действиях, обусловленных установкой, т. е. сформировавшейся в человеке неосознанной готовностью к определенному поведению, положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется в привычных суждениях, представлениях, поступках. Однажды выработанная, она остается таковой на более или менее длительное время.

Скорость образования и исчезновения установок, их подвижность различна у разных людей.

Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, складываются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Например, в эксперименте двум группам показали фотографию молодого человека, но одну предупредили, что они увидят портрет героя, а другой сказали, что там изображен преступник. Оказалось, что люди целиком находятся во власти установки. «Этот зверюга хочет что-то понять. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, очень злой взгляд. Неопрятно одетый, непричесанный, опустившийся человек». Таким было одно суждение. Совсем по-другому увидели то же лицо испытуемые, которые считали, что перед ними изображение героя: «Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, небрит. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма...»

Таким образом, наше восприятие другого человека зависит от установки. При необходимости высказать свое отношение задумайтесь, не находитесь ли вы в плену негативной установки, предубеждения.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом — иными словами, к созданию установок, полезных для человека и общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно влияют на образцы поведения: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т. п. Ребенок получает эталоны, установки доброго/злого, красивого/безобразного, хорошего/плохого». И к тому возрасту, когда начинается самоосознание, в нашей психике уже существует много закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Будучи подчас неосознаваемыми, они действуют с огромной силой на человека, заставляя воспринимать мир и реагировать на него в духе установок, усвоенных с детства.

Установки бывают отрицательными и положительными в зависимости от того, негативно или позитивно мы готовы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Отрицательные предвзятые взгляды («Все люди — эгоисты, все учителя — формалисты, все торговые работники — нечестные люди») могут упорно закрывать от нас объективное понимание поступков реальных людей.

Восприятие одного и того же явления может быть разным. Это зависит от индивидуальных установок людей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково.

В беседе отрицательная установка может быть направлена:

♦ на личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе);

♦ на суть беседы («Не могу в это поверить»; «Так говорить недопустимо»);

♦ на обстоятельства разговора («Сейчас не время и не место для подобных обсуждений»).

Если вы считаете, что ваше предложение может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мнение. Для этого нужно подготовить и представить убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.

Состояние фрустрации может вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивным, завистливым обвинителем всех и каждого (при этом он сам не осознает, почему так реагирует) либо понуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным (регрессивная фрустрация, самообвинение).

Степень выраженности состояния фрустрации выступает как мощный неосознанный фактор, заставляющий человека вырабатывать определенные устойчивые формы реагирования в разнообразных ситуациях. Она может увеличиваться, если человек сталкивается с непреодолимыми препятствиями к достижению цели.

Ими являются:

1. Нехватка внешних средств или внутренних способностей для достижения цели.

2. Потери и лишения, которые компенсировать невозможно (например, сгорел дом, умер любимый человек).

3. Конфликты (внешние — с людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, внутренние — между различными желаниями, чувствами, моральными убеждениями человека, что не позволяет ему принять решение и достичь цели).

Степень фрустрации возрастает, если человек не хочет овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равновесия. Величину ее возможно определить с помощью теста Розенцвейга.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения. Их побудительная сила велика, особенно убеждений: они способны управлять поведением и всей жизнью человека, одолевая даже инстинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди идут на смерть).

Человечество всегда стремилось найти цель жизни, общий знаменатель всей своей деятельности, динамический принцип существования. Цель жизни — бесконечное выживание. Человек — одна из форм жизни. Все его проявления и цели подчинены одной команде: «Выжить!»

Понятие выживание первоначально рассматривалось как деятельность человека, направленная на обеспечение самосохранения. Но такой подход не объяснял многих феноменов поведения: солдат жертвует собственной жизнью ради Родины, мать отдает свою жизнь ради спасения ребенка. И тогда возникла идея: поскольку человек развивался и становился сильным как существо стадное, вероятно, все его действия рассматриваются в контексте выживания группы. Родился постулат: человек выживал исключительно ради сохранения группы.

Идея казалась правильной, однако большинство фактов реального поведения людей вновь остались необъясненными. Тогда их попытались истолковать с точки зрения человечества в целом. Это означает, что отдельный человек живет исключительно для выживания всего человечества. В реальности же все было по-другому.

Ученые отметили, что всю деятельность человека и его поведение можно объяснить, сведя его цели к половой активности и сексу. Однако, приложив данную теорию к данным наблюдений, выяснили: опять-таки объяснено далеко не все.

В поисках адекватного толкования произвели ревизию всех научных идей. В результате решили, что человек выживает исключительно ради себя самого, ради группы, стаи, общества, ради человечества, и наконец, что он живет только ради секса. Но ни одна из этих теорий сама по себе не подтверждалась безоговорочно реальностью.

Все четыре фактора — личность, секс, группа, человечество — были внесены в одно новое уравнение. И так была выдвинута теория, которая смогла объяснить все реальные феномены человеческого поведения.

