Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хип хоп культура как универсальный образовательный механизм

In presented article the modern hip hop culture is viewed as an effective and innovative education mechanism in Russia. Also some actual Russian hip hop educational projects are reviewed and investigated.

Сегодня мы ощущаем процесс непрерывных изменений, связанных, прежде всего с изменением скорости освоения и использования информационных ресурсов. Как отмечает американский ученый Тоффлер, существует актуальная проблема осознания трансформаций среды: «Она выражается в ограниченных возможностях людей осваивать непрерывно протекающие процессы изменений, что выражается понятием "футурошок", обозначающем лавинообразный поток изменений, не осваиваемых современниками, что формирует у них так называемую "болезнь перемен"».[1]

Таким образом, можно отметить, что в связи с такой «болезнью» у многих людей возникают проблемы самоидентификации, вызванные, во многом стираем социо-культурных, экономических, политических и даже физических барьеров. В качестве примера можно привести кардинальное изменение восприятия пространственно временного континуума у людей активно пользующихся современным авиатранспортом и современными средствами коммуникации. Во многом поиск самоидентификации связан с процессом образования, которое в современном мире также претерпевает огромные изменения.

Так вхождение новых поколений, в среду «постоянных изменений» изобилует различными проблемами, и не только связанных с увеличением потока информации. Прежде всего, стоит отметить огромную роль образования, как передачи знаний от поколения к поколению, что в определенном смысле выступает фактором, формирующим общее культурное поле. Но в ситуации, когда локальные национальные и государственные механизмы передачи опыта теряют свою силу, вследствие расширения потенциальной географии проживания (и мышления), выходят на первый план другие модели взаимодействия различных поколений.

Стоит отметить, что устоявшиеся механизмы официального образования, на нынешний день не всегда способны подготовить личность к новой социо-культурной глобальной среде, поскольку сам набор знаний требует некоего универсального подхода, который должен органично сочетать практические навыки с теоретической проработкой.

При этом абсолютно необходимой является поправка на современные реалии тотальной информатизации и коммерциализации, где существование параллельных многомерных смысловых конструкций в повседневной жизни не имеет однозначного толкования ни в научном, ни в практическом смысле. Таким образом, при разговоре об образовании в среде мировых глобальных социо-культурных изменений должно идти во многом применительно к развитию критического мышления, что служит одним из основных факторов построения собственной картины мира.

В этом смысле хип хоп культура предлагает богатый набор средств по передачи опыта от поколения к поколению с помощью художественных практик. При этом внутренняя система такого образования, в соответствии с особым индивидуальным подходом, является соответствующей современным реалиям, где личный опыт каждого ученика является уникальным и неповторимым. При этом во главу угла ставятся основные принципы гуманистической направленности. Следует особо отметить, что такая система в подавляющем числе случаев является неформальной или имеет статус полуформального (дополнительного) образования.

Так стоит отметить, что функционирование официальных образовательных хип хоп центров на государственной основе на данный момент возможно только в США. Однако интересно, что творческое образование в хип хопе сосуществует с философской составляющей, направленной именно на развитие собственных творческих умений, через понимание и критическое осмысление окружающей действительности.

Например, рэп музыка неотделима от социальной и политической составляющей, имея при этом ярко выраженную поэтическую форму. Важно, что характерной чертой хип хопа, как образовательного инструмента, является его универсальность и принципиальная мультикультурность.

В связи с этим стоит отметить, что основным языком хип хопа является английский, который вместе с тем признан основным международным языком. Однако, как пишет Rupa Huq, рэп на французском языке, также распространился по всему франкоговорящему миру, включая Швейцарию, Бельгию и Канаду.[2] Все это свидетельствует о сильной коммуникативной функции хип хопа, которая позволяет этой культурной формации не ограничиваться стереотипными межкультурными коммуникациями, а находить новые способы культурного взаимодействия.

Стоит отдельно отметить, что сейчас хип хоп образование развивается в России, и в крупных городах создаются как обучающие группы по тому или иному виду художественной практики, так и целые хип хоп центры. В Москве существует более 100 танцевальных школ, групп и объединений, занимающихся обучению различным видам уличных танцев. Также существует несколько граффити школ, и студий где преподается «ди-джеинг». Касательно практики «м-синга» (рэпа) в Москве существуют неофициальные объединения, занимающиеся передачей навыков «фри-стайла» – спонтанного сочинения и исполнения рэпа.

Также в Москве в 2007 году на базе досугового центра "Нагорный" был создан центр «Созвездие», который занимается вопросами хип хоп образовании в рамках художественных практик хип хоп культуры. Как сообщает Интернет сайт центра, основные цели его создания были «социальная адаптация молодежи и развитие активно-позитивной позиции через организацию молодежного досуга на основе веяний хип-хоп культуры»[3]. В рамках досуговых центров Москвы нередко можно увидеть группы, занимающиеся образовательной деятельностью в рамках того или иного элемента хип хоп культуры, однако они не имеют официально закрепленного статуса именно хип хоп центров.

