Факторы риска возникновения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Реферат Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся. Работу выполнила: Студентка 010719 группы, Естественно-географического факультета Галлямова Р.И Работу приняла:Галлямова Л.А
Казань 2009 СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение II. Содержание работы. 1. Факторы риска возникновения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2. Школьная и социальная дезадаптации. Проблемы управления профилактической работой 3. Модель комплексного сопровождения развития ребёнка «группы социального риска» 4.Заключение I. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств. Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных институтов социализации - семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот. Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.
Цель работы: дать научно-практический анализ проблем детской безнадзорности и преступности. II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Факторы риска возникновения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Организация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает осмысление таких нормативно-правовых составляющих, как девиантное поведение и детская безнадзорность, установление причинно-следственных связей между данными явлениями. В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. В качестве распространенных элементов структуры отклоняющегося поведения можно выделить: •поступки, связанные с нарушением подростками норм права; •поступки, связанные с невыполнением подростками своих основных социальных обязанностей; •поступки, связанные с нарушением Уголовного кодекса. Ряд исследователей, в частности, В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения: 1.Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы. 2.Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах. 3.Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях. 4.Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.
5.Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола. 6.Злоупотребление алкоголем. 7.Употребление наркотических и токсических веществ. 8.Уходы из дома, бродяжничество. 9.Азартные игры. 10.Прочие виды отклоняющегося поведения. К социальным факторам, вызывающих различного рода девиации среди детей и подростков в современной России учёные, как правило, относят экономический, социальный и духовный кризис. Анализ исследований в данной области указывает на то, что девиации происходят в результате: · Разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения этих целей. · Проблемы «двойной морали» когда декларируются одни ценности, а реально осуществляются другие. · Теневого нормотворчества, обусловленного проникновением криминальных структур в государственное управление. · Терпимого отношения к коррупции, бездуховности, психологии вещизма и других деформаций в социальных отношениях. Выявляется связь между противоправным поведением детей и недостатками учебно-воспитательного процесса в школе, что выражается в следующих признаках: · недостаточном взаимодействии семьи и школы; · формальном исполнении учебно-воспитательной работы, недостатках в её организации; · в отсутствии преемственности и непрерывности воспитания учащихся; · подмене воспитательных воздействий администрированием, сдерживании личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей; · в слабом вовлечении учеников в творческую и социально-значимую деятельность, не желании администрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий и ответственности школьному самоуправлению; · запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы; · в неумении, а часто и не желании учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию; · слабом или одностороннем взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Педагогические ошибки и недоработки семейного и школьного воспитания в формировании личности дополняются и усугубляются другими социально-педагогическими факторами, способствующими в известной степени закреплению отрицательных качеств. К ним относятся: отсутствие системы профилактических мероприятий и пропаганды здорового образа жизни в различных общественных и государственных институтах; следование определённой «моде» на деструктивное поведение окружающих; негативное следование бесцельному времяпровождению на улице, участие в неформальных группах и объединениях отрицательной направленности; влияние различных проявлений саморазрушения личности, самонаправленной жестокости; отрицательное воздействие отдельных средств массовой информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|