Наука и искусство государственного управления
Поступки основателей государств должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. "В делах судят по цели - достигнута ли она, а не по средствам - как она достигнута". "Пусть государь делает то, что нужно, чтобы победить и удержать государство, а средства всегда будут сочтены достойными, и каждый их одобрит". Государства, писал Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман. "Государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя. Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобно лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков". Политическому деятелю, заявляет он, никогда не следует обнаруживать своих намерений. Глупо заявлять, прося у кого-нибудь оружие: "я хочу тебя убить", сначала надо получить оружие. Для укрепления и расширения государство политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства. В политике единственным критерием оценки действий правителя государства является укрепление власти, расширение границ государства. При всем том, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывалась верховная власть. Отсюда вытекает одно из любимых правил Макиавелли в политике: · · "следует или вовсе не обижать никого, или удовлетворить своей злобе и ненависти одним ударом, а потом успокоить людей и возвратить им уверенность в безопасности"; · · лучше убить, чем грозить, - грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая, отделываешься от врага окончательно;
· · лучше жестокость, чем милосердие: от наказаний страдают отдельные лица, милосердие ведет к беспорядку, порождающему грабежи и убийства, от которых страдает все население; · · правитель, неспособный к жестокостям, не сможет удержать власть. Лучше быть скупым, чем щедрым, так как щедростью всем не угодишь, и окончательно она обращается в тяжесть для народа, из которого извлекаются деньги, тогда как скупость обогащает казну, не обременяя подданных; · · лучше внушать страх, чем любовь. Любят государей по своему усмотрению, боятся - по усмотрению государей, мудрому правителю рассчитывать на то, что зависит от него. Слово свое князь должен держать только тогда, когда это ему выгодно; иначе он будет всегда обманут коварными людьми; · · политика требует подлости и хитрости. "Опыт наших дней свидетельствует, - пишет Макиавелли, - что великие дела творили как раз те князья, которые не считались с обещаниями, а действовали хитростью и обманом". Пример: Глава знаменитой семьи Борджиа, папа Александр VI только то и делал, что обманывал, никто лучше него не мог давать заверения, подтверждая их клятвами, и никто ему не верил, однако всегда преуспевал в обманах. · · Все обиды и жестокости нужно учинять разом: "чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния полезно оказывать мало - помалу, чтобы их распробовали как можно лучше". · · В политике вредно колебаться, недопустимость среднего пути. · · Самое страшное - посягнуть на собственность людей." Быстрее забудут гибель отца, чем потерю наследства". · · Если полководец выиграл войну, его надо удалить, а победу присвоить. · · Если надо казнить много людей, надо доверить это одному человеку, а затем казнить его. · · Идеалом государственного деятеля считал Герцога Романьи Чезаре Борджа.
· · С виду князь должен казаться носителем нравственных и религиозных добродетелей. · · Чтобы правителя почитали, предлагает использовать ряд мер: а) совершать необычные поступки и военные походы; б) награждать и карать так, чтобы запоминалось; в) защищать интересы слабого соседа; г) заботиться о развитии науки и ремесел; д) устраивать массовые праздники; е) участвовать в собраниях граждан, сохранять достоинство и величие. Указал три причины, по которым государи лишались власти: · · первая - вражда с народом; · · вторая - неспособность обезопасить себя от происков знати и соперников; · · третья - отсутствие собственного войска. Военно-политическая доктрина Основой власти, согласно представлениям Макиавелли, служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска. В то же время там, где есть хорошее войско, все законы хороши. Войско может быть трех видов: собственным, союзным, наемным. Наемное и союзное войско мало полезно и опасно. Лучше всего, когда государь лично возглавляет армию, так как война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. Мудрый князь всегда должен опираться на собственное войско, поэтому главная его забота должна быть военное дело. Кто пренебрегает военным ремеслом, тот всегда рискует лишиться власти. Вывод: Заслуги Макиавелли в развитии политической теории велики: · · он отбросил схоластику, заменил ее рационализмом и реализмом; · · заложил основы политической науки; · · выступил против феодальной раздробленности, за единую Италию; · · продемонстрировал связь политики и форм государства с "социальной" борьбой, ввел понятия "государства" Сформулировал противоречивый, чреватый злоупотреблениями и бедствиями, но вечный принцип " цель оправдывает средства ".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|