Особенности организации педагогического процесса по
повышению эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения. Изучая методическую литературу, наблюдая и анализируя уроки в школе невольно задумываешься об активных методов обучения. Редко удивит нас парная, групповая работа, деловая игра, дискуссия. Чаще встречаются уроки-игры, уроки-путешествия. Формирующий эксперимент показал, что хотя в задачи технологии активного обучения входит развитие познавательной сферы обучающихся и сознательное активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно использовать только тогда, когда обучаемые уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы. Необходимо находить разумное сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих перед учебно-воспитательным процессом задач и возникающих ситуаций. В школе мы полагаем, мало используются: 1. проблемность; 2. сотрудничество и кооперация; 3. коллективное взаимодействие; 4.управление формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых; 5. вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, классифицируют, обобщают, выделяют главное. 6. изменение модели преподавателя: то он соорганизатор, то он интерпретатор, то консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант). Как известно к активным методам обучения относятся проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, методы удивления, любования, уверенности, успеха, диалога, метод эвристических вопросов, игровое проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ), дискуссия, и другие.
Мы видим, что технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым учеником. А. Дистервег считал, что надо заставить ученика работать, работать самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, что-либо усвоить. Наиболее приемлемыми методами активного обучения в школе является успех. Чего ждет ребенок, начавший изучение нового предмета? Только успеха. Ситуация успеха — необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Мы убедились, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. Использование принципа «мини — макса» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум; максимум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищенными, не уверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение».
Мы сделали вывод, на уроке можно не ставить отметок. Ведь урок — это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное — у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции. Приведенные нами примеры из опыта работы коллег по группе показывают, что формирование образной составляющей знания, необходимой для дальнейшего изучения химии, может обеспечить развитие пространственного мышления, химической речи школьника, а также формирование интереса к учебному предмету. Совместное творчество учителей и учеников позволяет говорить о создании своей оригинальной методики. Именно ученики являются активными участниками этого творческого процесса. Обмениваясь с коллегами опытом работы в полной мере понимаешь, что значит вечный, неутомимый поиск. Хороших талантливых учителей, необычных сочетанием педагогического таланта и артистичности, логичности, необыкновенной последовательности и мудрости, терпения, легкости и коммуникабельности много.. При работе с текстом важная роль отводится прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумывать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку истории. Неожиданные концовки или ответы рождают у детей улыбку. С помощью таких заданий у ребят формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора, умение оценить шутку. Часто мы использовали на уроках коллективные формы работы. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные проекты, кластеры, памятки, буклеты и т.д. Уроки для нас и наших учеников — постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.
Заключение Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником. Преимущество всех рассмотренных нами методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президент Н.А.Назарбаев перед правительством и учителями. Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие. Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», успеха и других показала эффективное влияние активных методов обучения на развитие и воспитание школьников. Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию естественнонаучной грамотности. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить точно ответить, проявить сообразительность, анализировать, работать с текстом, обобщать, делать выводы, формулировать гипотезы. Исследование подтвердило, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы. Они могут быть включены в реальный педагогический процесс. Нам бы хотелось порекомендовать учителям школ: -использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе; -включать в учебные занятия проблемность; -управлять формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых; - вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное; - организовывать сотрудничество и кооперацию; - организовывать коллективное взаимодействие; - изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант). - соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.
Литература:
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002 2. Беспалько В.П. Программированное обучение. – М., 2002. 3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001. 4. Бордовская Н.В. Педагогика. – М., 2000. 5. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. 7. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003 8.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с. 9.сайт httр://sch39edusite.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|