Организация финансовой политики предприятия
Организация финансовой политики строится на определенных принципах. Принцип самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование организации, должны окупиться, т.е. принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, за счет банковских и коммерческих кредитов. Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности заключается в: самостоятельном определении перспектив развития организации (в первую очередь на основе спроса на производимую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги); самостоятельном планировании своей деятельности; обеспечении производственного и социального развития фирмы. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности организации за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы. Принцип заинтересованности в результатах деятельности. Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности — систематическим получением прибыли. Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Как известно, финансы предприятия выполняют контрольную функцию, поскольку данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность — финансовый контроль[12, с.62].
Различают несколько видов контроля в зависимости от субъектов, осуществляющих его: 1) общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляют органы государственной власти и управления; 2) ведомственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств; 3) независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. · Принцип формирования финансовых резервов связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. По направлению финансовая политика организации подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя финансовая политика направлена на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации. Внешняя финансовая политика направлена на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях и т.п. Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития организации. Финансовые решения и мероприятия, рассчитанные на период более 12 месяцев или на период, превышающий операционный цикл, относятся к долгосрочной финансовой политике. К важнейшим элементам финансовой стратегии относят: · выработку кредитной стратегии; · управление основным капиталом, включая и амортизационную политику; · ценовую стратегию; · выбор дивидендной и инвестиционной стратегии. Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изменения способов осуществления финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами).
Финансовые решения и мероприятия, рассчитанные на период менее чем 12 месяцев или на период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся к краткосрочной финансовой политике. Тактическими задачами, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются: 1) разработка ценовой политики; 2) управление текущими издержками; 3) управление оборотными активами и кредиторской задолженностью; 4) управление финансированием текущей деятельности; 5) организация текущего финансового планирования. Целью выбора финансовой тактики является определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования, как собственных, так и привлеченных. Финансовая политика может быть противозаконной (криминальной), если в ней допускаются отклонения от действующего законодательства. Не всякая деструктивная финансовая политика является противозаконной, так как субъекты не только конструктивной, но и деструктивной политики стремятся действовать в рамках закона. Профессиональное управление финансами организации неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего дать наиболее точную оценку финансовой политике, учесть неопределенность условий с помощью современных количественных методов исследования. Для того, чтобы принять решение, необходимо проанализировать[9, с.24]: 1) финансовые взаимоотношения предприятия с партнерами; 2) обеспеченность производства финансовыми ресурсами; 3) целесообразность и эффективность их размещения и использования. Управленческую деятельность можно условно разделить на три основные категории. И именно они, на мой взгляд, определяют и характеризуют преобладающие по важности, по распространению виды и категории управленческой информации. Информация по стратегическому планированию позволяет высшему управлению нести ответственность за установление долгосрочных целей, накопление ресурсов для достижения этих целей и формулирование политики их достижения. Такая информация может включать перспективные оценки среды, экономические прогнозы и демографические тенденции.
Контрольная управленческая информация используется управляющими среднего уровня для координации различных подконтрольных им действий, приведения ресурсов в соответствии с задачами и разработки согласованных оперативных планов. Информация, которая необходима этим управляющим, может включать производственные сводки и действия, предпринимаемые другими управляющими среднего уровня. Оперативная информация помогает управляющему нижнего уровня выполнять обычные и повседневные операции, такие, как расчет заработной платы и финансовые расчеты, составление табелей и управление запасами. Этим управляющим были бы необходимы данные о взаимодействии и проблемах, о политике и процедурах, а также о деятельности управляющих в родственных структурах, подразделениях. Хотя управляющие на различных уровнях организации имеют различные потребности в информации (см. Таблица A), все они сталкиваются с общим “требованием” самой ИУС. Производя больше полезной информации на более широкой основе, система облегчает для контролирующего наблюдателя выявление плохих или слабых решений. Следовательно можно рассматривать ИУС как встроенный механизм контроля качества, поощряющий обучение на собственном опыте и использование знаний для совершенствования мастерства и исполнения работы. Таблица 1 Соответствие потребностей управляющих возможностям ИУС
Источники информации
Среди наиболее важных видов источников информации можно выделить: источники внутри самой компании: специализированные группы сотрудников, деятельность специализированных групп сотрудников, периодические отчеты, всевозможные информационные связи, публикуемые источники, такие, как: отчеты правительственных агентств, отчеты торговых организаций, научные публикации, торговые журналы, справочники и списки, общие публикации, другие компании: поставщики, рекламные агентства и средства массовой информации, заказчики (включая дилеров и оптовиков), конкуренты, информационная индустрия: фирмы, занимающиеся исследованиями в области маркетинга, другие специализированные агентства, такие, как служба газетных вырезок, служба проверки рекламы, служба кредита и т.д. В большинстве компаний львиную долю используемой менеджерами информации обеспечивают внутренние источники. Специализированная группа работников занята целиком или частично информационным обеспечением. Она может включать такие отделы, как: маркетинговые исследования, анализ продаж, планирование, экономический анализ, исследование операций и системный анализ. Кроме создания подобных специализированных групп, каждая компания практикует регулярные отчеты линейных руководителей и служащих, такие, как доклады продавцов по телефону, разработанные для получения текущей рыночной информации. Публикуемые источники поставляют разнообразную информацию по многим вопросам, относящимся к управлению, таким, как население, экономические условия, производство, продажи, правовые и нормативные акты и т.д. Объем и надежность такой информации очень разнятся по отраслям и странам мира. Тем не менее очень трудно найти проблему, по которой нет хоть какой-нибудь опубликованной информации.