Под динамикой поведения стали понимать основную команду «Выживай!», которая является главной для любой деятельности. Но процесс выживания разделен на четыре разные динамики. Они являются его основной силой, целевыми подразделениями.

Первая — это стремление к выживанию человека ради себя самого. Такая цель объединяет человека, культуру, в развитии которой он участвует с пользой для себя и прославления своего имени в веках.

Вторая — стремление человека к выживанию благодаря половой активности, рождению и воспитанию детей. Она включает самих детей, продолжение культуры и их будущего благополучия.

Третья — стремление человека к выживанию группы.

Четвертая — стремление человека к выживанию всего человечества.

Ни одна из четырех динамик не сильнее других. Они подобны четырем дорогам, по которым пролегает путь человека к выживанию и которые на самом деле являются одной. Все цели людей — внутри такого спектра, и это объясняет поведение человека.

Случается, что четыре динамики соревнуются между собой в воздействии на индивида или общество. Однако оптимальное решение любой проблемы — то, которое максимально полезно для наибольшего числа динамик. Наилучшим становится приносящее максимальное благо наибольшему количеству людей, включая данного человека, его детей и потомков, друзей, семью, политические и национальные группы и, в конце концов, все человечество.

Скажем, максимум добра может быть связан с разрушениями, однако ценность решения при этом снижается пропорционально объему этих разрушений. Человек должен приносить пользу самому себе, если он хочет добиться оптимального результата. Другими словами, посвятить всю свою жизнь служению человечеству и своей группе, блокируя динамики личности и секса, — вовсе не оптимальное решение, из уравнения которого и выводится образец поведения. Самопожертвование и эгоизм одинаково понижают ценность этого оптимального действия. Люди давно догадывались о подобном и были правы.

Однако случается, что уравнения оптимального решения со временем становятся настолько сложными, что некоторыми динамиками приходится пренебрегать, чтобы остальные продолжали существовать. История моряка, отдающего жизнь за спасение своего корабля, отвечает требованиям третьей динамики. Такое действие — вполне приемлемое решение проблемы, но не оптимальное, потому что здесь не принята во внимание первая динамика, т. е. сам моряк.

Тот факт, что главная цель человека — это выживание, не значит, будто он сам по себе — наилучший механизм выживания, который был или когда-нибудь будет создан жизнью. Цель динозавра была такая же, но его давно нет. Подчинение команде «Выживай!» еще не означает, что все попытки выжить окажутся одинаково успешными. Набор характеристик, необходимых для самосохранения одного вида, не подходит другому.

Методы выживания любого живого существа можно обобщить. К ним относятся питание, безопасность (защита и нападение) и размножение. Основное оружие человека — умственная деятельность, руководящая физическими действиями на разумном уровне.

Следует особо подчеркнуть, что выживание — отталкивание от смерти, которой предшествует максимальная боль. Поэтому оно направлено к бессмертию, с каким связано максимальное удовольствие. Смерть обладает отталкивающей силой, а бессмертие — притягательной, т. е. сила притяжения — это удовольствие, а отталкивания — боль.

Поиск и получение удовольствия не менее важны для выживания, чем избегание боли. Удовольствие — это вознаграждение: приятные эмоции, умственные или физические наслаждения, мимолетная радость. Его можно обнаружить в массе разных вещей и занятий. Боль — это физические и душевные страдания, наказание.

Физическое и психологическое состояние человека постоянно изменяется. Показатели его выживания расположены на кривой жизни, составленной из часовых или годичных положений человека в зонах выживания. Существуют две кривые — психического и физического состояния. Понижение первой всегда предшествует снижению второй.

В диаграмме выживания можно выделить четыре зоны, которые называются зонами состояний существования. Когда человек счастлив, график его выживания находится в четвертой зоне. Если серьезно болен, то — в первой (близко от смерти — в зависимости от тяжести заболевания). Третья — зона общего счастья и благоденствия. Вторая — сносного существования. Первая же называется зоной гнева. Апатия связана с нулевой зоной. Чуть выше нуля, которым обозначена смерть, находится низший уровень душевной апатии, низший уровень физической жизни — 0,1.

Тон 1 — когда организм борется с физической болью или болезнью. Если человек яростно борется, открывается зона враждебности и возмущения (1,0), от тона 1,5 начинается клокочущая ярость. 1,9 означает, что появляется готовность к ссоре. От тона 2,0 до 3,0 — рост интереса к существованию. Эти значения счастья, сносного существования, злости и апатии не взяты произвольно. Они выявлены при исследовании поведения человека в различных эмоциональных состояниях. Для многих современных людей показательным является тон в 2,8.

Когда из списка того, что считается дозволенным, вычеркивается половина, уровень выживаемости снижается. Когда человек или нация опускается ниже второй зоны и общий тон простирается от первой и почти не затрагивает третью, наступает состояние всеобщего сумасшествия. Сумасшествие — это отсутствие рациональности, разумности, когда нация или организм подходит к опасной черте выживания настолько, что начинает искать самые дикие решения своих проблем.

