Образование Варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках.
Цель урока: изучение образования варварских королевств и государство франков в VI-VIII вв. Задачи: 1. Образовательная: рассмотреть причину падения Западной Римской империи, показать специфику развития германских королевств; продемонстрировать особенности Франкского королевства, усвоить понятие «великое переселение народов». 2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос. 3. Воспитательная: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Оборудование: иллюстрации учебника, доска. Основные понятия: вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы, династия, граф, землевладелец, майордом, феодал, лангобард. Основные исторические действующие лица: Хлодвиг, Меровинги, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Каролинги. Основные даты: 395 год н.э. – распад Римской империи на Западную и Восточную. 476 год н.э. – падение Западной Римской империи. 481г. н.э. – 511г. н.э. – годы правления Хлодвига. 732 год н.э. – сражение Карла Мартелла с арабами у города Пуатье. Тип урока: комбинированный урок Форма урока: беседа. Ход урока: I. Организационный момент – [3 минуты]- приветствие, отметить отсутствующих. Сделать анализ входного теста, объявить отметки.(договориться с ребятами о пересдаче) (5 минут). II. Проверка домашнего задания. [10 минут] Письменное задание у доски: 1. Начертить ленту времени и отметить на ней период средних веков. 2. Отметить этапы средневековья. Фронтальный опрос: 1. На основе каких источников можно изучать период Средних веков? 2. Какая религия в период Средневековья стала главенствующей и почему? 3. Какие народности проживали на севере Западной Римской империи и какой у них был строй.
Проверить с обучающимися задания на доске. (отметки за домашнюю и работу на уроке в конце урока объявить) III. Изучение нового материала. План (можно записать его на доске) 1. Великое переселение народов. 2. Германские королевства 3. Королевство франков.
1. Великое переселение народов. [7 минут] Учитель: Ключевую роль в сокрушении Западной Римской империи сыграли германские племена, они проживали между Рейном и Эльбой. В конце IV в. Германское племя вестготов поселились на территории Римской империи. Оно скрывалось от нашествия восточного народов гуннов и нуждалось в покровительстве римского императора. За вестготами последовали и прочие германские племена. Этот процесс получил название Великое переселение народов. К началу VI века германцы расселились на всей территории Зап. Римской империи: вандалы – В Сев.Африке, вестготы(западные готы) – в Испании, остготы – (восточные готы) – в Италии, франки – в Галлии, англы и саксы в Британии. Рассмотреть данные территории на карте (стр. 13). Пришедшие племена начали угрожать императорской власти и опустошать провинции Рима, отчасти под воздействием этих критических явлений произошло разделение на Западную и Восточную империю в 395 году н.э. Запись в тетради: 395 год н.э. – распад Римской империи на Западную и Восточную. В свою очередь Западная Римская империя оказалась не жизнеспособной и в 410 году н.э. подверглась жестокому разграблению вестготами, а 476 году н.э. вождь германцев Одоакр свергнул последнего римского императора Ромула Августула и отправил знаки императорской власти в столицу Восточной Римской империи, в Константинополь. Запись в тетради: 476 год н.э. – падение Западной Римской империи.
2. Германские королевства (1 минута) В начале V века н.э. вестготы переместились в Южную Галлию и основали собственное королевство в Тулузе, впоследствии они распространили свое влияние на Пиренейский полуостров. В тоже время королем остготов стал Теодорих Великий, он захватил власть в 493 году. Он способствовал установлению мира между германской знатью и Римской империей. Теодорих поддерживал местные законы и традиции. Он сделал многое для обустройства своей столицы Равенны и восстановления Рима.
3. Королевство франков. [7 минут] На карте мы с вами смогли выяснить, что королевство франков образовалось в Сев. Галлии (на территории современной Франции). В 486 году н.э. среди франкских вождей выдвинулся хитрый и расчетливый Хлодвиг из династии Меровингов. Он разгромил римского наместника в Галлии под Суассоном, это и стало отправной точкой образования франкского королевства. Запись в тетрадь: 481г. н.э. – 511г. н.э. – годы правления Хлодвига. Династия – это череда правителей из одного рода (семьи) последовательно сменяющих друг друга. Меровинги – первая династия франков. Задание для самостоятельной работы в классе: Прочитать исторический документ, который представлен на стр. 14 и ответить на вопросы, предложенные ниже. [3 минуты] Учитель: · Как Хлодвиг управлял государством. Король постепенно начал отказываться от собраний свободных франков, которые могли вмешиваться в управление страной. В свою очередь появился важный институт власти – королевский двор, он сконцентрировал в своих руках большинство административных функций. В отдаленные провинции Хлодвиг назначил доверенных лиц (графов). Именно при Хлодвиге были собраны воедино судебные обычаи франкского народа. Возникла Салическая Правда, по которой должны были судиться все франки. Хлодвиг и особенно его приемники чтобы укрепить свою власть щедро раздавали земли своим приближенным в награду за службу. Хлодвиг перед смертью разделили франкское королевство между 4мя своими сыновьями и вследствие чего это негативно сказалось на королевстве в целом, так как сыновья постоянно воевали и враждовали. Битва при Пуатье. Задание. Прочитать пункт 4-5 на стр.18-20. [ 5 минут] Вопросы к классу: 1. Какой итог был в битве при Пуатье? 2. Объясните словосочетание «ленивые короли»
3. Дать определение понятия майордом 4. Кто такие феоды? (запись в тетрадь) 732 год н.э. – сражение Карла Мартелла с арабами у города Пуатье. запись в тетрадь 5. Как Пипин Короткий стал официально королем франков? IV. Закрепление нового материала: [2 минуты] Экспресс опрос по параграфу. V. [1 минута] Домашнее задание: § 1, ответить устно на вопросы после §, учить записи в тетради, основные понятия и даты. Объявить отметки за урок!!!! [1 минута]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|