Другие компании способны поставлять полезную информацию фирмам, с которыми они согласовываются или связываются, стремясь продать товары или предоставить услуги. Производитель потребительских товаров может получить приблизительную смету продаж нового продукта конкурента, узнав с помощью поставщика упаковки количество упаковки, приобретенной конкурентом. Рекламные агентства и средства массовой информации регулярно информируют рекламодателя: первые - в качестве части своих услуг, а последние - желая продать “время и место”. Покупатели, особенно дилеры и оптовики, часто способны поставлять чрезвычайно полезную информацию об исполнении товара, проблемах упаковки или обслуживания, а также действиях конкурентов. Даже конкуренты снабжают друг друга информацией, несмотря на существование строгих законодательных ограничений на виды информации, которой можно обмениваться без риска наказания за тайный сговор. В настоящее время, все большая доля информации поставляется фирмами специализирующимися на сборе и анализе информации, предлагаемой впоследствии либо любому заказчику в виде стандартизированного продукта, либо строго по заказу. Рассмотрим содержание основных методов формирования финансовой политики предприятия. · Финансовый анализ. Для принятия правильных экономически обоснованных управленческих решений на перспективу большое значение придается анализу финансового состояния, платежеспособности, финансовой устойчивости, диагностике и прогнозированию возможного банкротства, деловой активности, рентабельности. · Важнейшим инструментом регулирования финансовой политики является операционный анализ, изучающий зависимости финансовых результатов от издержек и объемов производства и реализации. · Текущее регулирование финансовой политики обеспечивается с помощью оперативного анализа. Оперативный анализ проводят на основании данных текущего учета, первичной документации, информации, полученной из средств связи, устно и т.д. Его могут осуществить за любой временной отрезок, а также в режиме реального времени с помощью глобальных информационных сетей. · Важной задачей финансовой политики является оптимизация финансовых процессов. Их теоретической основой являются методы исследования операций. · В условиях неопределенности важнейшими являются эвристические методы, представляющие неформализованные способы решения экономических задач на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок и т.д. · Экспертные методы заключаются в интуитивно-логическом анализе исследуемой ситуации с количественными или порядковыми оценками процессов и явлений и формальной обработкой результатов экспертизы. Обычно такие методы реализуются путем опроса группы специалистов (возможно, посредством заполнения специальных анкет). Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. · Технический анализ. Для разработки и проведения внешней политики на финансовых рынках используют так называемый технический анализ. Технический анализ — это метод прогнозирования цен с помощью графиков движений рынка за предыдущие периоды времени. Управление финансами организации сопряжено с проведением большого количества расчетов, связанных с различиями в величине денежных средств в разные периоды времени. В этой связи большое значение приобретает оценка стоимости денег во времени, отражающая основную концепцию финансового менеджмента. Большую роль в стоимостной оценке денег играют методы расчета процентных ставок, среди которых различают простые и сложные проценты, процентные и учетные ставки. Концепция стоимости денег во времени состоит в том, что стоимость денег с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли на финансовом рынке, в качестве которой обычно выступает норма ссудного процента (или процента). Концепция стоимости денег во времени играет основополагающую роль в практике финансовых вычислений. Она предопределяет необходимость учета фактора времени в процессе осуществления любых долгосрочных финансовых операций путем оценки и сравнения стоимости денег при начале финансирования со стоимостью денег при их возврате в виде будущей прибыли, амортизационных отчислений, основной суммы долга и т.д. В процессе сравнения стоимости денежных средств при планировании их потоков в продолжительном периоде времени используется два основных понятия — будущая стоимость денег или их настоящая стоимость. Будущая стоимость денег представляет собой сумму инвестированных в настоящий момент средств, в которую они превратятся через определенный период времени с учетом определенной ставки процента (процентной ставки). Определение будущей стоимости денег характеризует процесс наращения их стоимости (компаундинг), который состоит в присоединении к их первоначальной сумме начисленной суммы процентов. Настоящая стоимость денег представляет собой сумму будущих денежных средств, приведенную с учетом определенной ставки процента к настоящему периоду времени. Определение настоящей стоимости денег характеризует процесс дисконтирования их стоимости, который представляет операцию, обратную наращению, осуществляемую путем изъятия из будущей стоимости соответствующей суммы процентов (дисконтной суммы или дисконта) [7, с.29]. Заключение
