Основные причины вступления в неформальную группу.
1. Принадлежность. Социальная потребность, потребность в принадлежности к той или иной группе - является одной из самых сильных. Именно в группе происходит самопознание, самоопределение, самоутверждение. Групповая динамика активизирует существующие потребности человека, создает новые и одновременно является источником (средой) их удовлетворения. 2. Помощь. Подчиненные с большим желанием обратятся за помощью к коллегам, чем к непосредственному руководителю, даже если трудности возникли при решении производственных задач. Атмосфера доверия и взаимопомощи является основой синергетического эффекта группового взаимодействия. 3. Защита. Объединение происходит достаточно часто при возникновении какой-либо угрозы, опасности, для совместной защиты личных или групповых интересов. Например, опротестовать вредные условия работы, несправедливую оплату труда и т. п. Конфликт в формальной группе, попытки формального руководителя разрушить сложившиеся неформальные отношения - все это способствует сплочению существующих неформальных групп или приводит к созданию новых. 4. Общение. В основе неформального общения лежат интересы, ценности, увлечения и т. п. Именно по этой причине на предприятии может быть столько неформальных групп, сколько общих тем для общения. Так же неформальное общение в группе - это дополнительный неформальный канал поступления важной для человека информации, касающейся как ситуации на предприятии, так и вне ее. 5. Симпатии, дружеское общение. Группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для себя окружении, избежать одиночества, состояния потерянности, ненужности.
Менеджера не может не интересовать состояние взаимодействия в группе, потому что от этого зависит эффективность управления. Так как зачастую неформальные отношения играют большую роль, чем формальные, менеджер должен знать законы групповой динамики и способы влияния на развитие неформальных взаимодействий. Это влияние должно быть целенаправленным. Эффективная группа - это группа, в которой взаимодействия характеризуются сплоченностью, взаимоуважением, взаимопониманием.(Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc). Нормативное и девиантное поведение в организациях В менеджменте термин «девиация» обозначает помимо действий, которые не вписываются в рамки закона, любое недозволенное поведение работника на рабочем месте. Сюда можно отнести воровство и обман на всех уровнях, кража рабочего времени, уклонения, избегания налогов, подделки ведомостей заработной платы, саботажа и так далее. Таким образом, девиантное поведение - это любое поведение, официально не одобряемое руководством организации и включающее недозволенные перемещения ресурсов к работникам и руководителям. Надо заметить, что это явление имеет довольно длительную историю - от Египта времени фараонов через период классической Древней Греции и до сегодняшнего дня.
Попытки объяснить отклонения в поведении с точки зрения психологии основываются на выявлении наклонностей, присущих определенному психологическому типу личности, и ее способностям увлекать этим других. Однако, более плодотворными представляются ситуационные объяснения, для которых условия рабочего места исследуются в социальном контексте. Девиантам чтобы влиять на те отношения, которые они решили эксплуатировать, в первую очередь, необходимо использовать различные формы власти. Факторами влияния, содействующими проявлению отклонений, является налаживание коллаборационистских (предательских, преступных) связей, деятельность девиантов на рынках, поддающихся их влиянию, и возможность использовать различные виды двусмысленностей, то есть возможностей двоякого толкования. Некоторые факторы часто действуют одновременно.
Случайная торговля имеет место там, где стороны обычно встречаются один раз, не имея в виду установления устойчивых длительных отношений. Хорошим примером является торговля, связанная с туристами, а также гостиничный и ресторанный бизнес. Эксплуатирующую (недобросовестную) экспертизу можно найти там, где проведение реальной или предполагаемой экспертизы представляет собой элемент сделки. Типичный случай - техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Стражи ворот - характеризуется наличием девиантных действий там, где имеются правовые ограничения и дисбаланс между предложением и спросом, стесняющие свободную конкуренцию товаров и информации. Пример - манипулирование очередностью выполнения заявок на дефицит при наличии очереди, разрешение допуска к лицам, принимающим определенные решения, и обеспечение утечки информации, влияющей на коммерцию. Особенно распространены в условиях командной экономики и в странах третьего мира. Захват в триаде является характерной чертой отраслей частного сервиса, где потребители (или клиенты) находятся в непосредственном контакте как с предпринимателями, так и работниками. Этот прием предполагает возможность коалиции между любыми двумя из них в ущерб третьему. Они очень типичны для службы доставки, официантов, кассиров и в розничной торговле. Системы контроля признаются ответственными за нарушения в тех случаях, когда они не налажены (если их установка слишком дорога ли сложна по сравнению с возможной экономией или плата за установку ложится на предпринимателя, а убытки компенсируются за счет клиентов). Пример - контроль считается финансово нецелесообразным в вопросах отслеживания правильности реализации купонов или раздачи бесплатных подарков в магазинах. Двусмысленность существует там, где неоднозначность изначально заложена в понимании количества, качества или точной категории товара. Она может способствовать прикрытию воровства и, собственно, для этого и закладывается. Например, сложно сосчитать количество напитков, выпитых на свадьбе или количество арматуры, израсходованное при строительстве здания.
Анонимность и масштаб. Самый типичный фактор, ведущий к отклонениям, - масштаб больших организаций, ведущий к обезличиванию. В установленных случаях оправданий, используемых при девиации, установилось, что воровство, совершенное корпорацией, вовсе не рассматривалось как что-то аморальное, в отличие от воровства, совершенного конкретным человеком.. Организационное поведение: Указ. Девиантное поведение. В процессе социализации возможно разложение личности. Такое поведение называется отклоняющимся, или девиантным. Человека, которому присуще такое поведение, называют девиантом. К девиантным, или отклоняющимся, людям относятся преступники, мошенники, отшельники, новаторы. Другими словами, это люди, которые отказываются принимать общепринятые нормы поведения. Девиантное поведение характеризует правонарушение, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство, суицид и т. д. У людей разной национальной принадлежности значительно различаются культурные императивы. Тем не менее, в большинстве своем молодежь отказывается принимать данное явление и считает это неправильным, девиантным поведением. Общество на протяжении своего существования выработало свои критерии оценки поведения человека. Одни критерии поведения могут осуждаться, а другие – поощряться. При этом акценты поведения меняются. Девиантный характер поведения имеет весьма широкий диапазон, начиная с пьянства и заканчивая вандализмом. Сложившиеся стереотипы часто являются заведомо неправильными и задаются лишь для достижения определенных целей, например для рекламы. Тем не менее стереотипы не всегда оказываются ложными. За любым действием скрываются определенные цели и интересы. Отклоняющееся поведение при этом может носить не только негативный, но и позитивный характер. Такое поведение может осуществляться в виде стремления индивида к превосходству, к самоутверждению в той или иной значимой для него специализации или области деятельности.
Нормативное поведение. Проявление незначительных отклонений в поведении людей называют нормативным. Нормативные, или позитивные, отклонения встречаются в обществе столь же редко, как и девиантное отклонение. К людям с нормативным, одобряемым отклонениям относятся спортсмены, артисты, актеры, писатели, ученые, политики и т. д. Нормативное поведение, так же как и девиантное, не всегда является принимаемым в обществе. Не всегда политические лидеры пользуются одобрением и популярностью. То же самое можно и сказать о спорте, науке и ученых. Например, нормативным в большей части российского общества считается поведение молодых людей, которые добровольно идут в армию, на военную службу. Но часть общества считает поведение солдат девиантным. В данном случае речь идет о дедовщине. Со временем изменяется прерогатива отношений, нормативное поведение может перерасти в девиантное поведение. Итак, поведение может быть девиантным или нормативным в зависимости от времени и процесса культурного, экономического, политического и социального развития институтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|