Выживанию расы или организма угрожают как другие биологические формы жизни, так и время или какая-либо иная энергия. Сочетание всех этих факторов называется супрессором. Человек своей нерациональной деятельностью нарушил экологическое равновесие, что угрожает существованию всего человечества.

Надо понимать, что людьми управляет врожденный импульс выживания. Человек отталкивает боль и привлекает удовольствие. Он — самодетерминированный организм, хотя и зависит от других форм жизни и среды обитания.

Что же необходимо для его выживания?

1. Необходимость избежать боли. Даже незначительный ущерб может превратиться в сильную боль, а она, нарастая, приводит к смерти.

2. Другой фактор — удовольствие. Он более устойчив, чем первый. Человек готов вытерпеть даже сильную боль, лишь бы получить хоть маленькое удовольствие, — настолько оно необходимо.

Удовольствие доставляют работа, воспоминания о прошлых заслугах, хорошая книга, общение с близким другом, голос ребенка, впервые произнесшего слово «папа», приключения и надежда; хороший обед, поцелуй красивой девушки, занятие тем, что нравится. Выживает человек в тесной близости с другими людьми, и само удовольствие — это награда за действия, способствующие выживанию. Наказанием за разрушительные поступки становится смерть или боль.

Потенциал выживания повышают успехи, а понижают неудачи. Человеческий ум воспринимает и хранит информацию, делает выводы, формулируя или разрешая проблемы, имеющие отношение ко всем четырем динамикам выживания. Цель восприятия, хранения, составления выводов и устранения проблем — нацелить свой организм на выживание.

Интеллект человека — это способность постигать, ставить и разрешать проблемы. Динамика — жизненная хватка, энергичность и настойчивость в выживании. И динамика, и интеллект равно необходимы, чтобы добиться успеха. Но динамики могут подавляться инграммами (бессознательными записями, возникшими в момент физической боли, потери сознания, в ситуациях, сопровождавшихся неприятными переживаниями, сильными эмоциями). Также случается, что и интеллект подавляется инграммами, которые вводят в аналитический ум неверную или неправильно оцененную информацию. Аберрации, которые включают ненормальное или нерациональное поведение, являются следствием аналогичного вмешательства.

Ошибки интеллекта, аберрации — нерациональное поведение, психосоматические болезни — все это приводит к ослаблению потенциала выживания, подталкивает человека к смерти. И фактор, ведущий к его физическому нарушению, — инграммы. Их возможно получить в моменты бессознательности, когда аналитический ум ослаблен.

Инграмма — момент бессознательности, связанный с физической болью или болезненными эмоциями или ощущениями. Она недоступна аналитическому осмыслению как жизненный опыт. Люди часто и не подозревают о наличии в их бессознательном таких моментов, которые подталкивают к аберрации поведения, снижают потенциал выживания или ведут человека к самоуничтожению. Почему люди действуют разрушительно, нерационально, ведут войны, уничтожая целые народы, нарушая экологию? Что является причиной всех неврозов, психозов, сумасшествия, извращений, жестоких преступлений? Что толкает нас на мелкие и крупные глупости, ошибки?

Именно инграммы оказываются причиной всего негативного поведения, а моменты бессознательности вызываются наркозом, наркотиками, травмами, шоком, эмоционально-болезненными ситуациями и психическими травмами. Если с помощью специальных психологических методов найти и стереть эти инграммы, очистить сознание от их искажающего влияния, сознание вернется к действиям в оптимальном режиме выживания, вернется физическое и душевное здоровье. Так достижения психологии могут способствовать существенному повышению потенциала выживания человека.

В современной психологической литературе существует несколько концепций мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них — теория каузальной атрибуции.

Под этим термином понимается истолкование субъектом общего восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущие поступки. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали:

1. Человек объясняет свое поведение иначе, чем поступки других людей.

2. Процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам.

3. Человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные — внутренними факторами.

Другой является теория мотивации, направленной на достижение успехов и избегание неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением не имеет линейного характера, что особенно ярко проявляется, когда речь идет о связи с качеством работы. Оно наилучшее при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или очень высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности. К ним можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудач, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

► Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

► Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

► Докус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

► Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде,

► Самооценка — оценка человеком себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

► Уровень притязаний (в рассматриваемом контексте) — желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные явления, как потребность в общении (аффилиация), стремление к власти, желание оказать помощь людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, поскольку они определяют отношение человека к людям.

► Аффилиаиия — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения.

► Отвергание — боязнь быть отвергнутым, непринятым близкими людьми; противоположность аффилиаиии.

► Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

► Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям.

► Эгоизм — стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп; противоположность альтруизму.

► Агрессивность — стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность.

Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и способность ее тормозить, связанная с оценкой своих действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...