Финансовая политика подразделяется на государственную финансовую политику и финансовую политику отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Она выражает интересы тех, кто ее организует. Финансовая политика предприятия представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения долгосрочных и краткосрочных задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Финансовую политику предприятия определяют учредители, собственники, проводит финансовое руководство, исполняют финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники. Реализация финансовой политики включает в себя стратегические и тактические финансовые решения, которые можно разделить на две группы: 1) инвестиционные решения; 2) решения финансирования. Инвестиционные решения связаны с образованием и использованием активов (имущества) организации и дают ответ на вопрос: «Куда вложить?». Решения финансирования связаны с образованием и использованием пассивов и дают ответ на вопрос: «Где взять средства?». Два типа финансовых решений взаимосвязаны и взаимопереплетены. Для организации приоритетными являются решения инвестирования, так как их цель — получение дохода от эффективного вложения капитала. Ключевой целью разработки финансовой политики организации является создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач ее деятельности. Указанные задачи индивидуальны для каждого субъекта хозяйствования (например, достижение оптимальной финансовой устойчивости и платежеспособности, рентабельности активов и собственного капитала и др.). Эти аспекты деятельности поддаются управлению с помощью финансового, налогового и управленческого учета и анализа. В современных условиях для многих организаций характерна оперативная форма управления финансами, т.е. управленческие решения представляют собой реакцию на текущие проблемы. Такая форма управления финансами зачастую вызывает противоречия между интересами организации и ее партнеров. Поэтому актуальна проблема перехода к управлению финансами на основе анализа финансового состояния, постановки стратегических целей деятельности организации, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения в рамках принятой финансовой политики. Финансовая политика представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения долгосрочных и краткосрочных задач, определенных учредительными документами (уставом) организации. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли, доходности (рентабельности) активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса. Список литературы
1. Бланк И. А. Управление формированием капитала.- К.: «Ника-Центр», 2000. – 512 с. 2. Бланк И. А. Финансовый менеджмент: Учебный курс.- К.: «Ника-Центр», Эльга - 2001. – 528 с. 3. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-Х т./ Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2001 г. Т.1. - 497 с. 4. Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н. Упреждающее управление на основе информационных технологий: Учеб. пособие // Под ред. д-ра экон. наук Э.Н. Кузьбожев; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2001. – 152с. 5. Грачев А.В. Рост собственного капитала, финансовый рычаг и платежеспособность предприятия // Финансовый менеджмент.- 2002.-№2.–с.21-34. 6. Ефимова О. В. Анализ собственного капитала// Бухгалтерский учёт. – 2009. - № 1.- с. 95-101. 7. Каратуев А. Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.- 496 с. 8. Ковалёв В. В. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2008.- 160 с. 9. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2003. 10. Колчина Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н.В. Колчина, О.В. Португалова, Е.Ю. Макеева; под ред. Н.В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2008. — Гл. 5 «Финансовое планирование и прогнозирование данных финансовой отчетности». 11. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учебное пособие / Под ред. И.Я. Лукасевича. — М.: Вузовский учебник, 2007. — С. 262—275. 12. Лобанов Е.Н., Лимитовский М.А. Управление финансами: 17-модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль 14. –М.: “ИНФРА-М”, 2009. -280с. 13. Парамонов А. В. Учёт и анализ предпринимательского капитала// Аудит и финансовый анализ. – 2001 - № 1.- с. 25 – 72. 14. Парушина Н. В. Анализ собственного и привлечённого капитала// Бухгалтерский учёт. – 2002. - № 3.- с. 72 – 78. 15. Практикум по аудиту и финансовому менеджменту: учебное пособие / А.Е. Суглобов, В.В. Нитецкий, Т.А. Козенкова. — М.: КноРус, 2007. 16. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. — 6-е изд. — М.: Перспектива, 2008. — Гл. «Математические основы финансового менеджмента». — С. 84—102, 116—123. 17. Финансовый менеджмент: учебник / колл. авт.; под ред. проф. Е.И. Шохина. — М.: КноРус, 2008. — Гл. 16 «Управление финансированием текущей деятельности предприятия». — С. 305—320. 18. Щербаков В.А. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.А. Приходько. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2007. — 272 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|