В США существует устоявшаяся традиция использования хип хопа как образовательного инструмента в рамках т.н. «Рекреационных центров», которые по своей сути соответствуют районным досуговым центрам и добровольческим проектам в крупных городах России.

Касательно отдельных направлений занимающихся образованием в рамках художественных практик хип хоп культуры интерес представляют, прежде всего, цели и задачи, которые ставят перед собой организаторы и активисты таких объединений.

По словам Екатерины Князевой, основательницы танцевальной школы «Little Mosqitos» в Москве, основные цели и задачи создания такой образовательной инициативы заключается в следующем: «развитие себя как танцора - это не только физические качества (хотя это немаловажно) тут идет и развитие себя как личности..» а также «развитие танцевальной культуры у нас в России - мы все из команды преподаем, выступаем, сами участвуем на мероприятиях и устраиваем сами мероприятия».[6]

Таким образом хип хоп образование оказывается напрямую связанным как с передачей личного опыта в той или иной художественной практике, так и с созданием особой атмосферы в которой сочетается стремление к творческой самореализации как ученика, так и педагога. Также стоит обратить внимание на то, что как видно из интервью – такая деятельность является также социально значимой активностью, направленной на развитие национального художественного самосознания, путем развития отдельных элементов хип хопа.

По словам представителя школы рэпа из Казани их цели заключаются «во всестороннем воспитании: от техники исполнения рэпа, до отношения к хип хоп культуре, ее деятелям…»

Таким образом, преподаватели художественных практик хип хопа делают акцент на различных аспектах понимания хип хоп культуры. Это также означает важность для инициаторов хип хоп образования демонстрации позитивного направления такой деятельности для привлечения внимания органов государственной власти, образовательных учреждений и общественности.

Интересно, что посетителями указанных выше образовательных центров являются люди совершенно разного возраста, однако основу составляет молодежь в возрасте от 13 до 20 лет.

Важным представляется то, как образование в рамках хип хоп культуры соотносится с коммерческой деятельностью. Во многом оно является тем, что сейчас получило название «Креативная индустрия». Креативные индустрии занимают важное место в развитии современной культуры, они призваны оптимизировать противоречия между массовыми способами производства культурных продуктов и креативностью, являющейся обязательной принадлежностью любой художественной деятельности.

К творческим индустриям относится не только промыслы и ремесла, дизайн и мода, но и различные формы рекреации, а также музыка. Поскольку хип хоп культура является не только внутренне, но и внешне ориентированной, ее можно причислить к креативным индустриям в аспекте ее практической и перформативной деятельности. Прямая связь таких видов деятельности с креативными индустриями выражается в творческом результате, который чаще всего проявляется в развитии индивидуальных художественных стилей в одной из практик хип хопа. Однако хип хоп культура далеко не гомогенна в своем отношении к культурной индустрии, поскольку, в ней изначально сочетается тенденция сопротивления корпоративному капитализму и его своеобразная интерпретация, как художественный, а порой и политический, протест.

Безусловной заслугой объединений, занимающихся хип хоп образованием, является не только обеспечение занятости молодежи, но также создание благоприятных условий для творческой самореализации молодых людей. Зачастую финансовый результат хип хоп образования отходит на второй план, и сам процесс обретает центральное значение, как для учеников, так и преподавателей.

По словам Екатерины Князевой «Преподавание это коммерция с одной стороны - мы ведь берем за это деньги, но это как-то чисто коммерцией сложно назвать, потому что все мы вкладываем много сил и себя в каждого человека. Конечно, есть у каждого в группах люди, которые вообще ходят бесплатно в связи с материальными проблемами». Следовательно, функционирование таких образовательных центров является изначально не коммерчески ориентированной детальностью и нуждается в поддержке органов государственной власти.

Согласна с этим преподаватель танцев в стиле хип хоп в г. Жуковском Марианна Осипова:

«у нас никто не живёт исключительно за счёт доходов от преподавания, поэтому никто не ставит себе цель привлечения большего количества людей (всё равно какого, лишь бы деньги приносили), что делает тренировки - встречами с друзьями и с людьми, для которых хочешь реально стараться. Конечно то, что их родители внесли такую-то сумму администратору, побуждает тебя к более обдуманным действиям и учит экономить время - на занятие всего час, потом его займёт другая группа».[6]

Зачастую проблемы с поддержкой таких организаций возникают вследствие отсутствия необходимого статуса таких объединений. В большинстве случаев отдельные малые группы вынуждены просто примыкать к уже существующим государственным организациям в виде секций. Такой шаг обеспечивает объединения хип хоп образования возможностью использования ресурсов этих организаций, но и одновременно накладывает определенные ограничения на их деятельность.

Так стоит упомянуть образовательную программу «хип хоп музыка», которая проводилась в рамках проекта «Всероссийский форум Селигер». Так образовательная инициатива в рамках такого проекта имеет ярко политизированную окраску и является закрытой формой обучения, куда можно попасть, пройдя специальный конкурсный отбор.

