Глава 2. Локальные сети и системы «клиент-сервер».
Итак, Internet является совершенно доступной общемировой глобальной сетью. Прежде, чем появилась Internet, существовало множество локальных компьютерные сетей, установленных внутри крупных предприятий, организаций и фирм. Здесь говорится не о едином информационном пространстве, а о информационном поле внутри организации. Ясно, что успех коммерческой и предпринимательской деятельности фирмы зависит от правильного построения системы обмена внутренней информацией, в которую входят: · автоматизированные рабочие места менеджеров, бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий работников; · базы данных и базы знаний; · центры справочной, аналитической информации; · электронная почта, электронный обмен данными и т. д. Структура любой внутрифирменной компьютерной сети основывается на структуре самой фирмы, поэтому наследует принципы распределения информационных ресурсов, горизонтального разделения труда на основе создания подразделений, а также вертикального разделения труда. Основной функцией любой локальной сети является распределение информации между конкретными работниками, так, чтобы выполнялись два условия: 1) Любая информация должна быть защищена от несанкционированного ее использования. То есть каждый сотрудник должен работать только с той информацией, на которую у него есть права, независимо от того, на каком компьютере он вошел в сеть. 2) Работая в одной сети и используя одни и те же технические средства передачи данных, клиенты сети не должны мешать друг другу. Существует такое понятие, как загрузка сети. Сеть должна быть построена таким образом, чтобы не давать сбоев и работать достаточно быстро при любом количестве клиентов и обращений.
У любой, даже самой маленькой, сети должен быть администратор (supervisor). Это человек (или группа лиц), которые настраивают ее и обеспечивают бесперебойную работу. В задачи администраторов входит: · распределение информации по рабочим группам и между конкретными клиентами; · создание и поддержка общего банка данных; · защита сети от несанкционированного проникновения, а информации – от порчи и т.д. Если коснуться технического аспекта построения локальной компьютерной сети, то можно выделить следующие ее элементы: 1) Интерфейсная плата в компьютерах пользователей. Это устройство для присоединения компьютера к общему кабелю локальной сети. 2) Прокладка кабеля. С помощью специальных кабелей организовывается физическая связь между устройствами локальной сети. 3) Протоколы локальной сети. Вообще, протоколы – это программы, которые обеспечивают транспортировку данных между устройствами, подключенными к сети. На рисунке схематично показан принцип действия любого протокола, локальной сети или сети Internet: 4) Сетевая операционная система. Это программа, которая устанавливается на файл-сервере и служит для обеспечения интерфейса между пользователями и данными на сервере. 5) Файл-сервер. Он служит для хранения и размещения программ и файлов данных, которые используются для коллективного доступа пользователей. 6) Сетевая печать. Она позволяет многим пользователям локальной сети совместно использовать одно или несколько печатающих устройств. 7) Защита локальной сети. Защита сети представляет собой набор методов, применяемых для защиты данных от повреждений со стороны несанкционированного доступа или какой-либо случайности. 8) Мосты, шлюзы и маршрутизаторы. Они позволяют соединять сети между собой. 9) Управление локальной сетью. Это все, что относится к перечисленным ранее задачам администратора.
На рисунке приведено несколько топологий локальных сетей: В организации современных локальных компьютерных сетей широко применяется технология «клиент-сервер». Суть ее можно отразить на таком рисунке:
· клиент формирует и посылает запрос к базе данных сервера, вернее – к программе, обрабатывающей запросы. · эта программа производит манипуляции с БД, хранящейся на сервере, в соответствии с запросом, формирует результат и передаёт его клиенту. · Клиент получает результат, отображает его на дисплее и ждет дальнейших действий пользователя. Цикл повторяется, пока пользователь не закончит работу с сервером. Локальные сети и построенные на их основе системы «клиент-сервер» позволяют организовать групповую работу над информацией и распределение ее между работниками. Внедрение этих систем в организации позволило последним значительно улучшить производительность труда, снизить трудозатраты и общаться с клиентами, партнерами, заказчиками, а также внутри фирмы на качественно новом уровне. Однако, можно выделить, как минимум, три основных недостатка таких систем: 1) Внедрение этих систем – вещь дорогостоящая и сложная. Но это неизбежно. Проблема в другом. Программы, обрабатывающие информацию внутри организации, постоянно улучшаются: выходят новые версии, это обусловлено растущими потребностями развивающейся организации. Замена же старых версий на новые – услуга небесплатная. Здесь даже не помогут программисты, работающие в фирме. 2) Разные автоматизированные системы используют разную информацию, по-разному ее обрабатывают и выдают различные выходные данные: процесс же «соединения» информации, отчетов всех подразделений корпорации, связан с бесконечными преобразованиями форматов, проверками на правильность и т.д. Короче говоря, требуются лишние универсальные программные средства, лишние высококвалифицированные, а потому высокооплачиваемые специалисты. 3) Если организация представляет собой транснациональную корпорацию, подразделения, филиалы и представительства которой разбросаны по всему свету, то обмен жизенно важной информацией между ними – настоящая проблема. Здесь и речи не может быть ни о какой локальной сети.
