Типология Архетипы бизнес-моделей MIT
Стратегия компании и модель бизнеса
В основе управления бизнесом лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и реализация. Стратегия компании — это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных направлений развития и деятельности и заключается в выборе общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса. Другими словами, стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса.
Стратегия компании — комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей.
С понятием стратегии тесно связано понятие модели бизнеса (бизнес-модели) — этим термином обозначается способ получения прибыли от деятельности компаний. Формально модель бизнеса компании связана с экономической составляющей стратегии, с соотношением доходы-издержки-прибыль, — с фактическими и планируемыми доходами от сбыта товаров компании, со стратегией конкуренции, со структурой издержек, уровнем доходов, потоками прибыли и окупаемостью инвестиций. Бизнес-модель компании призвана обеспечить эффективность стратегии с точки зрения получения прибыли. Следовательно, понятие модели бизнеса уже, чем понятие стратегии бизнеса. Стратегия определяет методы конкуренции и ведения бизнеса компании (не касаясь конкретных финансовых результатов и последствий конкурентной борьбы), а бизнес-модель на основании показателей прибыли и издержек, получаемых в результате применения данной стратегии, обеспечивает жизнеспособность компании. Длительный срок работы в своей сфере бизнеса и стабильная удовлетворительная прибыль говорит о наличии у компании успешной бизнес-модели, подтверждающей рентабельность и жизнеспособность ее стратегии. Модель бизнеса убыточных предприятий и новичков на рынке (например, новые электронные компании) сомнительны: они должны продемонстрировать хотя бы минимальные положительные результаты и таким образом доказать жизнеспособность компаний и перспективность их стратегий.
Модель бизнеса показывает, насколько экономическая составляющая стратегии компании, т.е. соотношение доходы-издержки-прибыль, обеспечивает жизнеспособность всего предприятия.
Разработка, внедрение и реализация стратегии — приоритетные задачи менеджмента, поэтому всегда есть спрос на менеджеров, способных активно формировать будущее компании. Менеджеры разрабатывают стратегию и отвечают за выбор модели бизнеса компании.
Таблица сравнения отраслевой бизнес-системы, бизнес-модели и стратегии компании
Параметры
| Отраслевая бизнес-система
| Бизнес-модель
| Стратегия компании
|
Сущность
| Цепочка видов деятельности в отрасли
| Способ организации бизнеса в отрасли
| Компас, направление развития компании
|
Ориентация
| Понимание процесса формирования издержек и добавленной стоимости
| Создание ценности для потребителя и ее превращение в прибыль компании
| Создание устойчивого конкурентного преимущества
|
Акценты анализа
| Анализ стадий технологии создания продукта и доставки его конечным потребителям
| Анализ отрасли и отраслевой бизнес-системы, тенденции и сценарии их развития
| Анализ внешней и внутренней среды компании, конкурентный анализ
|
Степень уникальности
| Типична для отрасли
| Может быть как типовой для отрасли, так и инновационной
| Уникальна для компании
|
Определение бизнес-модели в зависимости от подхода
Подход
| Определение
|
Ориентация на ценность/клиента
| Модель бизнеса – это то, как предприятие выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи оная сможет выполнить своими силами и для каких придется привлекать специалистов со стороны, выходит на рынок, создает ценность для потребителя и получает вот этого прибыль
|
Бизнес-модель логически описывает каким образом организация создает, поставляет клиентам и приобретает стоимость — экономическую, социальную и другие формы стоимости
|
Бизнес-модель описывает ценность, которую предприятие предлагает различным клиентам, отражает способности предприятие, противоречат партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала, необходимые для получения устойчивых доходов
|
Бизнес-модель- это метод ведения дел, с помощью которого компания содержит себя, т.е., генерирует прибыль. Бизнес-модель объясняет, как компания делает деньги, специализируясь на позиции в цепочке образования потребительской стоимости
|
Бизнес-модель — это способ, которым компания создает ценность для клиентов и получает от этого прибыль
|
Ориентация на внутренние бизнес-процессы/роли
| Бизнес-модель —это взгляд на предприятие, сконцентрированный на самых значимых для бизнеса параметрах.