Другим направлением хип хоп образования является проведения публичных лекций, семинаров, мастер классов, которые нацелены на просвещение широкой аудитории и часто подкреплены академическими исследованиями. Среди таких проектов стоит упомянуть лекции и дискуссии, проводимые в рамках ежегодных фестивалей «Пикник афиша».

В Москве и Санкт-Петербурге существуют также объединения занимающиеся вопросами просвещения и научной деятельности в рамках хип хоп культуры. Так в Санкт-Петербурге действует оргранизация «IS Nordside», которая являясь школой брейкдэнса, одновременно занимается популяризаций знаний в области хип хоп культуры. Представители этого объединения сотрудничают с различными общественными учреждениями, библиотеками, культурными центрами, а также занимаются изданием, пожалуй, единственной в своем роде научно-популярной периодической литературы.

В Москве действует центр «The Gift», который также занимается просвещением в области хип хоп культуры, сотрудничая с различными частными и государственными организациями. Он является объединением опытных деятелей хип хоп культуры, занимающихся различными направлениями (Ди-джеинг, Брейкдэнс, Рэп, Граффити). В рамках деятельности этого центра осуществляются не только образовательные программы но также проводятся открытые лекции и мастер классы, встречи и научные конференции. Стоит сказать, что такие центры с точки зрения хип хоп культуры занимаются развитием «Пятого элемента» хип хоп культуры.

В связи с этим стоит отдельно отметить, что основоположники этой культурной формации в С.Ш.А. уже в конце 90-х годов обратились к проблеме самопознания и саморазвития, обозначив появление нового «элемента» - «Знания». По словам лидера наиболее авторитетной хип хоп организации, которая занимается вопросами просвещения «Зулу Нейшн» Африкаа Бамбатаа, знание это «смысл и основа всех существующих вещей. Знание бесконечно. Знание это то, что помогает понять себя и окружающих».[4]

Таким образом, мы можем видеть попытку глубинной внутренней рефлексии внутри хип хопа, которая осуществляется практически автономно, без вмешательства других социальных и культурных формаций. Это явно свидетельствует о том, что хип хоп представляет собой особую, сложную культурную систему, которая стремительно развивается в современном мире. И в таком контексте вопросы просвещения и образования должны, безусловно, выходить на первый план. Сейчас Россия только начинает перенимать опыт США и ведущих европейских стран в области новейших направлений развития художественного образования. Так на западе наличие вышеописанных центров давно является нормой, и они создаются при поддержке органов государственной власти. В России, как уже было отмечено, такая деятельность является инициативой снизу – когда объединение активистов ставит своей целью передать свой опыт подрастающему поколению, обеспечить занятость и создать досуговые центры и объединения нового уровня эффективности.

Новые формы хип хоп образования активно используют современные технологии, которые существенно облегчают образовательный процесс и позволяют предавать знания в более простой и доходчивой форме. В частности широкое распространение получила сеть Интернет. Так, по словам Марианны Осиповой, «ознакомление с разными стилями, происходит как на занятиях, так и через Интернет - путём ссылок на интересные видео, сайты».

Также стоит сказать, что в сети Интернет существуют локальные образовательные сообщества, занимающиеся развитием той или иной художественной практики хип хоп культуры. В качестве примера можно привести Школу граффити «graffitischool.ru», которая имеет образовательный Интернет портал, Основное направление школы - обучение тонкостям рисунка и популяризация легального граффити, которое происходит отчасти в сети, где имеется множество обучающих видеозаписей, соответствующей тематической литературы и форумов в социальных сетях.[5]

Подводя итоги, следует сказать, что сейчас назрела актуальная необходимость обращения к нестандартным техникам создания образовательного процесса. Это продиктовано, как актуальной востребованностью хип хоп культуры в России, так и ее образовательным потенциалом, который на данный момент слабо реализован. Так во всем мире существует устойчивая практика использования, неформального, дополнительного образования, которое может оказывать существенное позитивное влияние на подрастающее поколение. Эффект от такого образования выражается не только в обеспечении занятости молодежи, но также и в личностной творческой реализации каждого ученика и создании теплой дружеской атмосферы, где образование происходит в среде единомышленников.

Важным также является аспект развития критического мышления, которое просто необходимо развивающейся личности в 21 веке. На данный момент в России существует всего несколько центров Уличной культуры, которые связаны с хип хоп образованием. Слабая финансовая поддержка таких организаций требует безусловного пересмотра и пристального внимания со стороны властных структур, что позволит продвигать такую образовательную инициативу в дальнейшем для всестороннего развития культуры в России.

 

 

Список литературы

1. Тоффлер А. Футурошок. - СПб., 1997

2. Muggleton, D., Weinzierl, R., The Post-Subcultures Reader: английский, Oxford: Berg, 2003

 

Список ссылок

1. Тоффлер А. Футурошок. - СПб., 1997

2. Muggleton, D., Weinzierl, R., The Post-Subcultures Reader, Oxford: Berg, 2003

3. www.sozvezdie-dsmp.ru

4. www.zulunation.com

5. www.graffitischool.ru

6. Личные интервью с Екатериной Князевой, Марианной Осиповой, Минтимером Нугматовым, 2011

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...