В связи с этими, а также многими другими проблемами, появилась необходимость внедрения новых систем, которые выполняли бы функции как общемировой, так и локальной сети организации. Причем, желательно, чтобы стоимость таких систем была минимальной. Решение было найдено: если практически каждая организация уже подключена к Internet, если у нее уже есть своя локальная сеть, то почему бы не объединить эти две вещи воедино? Проблема лишь заключается в том, чтобы обеспечить секретность внутренней информации, поскольку Internet – система, открытая всем и каждому. Новая система получила название Intranet.
Глава 3. Intranet. Что такое Intranet. Рассмотрим сначала с разных сторон основные принципы Intranet. Intanet – это:
1. «Интеллект» организации. Intranet – это внутренняя информационная система, основанная на технологии Internet, сервисах Web, TCP/IP и HTTP протоколах связи, и HTML страницах. Intranet – технология, которая позволяет организации определять себя в целом как объект, группу, семью, где каждый знает свою роль, и работа каждого направлена на усовершенствование и здоровье организации. Как это достигается? Все задания, цели, процессы, связи, взаимодействия, инфраструктура, проекты, графики, бюджеты и культура, словом, все, чем живет организация, интерактивно, в едином интерфейсе, связывается воедино. Причем каждый сотрудник может пользоваться необходимой информацией, и, по мере своей компетенции, пополнять ее. Иными словами, Intranet представляет "интеллект" организации. Конечная цель этого интеллекта состоит в том, чтобы организовать рабочий стол каждого сотрудника (а под понятием «рабочий стол» давно уже подразумевается персональный компьютер) с минимальной стоимостью, затратами времени и усилий, так, чтобы дать возможность труду быть более производительным, а продукции – более своевременной и конкурентоспособной.
2. Индивидуальный интеллект. Internet – это соединение аппаратных средств, технологии и программного обеспечения вместе. Intranet – нечто другое. Если в организации есть Internet, то все, что необходимо для построения Intranet уже существует. На самом деле построение Intranet подобно построению индивидуального интеллекта. Для этого необходимы подходы к изучению практического принятия решений, оперирование на всем информационном пространстве с четкими, ясными задачами, изучение информации для улучшения работы в будущем. Все это требует своевременной передачи информации всем, кому она нужна.
3. Единый способ связи. Intranet – это одновременно и локальная сеть, и система “клиент-сервер”, и персональный компьютер – словом, все то, что и раньше использовалось в различных организациях для работы с информацией. Но раньше все машины, программное обеспечение, и системы связи находились непосредственно в их собственности. Невозможно было иметь внутреннюю связь всех данных без группы программистов и нового программного обеспечения для каждого нового вида информации. С Intranet доступ ко всей информации, прикладным программам, данным, знаниям, процессам, и т.д. возможен в том же самом браузере для Internet. Нет больше огромного количества преобразований к различным форматам, а значит, упущенного времени, несовместимости версий и т.п. Вместо этого Intranet соединяет людей вместе, с Internet, серверами Web, базами данных единственным способом, позволяя им легко обучаться даже при использовании старого программного обеспечения.
4. Организационный центр. Intranet – это возможность построить организацию на информационном уровне и предоставлять эту информацию всем, кому необходимо. Если сотрудник знает то, чем компания занимается, какова стратегическая система технического видения компании, каковы принципы руководства, кто есть клиентура и партнеры, то он может более ясно сосредоточиться на своем собственном вкладе в общее дело. Понятная всем единая web-страница, представляющая суть компании, эквивалентна успеху. Все филиалы и представительства могут постоянно обращаться к центральным сообщениям и выполнять указания. Таким образом, глобальная сеть используется не только как способ дешевой передачи информации на большие расстояния, но и как инструмент руководства процессом в организации. Что не является Intranet: 1. Intranet – не Internet. Intranet не должна быть связана с Internet. Однако, рассылка почты и другой информации через Internet к клиентуре и партнерам весьма желательна, так что Internet хороша, но не необходима. Хотя Intranet и использует Internet, понятия и технологии Web, но внутренняя информация надежно удерживается внутри организации. Для обеспечения этой надежности очень актуальны проблемы информационной безопасности, поскольку возможны ее утечки. Что делает Intranet, так что отличную инфраструктуру. Это означает: как организован надзор за использованием межсетевых технологий? Как установлен Intranet в каждом отделе, кто помещает в него информацию и кто ею пользуется? Кто утверждает содержание информации? Имеются ли библиотеки графиков, эмблем, торговых марок, рабочих текстов, и другие дизайнерские вещи для каждой страницы? Internet – огромные возможности маркетинга и привлечения клиентов. Intranet же – внутренний механизм связи.
2. Intranet – не локальная сеть. При использовании одинаковых типов связи, разные локальные сети зависят от прикладных программ и от конкретного продавца. Эти продавцы оборудования и компании по установке сетей создали превосходные решения для любых информационных потребностей, но их технологии и решения отличаются от Intranet. С моделью Intranet, возможно даже, что необходимость в их программном обеспечении отпадает. Раньше каждая организация, возможно, нуждалась в их операционных системах, их драйверах, их прикладных программах, и их программистах. Intranet -технология освобождает от этого.
3. Intranet – н е E-mail. Intranet не только программа обмена почтой. Фактически, это альтернатива электронной почте. Внутренняя сеть предоставляет надежные, богатые различными свойствами прикладные программы, которые разделяют четыре основные стандартные сетевые услуги: управление директориями, электронной почтой, файлами и печатью.
4. Не только оборудование и программное обеспечение (серверы и браузеры). Intranet не трудно установить. Связь одинакова в каждой операционной системе. Серверы – это ничто больше, чем просто компьютеры. Программное обеспечение – ни что иное, как универсальный графический интерфейс пользователя. Хотя существуют Netscape Communicator, Microsoft Internet Explorer и другие браузеры, они все имеют те же самые основные функциональные возможности. Они показывают web-страницы, web-формы и прикладные программы Web. Intranet использует эти технологии, чтобы подключить человеческую обработку информации с человеческими выводами и решениями. Intranet как инструмент:
Intranet – словно швейцарский армейский нож высокой технологии, с набором инструментальных средств почти для каждой функции внутри организации. Большинство организаций пользуется информацией, знаниями, интеллектом, чтобы создать изделия, услуги, дать образование или развлечение. Информация – это сила. В прошлом с ней было много проблем. Или не было возможности получать надежную информацию, или невозможно было делать это вовремя. Теперь информация находится непосредственно на рабочем столе безотносительно платформы или программного обеспечения. Благодаря Intranet любой пользователь, на любом уровне, может создавать информацию. Это делает информацию надежной, потому что она исходит прямо из источника. Человек обслуживает информацию, которая может читаться в любом браузере, и помещает ее на сервер. Это редактирование создает рабочий процесс внутри организации. Вы можете скрывать и предоставлять информацию наилучшим из пригодных способом. Intranet может использоваться для различных функций внутри организации. Прикладные программы, которые использовались в течение многих лет, находят применение в Intranet. Каждая фирма-разработчик в 1996/97 годах создавала новые или обновляла уже существующие программы Web, чтобы они могли выполниться без проблем в среде Intranet. Intranet используется для поддержки автоматизированных систем принятия решений; коммерческих инструментальных средств; торговых систем; аналитических систем, работающих в режиме реального времени; финансовых систем торгового зала биржи; текстовых процессоров, систем back-office и front-office. Этот список можно продолжить.
1. Инструмент принятия решений. Intranet объединяет всю информацию в организации. Нет больше необходимости собирать по крупицам разрозненные данные, исходящие из разных источников. Вместо этого есть единый интерактивный интерфейс, включающий в себя удобные средства просмотра, стандартные запросы и средства поиска. Актуальная информация о движении портфеля, рыночные тренды, результаты общения с коллегами и партнерами по бизнесу позволяет вовремя принимать ответственные деловые решения.
2. Инструмент организации обучения. Если обмен информацией происходит мгновенно, то те, кто ответственны за принятия решений, способны анализировать деловые процессы, деловые возможности, и деловые цели намного быстрее. Это связано с тем, что большее количество служащих может стать изготовителями решения. Проекты реализовываются более эффективно. Связь нужна, чтобы включить в процесс любого, чья работа хоть немного касается проекта. Требования клиентов регистрируются и их твердо придерживаются. Развитие событий происходит в общедоступном электронном поле данных – гораздо быстрее, чем посредством встреч, телефонных переговоров и индивидуальным расписанием. Компания, которая управляет информацией подобным образом, узнает все одновременно, одновременно совершенствуется и создает более знающую организацию.
3. Совершенный инструмент связи. Intranet обеспечивает интеграцию всех подразделений корпорации: компаний, отделов, рабочих групп, индивидуальных лиц, поддерживает мгновенную передачу информации между любыми точками в организации, всякий раз, везде, когда это необходимо, где бы человек не находился. Легко представить себе ситуацию, когда какой-нибудь рядовой менеджер, пролетая над Тихим океаном в салоне бизнес-класса нового Боинга, достает ноутбук, подключает радиомодем, через Internet связывается со своей компанией и заходит в локальную сеть фирмы с целью посмотреть состояние рынка, скажем, срочных контрактов, заключить сделку, а заодно и проверить свой счет.
4. Инструмент сотрудничества. Вот что возникает, когда легкий в использовании, простой в обучении, мощный инструмент для сотрудничества, проектного управления, сбора данных, управляющий знаниями и информацией, вручен каждому в организации. Все лучшие действия и достижения людей помещаются на передний план: лучшая продукция, высокие продажи, отличное качество. Полная информация о прогрессивных технологиях, услугах для клиентов, технических процедурах, советы, предупреждения, ответы на часто задаваемые вопросы и т.д. Все это частично заменяет форумы, семинары и конференции по обмену опытом.
5. Инструмент эксперта. Эксперты – это люди, знающие свою работу лучше всех. Они ответственны за распространение результатов своего труда среди всего персонала, а также за то, чтобы информация, исходящая от них, была правильно воспринята. Благодаря Intranet, можно быть постоянно на связи с экспертами и пользоваться их знаниями ежеминутно. Эти знания можно накапливать с тем, чтобы пользоваться ими и в дальнейшем.
6. Единый инструмент для изобретений. Раньше служащим приходилось самим добывать себе информацию, «вырезать и вставлять» ее в свои электронные презентации, коммерческие предложения или обучающиеся модули. Одним словом, изобретать колесо. Вся информация компании хранилась подчас в канцелярских шкафах. Вместо этого Intranet предоставляет возможность интерактивного получения любой информации, предназначенной для многократного использования. Ведь, в конце концов, очень важно, чтобы все подразделения компании рассказывали своим клиентам одни и те же «сказки».
7. Телефон 21-го века. Уже известны и широко применяются возможности Real Audio в Internet. Трудно себе вообразить затраты на многочисленные служебные телефонные переговоры между разными странами и континентами. Intranet позволяет свести эти затраты к минимуму. 8. Инструмент контроля и совершенствования производственного цикла. Наверняка многие сотрудники больших компаний, специализирующиеся на каком-то узком виде деятельности, задавались вопросом: а как в самом деле работает весь производственный и коммерческий процесс? Intranet дает визуальное представление процессов, происходящих внутри организации: сделок, движения ресурсов, взаимодействия подразделений и т.п.
9. Инструмент партнера. Наверное, нет уже такой компании, которая не создала бы себе страничку в Internet. Посредством Internet есть возможность обмениваться информацией с партнерами по бизнесу относительно изделий, услуг, технологий, стандартов, новостей и т.д.
10. Инструмент Клиента. Точно так же, как партнерам, клиентам можно сообщать необходимую информацию: новости, рекламу и т.д. Кроме того, всегда можно узнать, что клиенты думают об организации, их предложения и критику.
11. Инструмент маркетинга. Элементы традиционного делового маркетинга и коммерческих программ могут быть интегрированы внутри среды Web, чтобы создать целевой маркетинг, который удовлетворяет разнообразным запросам клиентов и обслуживает их процессе продажи и сервиса. Результатом могут быть более выгодные, долгосрочные связи. Это взаимодействие сдвигает акценты от однонаправленного информационного потока до двустороннего диалога и сотрудничества, и от массовых рынков до рыночных сегментов.
12. Инструмент человеческих ресурсов. С недавних времен возникла необходимость постоянно переосмыслять характер связей человек-организация и человек-человек внутри нее. Теперь каждый служащий может немедленно отчитаться о работе, сообщить о своих решениях, передать опыт любому человеку. Власть служащего также создает набор обязательств для всех членов организации. Intranet может заставлять компанию переоценивать себя полностью: инфраструктуру, политику, процедуры, роли и обязанности.
Как мы видим, Intranet – не только эффективная организация информационного поля фирмы, но и организация ее структуры. Углубимся немного в технические подробности и покажем интерфейсы некоторых приложений Intranet. Архитектура Intranet. Самую простейшую схему Intranet можно представить таким образом:
Как видно из рисунка, в нашей организации сохраняется и локальная сеть и выход в Internet. Появляется лишь новый узел, называемый брандмауэром (в англ. литературе firewall). Firewall – это компьютер с установленным на нем специальном программным обеспечением, позволяющим: 1) Идентифицировать любого входящего извне пользователя с тем, чтобы запретить или разрешить ему доступ. 2) Распределение между пользователями прав доступа. 3) Аудит и протоколирование вхождений, т.е. запись, кто, когда и зачем входил во внутреннюю сеть. 4) Криптографию, т.е. шифрование секретной информации. 5) Экранирование, т.е. возможность односторонней передачи данных. Все остальное – остается без изменений, потому что Intranet – это скорее набор программных средств. Вот как может выглядеть корпоративная Web-страничка в обычном MS Internet Explorer:
То, что мы видим на экране, – внутренняя информация, недоступная извне. Кроме браузеров информация может содержаться и в специально разработанных приложениях, работающих в среде Intranet, если в этом есть необходимость:
Или такое приложение:
Вся эта информация может быть просмотрена и отредактирована в любом месте, с любого компьютера, независимо от операционной системы или платформы, причем, нет никакой разницы, создается ли она в соседней комнате или на другом конце земного шара. Заключение.
Безусловно, Intranet – это не вершина человеческих возможностей. Прогресс нарастает стремительными темпами, так, что трудно вообразить себе, что будет в ближайшем будущем. Но факт налицо: со старой формой ведения дел фирмы покончено. Многие виды отчетов, балансы, внутренняя документация сейчас создается в бумажном виде лишь для того, чтобы дублировать электронную форму. Пока однозначно не решена проблема информационной безопасности, это будет продолжать практиковаться. Но многие сделки уже сейчас заключаются не выходя из оффиса, ведутся счета, заключаются договоры. Деловой мир подхватывает и эффективно внедряет в жизнь новейшие технические достижения. К чему это приведет, сегодня сказать не может никто. Список литературы [2].
1) Internet Firewalls and Security. http://www.3com.com/nsc/500619.html#Basic Firewall Design Decisions. 2) The Intranet: New Computing Pagadigm. http://www.teleport.com/~grzbo/ihea/intra.htm 3) IntraNet - сетевые технологии на базе протокола TCP/IP. http://www.cn.ua/Internet/elit/computer/net2.html 4) Intranet 101. A guide for Intranet newbies… http://www.intranetjournal.com/newbie.html 5) Отчетность в архитектуре клиент - SQL сервер и Intranet. http://www.gis.minsk.by/softclub/public/13_4.html 6) Обоснование использования Intranet. http://www.citforum.ru/win/internet/intranet/intra_wh.shtml 7) Рэнди Брэк, Эд Рейнолдс и Дж. Даррел Томас. Плетение внутренней паутины, LAN № 4, 1997 г. http://win.www.osp.ru/lan/lan_4_97/source/106.html 8) Уильям Бландон. Итак, вы хотите построить интрасеть. LAN № 2, 1997 г. http://win.www.osp.ru/nets/nt_2_97/source/49.html 9) Иван Пашкевич. Интранет? ИнтраДА! LAN № 7, 1996 г. http://win.www.osp.ru/nets/nt_7_96/source/i_8.html 10) Организация локальных сетей на базе персональных компьютеров. “ИВК-СОФТ”, М. 1991 г.
[1] Слова Internet и Intranet очень похожи. Поэтому далее в тексте Intranet будет выделяться жирным шрифтом, а Internet – курсивом. [2] Поскольку практически все материалы для данной курсовой работы взяты из электронных публикаций и журналов в Internet, то вместо выходных данных издания, приведены WWW-адреса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|