Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-практическая новизна работы.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

Выпускной квалификационной работы

(магистерская диссертация)

Захарова Анастасия Владимировна

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление подготовки:

Психология»

Магистерская программа:

Психология профессий особого риска

Факультет: Экстремальной психологии

Выпускающая кафедра: Научных основ экстремальной психологии

Руководитель магистерской программы: Екимова В.И., заведующий кафедрой научных основ экстремальной психологии, доктор психологических наук, профессор

Научный руководитель магистранта: Т.Н. Березина, профессор кафедры НОЭП, доктор психол. наук, профессор

Рецензент: А.В. Котенева, профессор кафедры НОЭП, доктор психол. наук, доцент

Рецензент: М.И. Розенова, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования МПГУ, доктор психол. наук, профессор

 

 

Печатная версия автореферата

соответствует цифровой __________________ А.В. Захарова

(подпись автора)

Автореферат принят

для размещения в электронной библиотеке ______________ А.А. Пахалкова

(подпись ответственного за размещение)

 

 

Москва, 2017


АННОТАЦИЯ

Работа раскрывает теоретические представления проблемы подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности. Раскрывает уровни психологической подготовки курсантов в стрессовых ситуациях. Позволяет апробировать в экспериментальном исследовании тренинговую программу, дающую возможность проводить психологическую работу с курсантами, с целью повышения их стрессоустойчивости в различных экстремальных ситуациях.

 

The work reveals theoretical concepts of the problem of training cadets for extreme activities. Discloses the levels of psychological training of cadets in stressful situations. It allows to test a training program in an experimental study, which makes it possible to conduct psychological work with cadets, in order to increase their stress resistance in various extreme situations.

 

Раздел. 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Актуальность изучения особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности детерминирована тем, что растут экстремальные ситуации в мировом сообществе.

Экстремальная ситуация, побуждает личность выйти за границы собственного «Я», оказывает определенные воздействия на систему личностного отношения человека не только по отношению к себе, но и к окружающему миру.

Исходя из вышеизложенного, была определена следующая проблема работы: психологическая подготовка курсантов к деятельности в той сфере, в которой повышен уровень, как существующей опасности, так и высокой гражданской ответственности.

Цель исследования. На основе теоретического анализа апробировать в экспериментальном исследовании тренинговую программу, дающую возможность проводить психологическую работу с курсантами, с целью повышения их стрессоустойчивости в различных экстремальных ситуациях.

Объектом исследования. Психологическая подготовка курсантов.

Предмет исследования. Особенности подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

Задачи исследования. В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:

1. Изучение вопросов психологической подготовки в российской военной психологии.

2. Исследование проблем морально-психологической подготовки зарубежными военными психологами.

3. Уточнение особенностей воздействия экстремального вида деятельности на изменение в личности курсантов.

4. Проведение эмпирического исследования особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что стрессоустойчивость курсантов будет повышаться в результате воздействия тренинговых занятий, направленных на формирование высокого уровня психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

Теоретические и методологические основания исследования. На этапе теоретического исследования использовался теоретический анализ проблемы подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, обобщение, классификация, анализ и интерпретация, полученной информация с целью ос­мысления исследуемого феномена, понимания его сущностных особенностей, содержания, функций и значения в повышение адаптационных возможностей курсанта в стрессовой ситуации.

Методологическую основу исследования составили: научные разработки, положения и выводы, которые сформулировали отечественные, и зарубежные психологи, являющимися актуальными для решения научной задачи и достижения цели исследования.

Особое место в ней отводится: психологической теории деятельности; теоретическим положениям и выводам о творческом развитии личности и ее профессиональном становлении как субъекте труда; научным разработкам системы психологического сопровождения личностно-профессионального развития и самореализации субъекта деятельности и др.

Научно-практическая новизна работы.

Обоснованы научные и прикладные положения особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

Сформулированы и содержательно раскрыты теоретико-методологическое основание и этапы системного познания выделенного проблемного поля, привлечены психологические средства, методы, методики и процедуры диагностики и формирования высокого уровня психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

Выявленные особенности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности позволили определить ее уровни, с помощью которых можно судить об эффективности психолого-педагогических воздействий: высокий уровень психологической подготовки, средний и низкий.

Уточнена сущность психологической подготовки, под которой понимается формирование у военнослужащего психологического ресурса, позволяющего ему действовать в экстремальной (боевой) ситуации, воспринимая ее как знакомую и привычную среду, умение выявлять угрожающую тенденцию, оперативно и адекватно реагировать на нее, поддерживать высокий уровень активности в обстановке воздействия стресс-факторов.

Разработан психотренинг, дающий возможность проводить психологическую работу с курсантами, с целью повышения их стрессоустойчивости в различных экстремальных ситуациях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявленные уровни психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, с помощью которых можно судить об эффективности психолого-педагогических воздействий.

2. Уточненная сущность психологической подготовки, под которой понимается формирование у военнослужащего психологического ресурса, позволяющего им действовать в экстремальной (боевой) ситуации, воспринимая ими как знакомая и привычная среда, умение выявлять угрожающую тенденцию, оперативно и адекватно реагировать на нее, поддерживать высокий уровень активности в обстановке воздействия стресс-факторов.

3. Апробированная в экспериментальном исследовании тренинговая программа, дающая возможность проводить психологическую работу с курсантами, с целью повышения их стрессоустойчивости в различных экстремальных ситуациях.

Методы исследования. На этапе экспериментального исследования использовались следующие методы: наблюдение, анализ продуктов (результатов) деятельности курсантов; анкетирование и тестирование; тренинг; качественный и количественный анализ эмпирических данных; статистическая обработка.

Практическое значение. С точки зрения практической значимости, была разработана тренинговая программа, ориентированная на повышение стрессоустойчивости курсантов в различных экстремальных ситуациях, которая может использоваться субъектами управленческой деятельности в военных организациях, военными психологами для повышения стрессоустойчивости военнослужащих.

В целом результаты эксперимента подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что психологическая подготовка курсантов к деятельности в экстремальных условиях способствует росту необходимого для них качества как стрессоустойчивости личности.

Апробация работы. Комплекс используемых в исследовании методов был определен исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами всего экспериментального исследования и отдельными его этапами.

Сравнение результатов начального и заключительного этапов показало следующее:

1. Изменился качественный состав экспериментальной учебной группы по критерию сформированности показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности: появилась группа курсантов, сформированность показателей которой оценивается как высокая.

2. Повысился мотивационный и, как следствие, оценочный и действенно-практический показатели психологической подготовки курсан-тов к экстремальным видам деятельности.

3. В контрольной группе уровни сформированности показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности изменились незначительно.

В экспериментальной группе существенно по сравнению с контрольной повысились качества стрессоустойчивости личности, влияющие на психологическую подготовку курсантов к экстремальным видам деятельности.

Общее описание структуры работы. Магистерская диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, 13-ти таблиц, 1-го рисунка, списка литературы и 2-х приложений, изложена на 82 листах машинописного текста, включая приложения.

 

Раздел. 2 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В первой главе поставлены и разработаны вопросы психологической подготовки в российской военной психологии в работах А.А. Мокржецкого, А.Н.Скугаревского, М.Д.Драгомирова, Д.Н.Трескина, Г.Е.Шумкова и морально-психологической подготовки зарубежными военными психологами Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, У. Джемсом, Д. Ройсом, Д. Уайтхейдом.

В современной военной психологии принято выделять общую, специальную и целевую психологическую подготовку.

В нашей работе мы основываемся на базовом определении термина «подготовки», который дал К.К.Платонов.

Он, под психолого-педагогической подготовкой понимал создание условий, которые способствуют наилучшему применению своих способностей в заданных условиях.

Понятие «подготовка» может применяться и относительно к профобучению.

Только надо предполагать, что данное понятие должно включать как информирование о профессиональном знании и умении, так и воспитывать определенные моральные качества, направленность личность, вытекающие из этого знания, формировать профессиональные интересы и способности для профдеятельности.

Определили, что в процессе психолого-педагогической подготовки курсантов активизируются профессионально важные качества, необходимые для деятельности в определенной профессии, общие и специальные способности и умения применять их в заданных условиях с учетом сформированных адекватным ценностным ориентациям.

Таким образом, важно, чтобы в ходе обучения в военном вузе курсанты могли получить возможность столкнуться с ситуациями, в которых нужно решать сложные задачи, взаимодействовать с условиями, сопровождающимися опасностью, риском, чтобы в достаточном для ситуации риска объеме могли быть ознакомлены с особенностями современных боевых действий, с боевыми характеристиками вооружения и техники, находящихся на оснащении российской армии.

В зарубежных исследованиях существенным влиянием на то, чтобы сформировать у личного состава высокие профессиональные качества, является организация порядка прохождения службы в армии, принятие военной присяги, требования к их поведению, закрепленные в так называемом кодексе военнослужащего, служебные обязанности, утвержденные в уставах и наставлениях и др. законодательных актах и документах.

По традиции, психологическое подготовке (психологической работе) отводится важное место в структуре МПП, обеспечивая развитие устойчивости военнослужащих к различному внешнему раздражителю.

Данная подготовка проводится систематично, отличается интенсивностью и непрерывностью в обычной рабочей обстановке, а также в ходе учений и специальных сборов.

По данной главе также мною представлен анализ воздействия факторов современного боя на психику и поведение людей.

1. Оказалось, что опасная обстановка неизбежно вызывает у военнослужащих психическое напряжение (стрессовое состояние). Это состояние оказывает существенное влияние на протекание психических процессов (восприятие, внимание, память, мышления, волю, эмоции) и эффективность боевой деятельности. Стресс может влиять на психику как мобилизующе (боевое возбуждение), так и угнетающе (дистресс). Характер этого влияния зависит от мотивации, индивидуально психологической устойчивости, боевого опыта военнослужащих. Следовательно, имеются реальные основания для изменения восприимчивости военнослужащих к действию боевых стресс-факторов в процессе психологической подготовки и обеспечения их высокой активности в бою.

2. В основе экстремальной ситуации лежит понимание миссии курсанта в жизни общества, ответственность за результаты своего труда и переживание своего профессионального предназначения.

3. Экстремальность неизбежно оказывает огромное влияние на поведение человека.

4. Изучение подготовки в условиях социально-психологического влияния экстремальной ситуации на личность курсант в дальнейшем будет приобретать особую значимость, способствуя расширению возможностей её существования в меняющемся мире.

5. Стрессоустойчивость – качество, которое можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному труду. Основным путем воспитания стрессоустойчивости кадетов нам представляется система систематических упражнений в обстановке опасности и риска, в условиях занятий, которые напоминают максимально приближенных к боевым, сочетаемых со специальными психологическими тренажами. В условиях повседневной деятельности формировать стрессоустойчивость представляется возможным с помощью разного рода социально-психологических тренингов..

Во второй главе были описаны этапы, результаты и анализ исследования.

Подготовительный этап. Цель состояла в выявлении уровня сформированности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности и как разработанный психотренинг способствует росту необходимого для них качества - стрессоустойчивости личности.

Объектами опытно-экспериментальной работы стали курсанты Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации.

Была определена выборочная совокупность объектов воздействия. Экспериментальная группа (в дальнейшем ЭГ) состояла из 30 человек (курсанты 3 курса Военного университета Министерства обороны РФ), а в контрольной группе, 30 человек (курсанты 3 курса Военного университета Министерства обороны РФ).

Для выявления особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности нами применялись следующие методы исследования: наблюдение, беседа (интервью), анкетирование, анализ продуктов деятельности обучающихся, тестирование.

Применен комплекс методик:

Методика оценки уровня притязаний В. К. Гербачевского. Опросник предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности

Методика измерения мотивации достижения. Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым.

Диагностика психических состояний и свойств личности. ШКАЛА САМООЦЕНКИ (Ч.Д. Спилбергера., Ю.Л. Ханина).

Использование комплекса названных методик, позволило получить достоверную информацию о динамике особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

Все эмпирические данные были обработаны с использованием методов математической статистики.

Обработка полученных данных осуществлялась с использованием системы SPSS Statistics 21.0.

Проведенное в начале исследования наблюдение за курсантами контрольной и экспериментальной групп в процессе их психологической подготовки к экстремальным видам деятельности, выполнения заданий по психологической подготовке во внеучебное время, участие в психологической подготовке военного вуза в целом показало низкую мотивацию курсантов на выполнение заданий по психологической подготовке, что потом было подтверждено и собственной оценкой обучающихся в ходе бесед, и анкетирования.

Содержание вопросов, направленных на выяснение: 1) понимания курсантами сущности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности; 2) представлений о морально-психологических и физических качеств военнослужащего, необходимых для прохождения военной службы; 3) места и роли психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности в педагогическом процессе вуза.

Исследование показало, что 71% курсантов контрольной группы и 70% курсантов экспериментальной группы указывают на необходимость проведения психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, осознают ее значение и готовы к участию в ее реализации.

64% курсантов экспериментальной группы и 58% курсантов контрольной группы называют себя главными субъектами, от которых зависит успешность психологической подготовки их к экстремальным видам деятельности. 21% курсантов экспериментальной группы и 19% курсантов контрольной группы считают, что ведущая роль в этом процессе принадлежит психологам, педагогам, а 13% курсантов экспериментальной группы и 20% курсантов контрольной группы - учебно-воспитательной среде вуза. 2% курсантов экспериментальной группы и 3% курсантов контрольной группы вообще над этим не задумывались.

Анализ ответов на вопросы в ходе проведенного интервью подтвердили, что большинство курсантов осознают необходимость психологической подготовки к экстремальным видам деятельности, но самостоятельных усилий для ее реализации не проявляют.

Основной этап (1 семестр 2016-2017 учебного года). В нем проводился формирующий эксперимент, основным содержанием которого стала внедрение разработанного психотренинга повышения стрессоустойчивости курсантов в стрессовых ситуациях.

На третьем (заключительном) этапе (2017 г.) велась всесторонняя проверка, интерпретация и обобщение полученной информации.

Полученные результаты обсуждались на научном совете факультета, на кафедре психологии, в индивидуальных беседах с командным и преподавательским составом, курсантами.

Сравнение результатов начального и заключительного этапов показало следующее:

1.Изменился качественный состав экспериментальной учебной группы по критерию сформированности показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности: появилась группа курсантов, сформированность показателей которой оценивается как высокая.

2.Повысился мотивационный и, как следствие, оценочный и действенно-практический показатели психологической подготовки курсан-тов к экстремальным видам деятельности.

3.В контрольной группе уровни сформированности показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятель-ности изменились незначительно.

В экспериментальной группе существенно по сравнению с контрольной повысились качества стрессоустойчивости личности, влияющие на психологическую подготовку курсантов к экстремальным видам деятельности.

В заключении хочется отметить о следующих итогах исследования.

Теоретический аспект исследования представлен определением уровня сформированности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, критериев его оценки.

Обобщен опыт психологической подготовки военнослужащих, как в российской, так и в зарубежной психологии.

Уточнена сущность психологической подготовки, под которой понимается формирование у военнослужащего психологического ресурса, позволяющего им действовать в экстремальной (боевой) ситуации, воспринимая ими как знакомая и привычная среда, умение выявлять угрожающую тенденцию, оперативно и адекватно реагировать на нее, поддерживать высокий уровень активности в обстановке воздействия стресс-факторов.

Поэтому содержанием психологической подготовки является изменение влияния возникающей в обстановке опасности психического напряжения на работоспособность и поведение военнослужащего: превращение факторов, угнетающих психику, в нейтральный или даже стимулирующий боевое поведение фактор.

Анализ воздействия факторов современного боя на психику и поведение людей позволяет сделать следующие выводы:

Опасная обстановка неизбежно вызывает у военнослужащих психическое напряжение (стрессовое состояние).

Это состояние оказывает существенное влияние на протекание психических процессов (восприятие, внимание, память, мышления, волю, эмоции) и эффективность боевой деятельности.

Стресс может влиять на психику как мобилизующе (боевое возбуждение), так и угнетающе (дистресс).

Характер этого влияния зависит от мотивации, индивидуально психологической устойчивости, боевого опыта военнослужащих.

Следовательно, имеются реальные основания для изменения восприимчивости военнослужащих к действию боевых стресс-факторов в процессе психологической подготовки и обеспечения их высокой активности в бою.

В основе экстремальной ситуации лежит понимание миссии курсанта в жизни общества, ответственность за результаты своего труда и переживание своего профессионального предназначения.

Экстремальность неизбежно оказывает огромное влияние на поведение человека. Применительно к теме нашей работы, экстремальность обостряет экзистенциональную сущность курсанта, требует от него особой концентрации сил и способностей, воли и самоорганизации, действий, затраты на которые зачастую превосходят имеющиеся у него резервы.

В соответствии с основными положениями критериально-уровневого подхода были выделены высокий, средний и низкий уровень сформированности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, которые нашли свое подтверждение в ходе опытно-экспериментальной работы.

Анализ полученных данных показал, что в целом итоговый уровень сформированности компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности определяется как средний.

Экспериментальное исследование проводилось с целью апробации психотренинга и его влияния на повышение срессоустойчивости курсантов.

В целом результаты эксперимента подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что психологическая подготовка курсантов к деятельности в экстремальных условиях способствует росту необходимого для них качества как стрессоустойчивости личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...