|
Бизнес-модель – это структура бизнес-процессов и связей между ними, которые используются для планирования, контроля и коррекции деятельности предприятия
|
Бизнес-модель – это метод ведения бизнеса, с помощью которого компания может обеспечить себя, то есть приносить прибыль. Бизнес-модель разъясняет, как компания зарабатывает деньги, определяя положение компании в цепочке создания стоимости
|
Бизнес-модель – это набор запланированных действий (иногда их называют бизнес-процессами), направленных на получение дохода на рынке
|
Бизнес-модель предприятия – это отображение реально существующего или планируемого в будущем бизнеса (предприятия) в такой форме, которая может наглядно демонстрировать все значимые свойства и особенности предприятия, связанные с его способностью получать прибыль и быть конкурентоспособным
|
Бизнес-модель- совокупность способов ведения бизнеса в компании (ее структуру, продукцию, способы доставки и обслуживания товаров, повышение рыночной стоимости), правил ведения этого бизнеса, лежащих в основе стратегии
|
Бизнес-модель — логическое схематическое описание бизнеса, призванное помочь в оценке ключевых факторов успеха компании
|
Бизнес-модель — это представление набора связанных модельных элементов, определяющих внутреннюю и внешнюю среду компании в рамках единой системы
|
Бизнес-модель — это описание предприятия, как сложной системы, с заданной точностью, в рамках которой отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы
|
Типология Архетипы бизнес-моделей MIT
Типология «Архетипы бизнес-моделей MIT» (The MIT Business Model Archetypes (BMAs)) дает очень четкое и структурированное представление об архетипах бизнес-моделей. Первоначально авторы разделяют бизнес-модели на 4 архетипа в зависимости от того, какие права продаются и насколько бизнес трансформирует активы.
Четыре основные архетипа бизнес-моделей
Какие права продаются
| Насколько бизнес трансформирует актив
|
Значительно
| Значительно
|
Собственность на актив
| Креатор
| Дистрибьютор
|
Использование актива
| Ландлорд (арендодатель)
|
Согласование интересов покупателя и продавца
| Брокер
|
16 детализированных архетипов бизнес-моделей
Базовые архетипы бизнес-модели
| Какие виды активов вовлечены в бизнес?
|
Финансовые
| Физические
| Нематериальные
| Человеческие
|
Креатор (создатель)
| Предприниматель
| Производитель
| Изобретатель
| Создатель человеческих ресурсов*
|
Дистрибьютор
| Финансовый трейдер
| Оптовик / розничный торговец
| Продавец интеллектуальной собственности
| Дистрибьютор человеческих ресурсов*
|
Ландлорд (арендодатель)
| Финансовый ландлорд (банкир)
| Арендодатель физических активов
| Собственник интеллектуальных активов
| Контрактор (подрядчик)
|
Брокер
| Финансовый брокер
| Брокер физических активов
| Брокер интеллектуальных активов
| Брокер человеческих ресурсов
|
* Эти модели являются нелегальными в США и в большинстве других стан, поскольку предполагают продажу людей. Здесь они используются только в целях логической законченности классификации.
Элементы успешной бизнес-модели
Элементы бизнес-модели предпринимательской структуры
Структура бизнес-модели
Классификации бизнес-моделей
Классификация бизнес-моделей — Business model framework (BMF), разработанная H. Chesbrough
Тип бизнес-модели
| Название
| Примеры
|
| Недифференцированная
| Семейные рестораны
|
| Дифференцированная
| Начинающие технологические предприятия
|
| Сегментированная
| Предприятия, продвигающие какую-то технологию
|
| Внешне ориентированная
| Предприятия, специализирующиеся на НИОКР и действующие в зрелых отраслях
|
| Интегрированная с инновационным процессом
| Ведущие финансовые предприятия
|
| Адаптивная
| Intel, Wal-Mart, Dell*
|
Подход к бизнес-моделированию Джонсона, Кристенсена и Кагермана
Методологическая рамка из 4-х параметров концепции Джонсона, Кристенсена и Кагермана 2008 года:
1.Предложение ценности.
2. Формула прибыли:
— доход;
— издержки;
— прибыль;
— оборачиваемость ресурсов.
3. Ключевые ресурсы.
4. Ключевые процессы.
Подход к бизнес-моделированию Д. Дебелака
Подход к бизнес-моделированию А.Остервальдера и И.Пинье
Ключевые партнеры
| Ключевые виды деятельности
| Ценностные предложения
| Взаимоотношения с клиентами
| Потребительские сегменты
|
Ключевые ресурсы
| Каналы сбыта
|
Структура издержек
| Потоки поступления доходов
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: