Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Реализация права на неприкосновенность частной жизни

Введение

 

Право на неприкосновенность частной жизни - один из важнейших элементов правового статуса личности, во многом определяющий взаимоотношения человека и современного государства. Соответственно, адекватное правовое регулирование данного права имеет принципиальное значение для обеспечения эффективности государственной власти, блага общества и развития личности.

Длительное время применение норм Конституции РФ о персональных данных (информации о частной жизни) было затруднено вследствие законодательного пробела, который был ликвидирован лишь в июле 2006 г.: таким образом, между основной нормой и созданием условий для ее реализации прошло тринадцать лет.

Право на неприкосновенность частной жизни является одним из новых прав личности. В то же время без реализации данного права на современном этапе невозможно построение правового государства и нормальное функционирование общества. В век информационных технологий человек перестает чувствовать себя защищенным и становится объектом слежки, прослушивания и вмешательства в наиболее сокровенные сферы бытия, ранее недоступные никому, кроме самой личности.

Конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни приобретает реальный характер только тогда, когда нормы, закрепляющие его, воздействуют не только на поведение личности, но и на институты законодательной, исполнительной и судебной власти.

Право на неприкосновенность частной жизни - одно из самых значимых прав личности. Вместе с тем без реализации данного права на современном этапе едва ли возможно построение правового государства и нормальное функционирование общества. В век информационных технологий человек перестает чувствовать себя защищенным и становится объектом слежки, прослушивания и вмешательства в наиболее сокровенные сферы бытия, ранее недоступные никому, кроме самой личности.

Право на неприкосновенность частной жизни предусматривается рядом международных документов, в том числе Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Предусматривает его и Конституция Российской Федерации 1993 г.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе установления, реализации и обеспечения защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни человеком и гражданином.

Предмет исследования составляют нормы конституционного права, отраслевые нормы и нормы международного права, регулирующие неприкосновенность частной жизни, их соотношение.

Целью курсовой работы заключается в комплексном изучении права на неприкосновенность частной жизни: содержание, реализация, охрана и защита.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

·   проанализировать конституционные и международные нормы, определяющие содержание права на неприкосновенность частной жизни;

·   раскрыть юридическое содержание понятий «тайна личной и семейной жизни», и иных юридических категорий, используемых в российском законодательстве и отвечающих содержанию термина «частная жизнь»;

·   рассмотрение основных моделей охраны и защиты права на неприкосновенность частной жизни.

В работе использовалась учебная литература по конституционному праву, нормативно правовые акты, также диссертации и авторефераты различных авторов, научные статьи и публикации.

Глава I. Понятие и содержание права на неприкосновенность частной жизни.

Право на свободу и личную неприкосновенность - важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения. Свобода и личная неприкосновенность дают человеку возможность совершать любые действия, не противоречащие закону.

Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т. е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лип, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.).

Формирование нормативного комплекса и правоприменительного механизма обеспечения и защиты неприкосновенности частной жизни характеризуется как длительный, сложный и противоречивый процесс. Важным этапом явилось включение в Конституцию СССР 1977 года и в Конституцию РСФСР 1978 года предписаний об охране личной жизни граждан, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, а также положения, гарантирующего неприкосновенность жилища. Основа современной регламентации была выражена в статье 40 Конституции Российской Федерации - России в редакции Закона от 21 апреля 1992 года, где впервые применен термин «неприкосновенность частной жизни» и где воплощен запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. В работе дан комментарий принципиально значимого предписания относительно допущения ограничения права на неприкосновенность частной жизни и сопутствующих ему прав только в соответствии с законом на основании судебного решения.

В современной юридической науке, как и в действующем законодательстве, отсутствует единое понимание права на неприкосновенность частной жизни. Нет и четкого определения понятия "частная жизнь". Одни специалисты в области прав человека исходят из того, что право на неприкосновенность частной жизни прямо связано со свободой мысли, совести и религии, свободой выражения своего мнения, свободой собраний и ассоциаций, правом создавать семью. Другие включают в право на уважение частной жизни право располагать собой, право на тайну частной жизни и тайну корреспонденции, право на защиту личности и право на уважение к личному статусу.

Общей же во всех исследованиях является мысль о том, что право на неприкосновенность частной жизни, подобно праву собственности или авторскому праву, является сложным по составу правовым институтом и состоит из отдельных правомочий индивида. Перечень этих правомочий, закрепленный в законах и международных нормативных правовых актах, не является исчерпывающим, прежде всего, в силу постоянного развития общественных отношений.

Отсутствие в федеральном законодательстве указания на конкретное субъективное право не означает отсутствия самого правомочия, поскольку оно закреплено в нормах международного права, участником которых выступает Россия. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах", - так начинается Всеобщая Декларация прав человека (ст. 1). Свобода каждого не требует законодательных дозволений и разрешений, но равенство в достоинстве и правах с другими предполагает ограничение степени своей личной свободы свободой других. Неприкосновенность частной жизни и уважение к ней есть одно из проявлений личной свободы и ее ограничения.

С учетом этих замечаний предлагается определить содержание права на неприкосновенность частной жизни через установление пределов допустимого вмешательства в частную жизнь индивида при реализации им своей личной свободы.

Всеобщая Декларация прав человека устанавливает: "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств" (ст. 12).

Практически в том же контексте данная норма изложена в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 17).

В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 8) указывается, что каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. Не допускается вмешательство государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, установленных законом.

Эти же положения прямо закреплены в Конституции РФ:

. Статья 23 Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

. Статья 24 Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Каждый имеет собственное представление о том, что такое частная жизнь. Сколько есть человек, столько представлений о частной жизни, представления эти всегда индивидуальны. Поскольку они зависят от каких-то личностных психологических характеристик конкретного человека (мы говорим: он замкнутый человек, или "душа нараспашку"). Границы частной жизни с одной стороны определяет сам человек, с другой - они определяются наличием соответствующих норм и традиций, которые существуют в том или ином обществе в определенный исторический период.

Для определения частной жизни и неприкосновенности частной жизни используют термины "приватность" и "прайвеси". В европейских странах широко употребляются понятия и слова, производные от латинского "privatus", - а оно соответствует русскому "частное". В английском языке есть слово "privacy" ("прайвеси"), согласно Вебстеровскому словарю английского языка, оно обозначает некое качество жизни, определяемое реальной возможностью человека осуществлять автономию и свободу в той сфере жизни, которая может быть названа "частной". В буквальном смысле "прайвеси" означает уединение, уединенность, тайну. Это слово-термин употребляется и для выражения права человека на автономию и свободу в частной жизни, права на защиту от вторжения в нее других людей, органов власти или каких-либо общественных организаций и государственных институтов. Эта сфера противопоставляется публичной, которая открыта и доступна всем.

Частная жизнь - это сфера жизни и быта, которая зависит от индивидуальных частных решений, это прежде всего сфера персонального выбора. Это то, что наполняет нашу обыденную жизнь, то, что сокрыто от посторонних, внутренний мир, мысли и чувства, отношения с другими людьми, любые формы уединения. Частная жизнь - это то, что человек определяет как свое личное дело.

Если мы соберем все, что, как мы считаем, является нашим личным делом, то увидим, что вокруг нас образуется некая оболочка. Каждый человек, осознанно или бессознательно, создает ее вокруг себя. Эта оболочка и может называться приватным пространством человека.

Приватность характеризует общение и взаимодействие между людьми. Взаимодействие бывает приватным, касающимся только взаимодействующих людей, а бывает публичным, касающимся всех.

Отличительной особенностью права на неприкосновенность частной жизни является его психологичность и индивидуальность. В каждом конкретном случае содержание этого права сугубо индивидуально. По высказываниям некоторых исследователей, частная сфера - эта та сфера жизни и быта, которая зависит от индивидуальных, частных решений.

Частная жизнь в первую очередь - это сфера персонального выбора и человеческой субъектности. Она центрирована вокруг человека, наделенного качествами субъектности и личности, человека, делающего выбор стиля жизни, друзей, партнеров. Сфера частной жизни предстает в современном мире своеобразным заповедником субъектности. Человек выбирает свою идентичность, пытаясь влиться в то или иное сообщество, сознательно планируют свой имидж, создают антураж, режиссируют жизненный путь, веря, что в жизни, как в хорошей пьесе, нет ничего случайного.

Сущность, структура и содержание права на неприкосновенность частной жизни - взаимосвязанные и взаимозависимые категории. Сущность права на неприкосновенность частной жизни предопределяется особенностями конституционного строя государства и его правовой системы. Содержание данного права предопределено его сущностью и особенностями культурного развития конкретного государства и общества, признающего право на неприкосновенность частной жизни. Зависимость содержания права на неприкосновенность частной жизни от его сущности наиболее очевидна на примере сравнения буржуазного и социалистического государств.

Неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц, вмешиваться в частную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты своей чести и достоинства от всех посягательств на указанные социальные блага.

Неприкосновенность или, другими словами, тайна частной жизни обеспечивает автономию личности в обществе, защиту (сохранение) индивидуальности, позволяет отграничить в правовой области одного индивида от всех вместе и любого другого.

Таким образом, объектом права здесь выступает неприкосновенность частной жизни каждого гражданина, мысли и чувства человека, его внутренний мир, который невозможно оценить и измерять исчерпывающим образом. Поэтому, прежде всего, это право не столько защищает от физических посягательств и насилия, сколько оберегает душевное спокойствие, создавая "зону психологической безопасности", так же включает в себя: право на свободу располагать собой (в том числе находиться без контроля с чьей-либо стороны); право на тайну частной жизни (личная тайна, семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений); право на защиту личности (защита своего имени; защита своей чести, достоинства и деловой репутации; защита своей национальной принадлежности; защита права на пользование родным языком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества); право на защиту жилища (неприкосновенность жилища); право на тайну голосования.

Ключевые понятия права на неприкосновенность частной жизни - личная свобода и достоинство, индивидуальность, автономия, уединение и анонимность. Если разложить это право на составляющие и посмотреть, что является объектом его регулирования и защиты, то в соответствии с трактовкой Европейского суда по правам человека, право будет включать "негативные обязательства", то есть обязательства государства воздерживаться от вмешательства в те или иные сферы, и "позитивные обязательства", что подразумевает принятие государством специальных "мер, направленных на обеспечение уважения личной жизни" 6. Так, право на неприкосновенность частной жизни включает следующие "негативные обязательства" государства:

. Неприкосновенность жилища

Граничит по смыслу с правом на частную собственность, но охраняет не только собственность, но и возможность уединения и чувство безопасности. Определенным уровнем защиты обладают не только дома и квартиры, но и рабочие места, гостиничные номера, купе поезда и т.д. В числе прочего, это право включает защиту от неправомерного разрушения жилища, беспокоящих действий, в том числе от беспокоящего воздействия окружающей среды.

. Физическая, а также психическая (моральная) неприкосновенность

Физическая неприкосновенность граничит с правом на личную неприкосновенность и во многом пересекается с ним, но в большей степени включает право самостоятельно принимать решения по поводу себя, не подвергаться принудительному медицинскому вмешательству, прохождению принудительных процедур сбора данных о физических, психических и биометрических характеристиках (генетического тестирования, тестирования на употребление наркотиков), использования детектора лжи и прочих процедур вмешательства в психические процессы. Психическая и моральная неприкосновенность охраняет от различных видов психического вмешательства и воздействия на личность, а также от унизительного обращения, в том числе от неоправданного прохождения процедур и обследований, унижающих человеческое достоинство.

. Неприкосновенность коммуникаций

Этот вид неприкосновенности подразумевает право на установление коммуникаций с другими лицами без вмешательства и цензуры, включает право на собственно физическую неприкосновенность сообщений (чтобы телефонный разговор не прерывался и письма доходили нераспечатанными и по назначению). Право защищает от посягательства на все средства коммуникации (почта, телефон, телеграф, электронная почта, Интернет).

. Информационная неприкосновенность

Право самое сложное для определения. Информационная неприкосновенность охватывает всю информацию о личности: личные и семейные тайны, любую информацию, которая сокрыта от посторонних и характеризует личность человека, может, так или иначе, затрагивать его внутренний мир, отношения с другими людьми. Информация о личности является инструментом социального контроля и манипуляций. Как высказываются ученые, учитывая роль мозга в определении параметров человеческого поведения, можно понять, какие широкие возможности существуют для манипулирования людьми, для контроля и регулирования их поведения - во имя как благих, так и недобрых целей, причем осуществляемого с помощью гораздо более глубоких научных методов, чем это было возможно в прошлом. С этой точки зрения информационная неприкосновенность дополнительный смысл и пересекается с психической неприкосновенностью.

. Анонимность и уединение

Угрозе подвергаются не только информация и коммуникации, но и возможность находиться вне надзора, наблюдения и контроля. Современные технические средства позволяют негласно определять местонахождение человека, вести наблюдение и слежку. Уже сегодня технологии позволяют отслеживать перемещение человека, когда он расплачивается кредитной картой, по его сотовому телефону, идентифицировать человека посредством спутникового наблюдения, позволяют распознать человека по его изображению в толпе, составить подробное досье на человека. Активно разрабатываются технологии для тотального внедрения систем биометрической идентификации личности. Повсеместно в общественных местах внедряется видеонаблюдение.

. Неприкосновенность семейной жизни

Включает ограничения на вмешательство в семейные дела, например, насильственное разлучение близких родственников.

Неприкосновенность частной жизни может быть ограничена только в соответствии с законом "в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц".

Ограничение должно удовлетворять требованию "предсказуемости", то есть информация о существующих ограничениях должна быть доступна, а само ограничение сформулировано достаточно точно, чтобы заинтересованное лицо могло предугадывать последствия тех или иных своих действий. Вмешательство в частную жизнь должно преследовать законную цель. Оно должно "быть необходимым в демократическом обществе", то есть должен соблюдаться баланс между правами отдельного человека и общественными интересами. "Чем шире и глубже вмешательство, тем более вескими должны быть причины для его оправдания". В соответствии с требованием Европейского суда, вводимые государством ограничения права на приватность должны содержать адекватные и эффективные гарантии против злоупотреблений, то есть содержать процедурные меры защиты.

По сути своей, право на неприкосновенность частной жизни непосредственно защищает ключевые гуманитарные ценности - свободу и человеческое достоинство. Символически это право олицетворяет собой ценностный смысл прав человека и все права человека в совокупности. Оно наиболее тесно пересекается с сущностью свободы. В обыденной жизни ценность приватности может быть представлена набором практических смыслов, которые для разных людей могут составлять свою иерархию.

Проблема российского общества состоит в том, что содержание прав человека, несмотря на широкое использование этого понятия, остается неосознанным. А, как справедливо замечено исследователями, чтобы быть в состоянии защитить свои права, люди должны не только знать о факте их существования, но и иметь конкретное представление об их содержании.

 

Глава II. Реализация права на неприкосновенность частной жизни

 

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ограничение на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия закреплены в Конституции, гарантируется рядом международных соглашений и федеральных законов.

Российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, за нарушение неприкосновенности частной жизни (незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо публичное распространение этих сведений). Тайна связи гарантируется федеральными законами "О связи", "О почтовой связи". Нормы о защите персональных данных закреплены в Федеральном Законе "Об информации, информатизации и защите информации" и Трудовом кодексе РФ. Гражданский кодекс РФ в числе основополагающих принципов гражданского законодательства закрепляет неприкосновенность собственности и недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Информация о частной жизни граждан, которая становится известной представителям различных профессий в связи с осуществлением из профессиональной деятельности защищается профессиональной тайной. Так, профессиональные тайны закреплены в законах: "Об актах гражданского состояния" (ст.12) 24, "О свободе совести и о религиозных объединениях" (п.7.ст.3) 25, "О банках и банковской деятельности" (ст.26) 26, "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ст.8) 27, "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ст. 8,9) 28, в Основах законодательства об охране здоровья граждан РФ (ст.61) 29, в Основах законодательства о нотариате, в Семейном кодексе РФ (ст. 139), Налоговом кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и др. На уровне федеральных законов установлено свыше 30 видов тайн, а с учетом подзаконных нормативных правовых актов - более сорока. Примерно в 45 законах РФ идет речь о различных тайнах.

Возможности реализации и защиты права на частную жизнь

Возможности реализации права на приватность во многом зависит от прозрачности деятельности органов власти, информированности граждан о своих правах и возможностях защиты. Недоступность информации о действиях органов власти и не подотчетность чиновников дает широкие возможности для злоупотреблений и низводит закрепленные в законодательстве права до уровня деклараций. По критериям доступности государственной информации и прозрачности деятельности органов власти Россия занимает 90-е место в ряду других стран мира, рядом с Индией, Мозамбиком и Танзанией. По данным исследований, страны, в которых принцип открытости государственной информации реализуется наиболее последовательно, Финляндия и Швеция занимают, соответственно, первое и шестое место. Среди лучших двадцати стран нет ни одной страны, которая не закрепляла бы принцип открытости государственной информации в собственном законодательстве.

Возможности судебной защиты права на неприкосновенность частной жизни в России ограничены. Наиболее распространенными нарушениями неприкосновенности частной жизни являются посягательства на тайну связи - прослушивание телефонных переговоров, перехват электронной почты; неправомерный сбор, хранение и распространение персональной информации - особенно в части нелегального распространения баз персональных данных; распространение информации о частной жизни в средствах массовой информации. На практике случаи привлечения к уголовной или гражданской ответственности за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений в России немногочисленны. Что объясняется тем, что во всех случаях простой абонент не имеет возможности ни зафиксировать, ни доказать факт нарушения своего права на тайну переговоров. Соответственно, теряют смысл любые обращения за защитой.

Традиционно российские суды в принятии решений руководствуются нормами позитивного права. Закрепленное в законодательстве прямое действие Конституции, действие норм, закрепленных международными соглашениями, в том числе, норм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практики Европейского суда по правам человека практически не находят отражения в российской практике судопроизводства. С момента ратификации Европейской конвенции случаев обращений в Европейский суд российских граждан в связи с нарушением права на неприкосновенность частной жизни не было.

Поскольку российское законодательство не предусматривает разграничения на "частных" и "публичных" лиц, к судебной защите чести и достоинства, нередко, прибегают государственные чиновники, причем не в связи с распространением сведений о частной жизни, а в связи с данными СМИ оценками их общественной и служебной деятельностью. Таким образом, механизмы судебной защиты приватности на практике используются не по назначению. Число обращений в суд от граждан в связи с распространением информации о частной жизни явно не соответствует числу реальных нарушений со стороны СМИ. Сама распространенность таких нарушений говорит о неэффективности механизма судебной защиты и недостатках законодательства.

В существующих российских кодексах журналистской этики требования уважения частной жизни сформулированы только в общем виде, без конкретных ограничений и правил. Однако нормы корпоративной этики в журналистской среде не работают и корпоративных санкций за нарушение этих норм не предусмотрено.

Эффективность защиты приватности во многом определяется возможностью обратиться за квалифицированной помощью в защите своих прав. Для того, чтобы защита прав была возможна в сфере, где основным нарушителем является государство в лице его исполнительных и правоохранительных органов, необходим институт "посредника" между простыми гражданами и государственными структурами. Директива Европейского Союза о защите данных (1995/46/ЕС) предъявляет к законодательству европейских стран жесткие требования по обеспечению защиты персональных данных, включающие наличие соответствующего закона и института, который будет обеспечивать его выполнение. Обычно этим институтом является Уполномоченный по приватности или специальные комиссии и комитеты. В связи с требованием Директивы Уполномоченные по защите приватности (или подобные им по функциям институты) действуют во всех европейских странах и играют очень существенную роль не только в защите прав граждан на приватность, но и в сфере противодействия вновь возникающим угрозам частной жизни. Существование таких институтов, конечно, не ограничивается только пределами Европы, они действуют во многих странах, например, в Австралии, Новой Зеландии, Гонконге, Канаде. В России подобного независимого института по защите приватности нет. Отсутствуют также специальные государственные органы или должностные лица, чьей главной "профильной" задачей являлась бы защита персональных данных и приватности.

Возможности самозащиты права на неприкосновенность частной жизни.

Возможности самозащиты права основываются на ч. 2 ст. 45 Конституции РФ‚ предусматривающей право каждого защищать свои права и свободы всеми способами‚ не запрещенными законом. Статьи 12 и 14 Гражданского кодекса РФ закрепляют самозащиту права в качестве одного из способов защиты гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения 49. Подобные нормы о самозащите прав присутствуют в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 38) и в Уголовном кодексе (ст. ст. 37, 39, 41). Под самозащитой гражданских прав понимается совершение действий, направленных на охрану личных или имущественных прав и интересов, в том числе это право распространяется и на защиту неприкосновенности частной жизни. Она может осуществляться разными способами, начиная с простого удержания вещи и кончая активными действиями вплоть до применения насилия. Самозащита гражданских прав является универсальной формой защиты, ее применение не исчерпывается только исключительными, чрезвычайными обстоятельствами. Одним из главных условий для применения самозащиты является нарушение конкретного гражданского права, необходимость пресечь это нарушение и соразмерность принятых мер характеру нарушения: они не должны выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права.

В обеспечении права на приватность самозащите отдается большая роль. Возможности посягательств на частную жизнь так многообразны, что ни одно государство не в силах обеспечить абсолютную защиту приватности, такая абсолютная защита сама по себе являлась бы ограничением. Во многом возможности самозащиты частной жизни зависят от финансовой состоятельности. Так для обеспечения информационной приватности можно использовать программы шифрования сообщений, технологии обнаружения "жучков", программного обеспечения, отвечающего за информационную безопасность и обеспечение приватности телефонных переговоров и т.д. Однако чем изощреннее защита, тем больших финансовых затрат она требует. То же касается защиты территориальной приватности: уединение может потребовать расходов на жилье, высокие заборы и охрану.

Эффективным способом борьбы против слежки в сетях электросвязи является использование программ шифрования сообщений. В России, также как и в некоторых других странах, органы власти предпринимают действия по ограничению и контролю разработки и использования средств "сильной защиты" данных (наиболее совершенных техник шифрования). Разработкой средств шифрования занимаются технические подразделения спецслужб. Лицензии на деятельность, связанную с шифровальными средствами, выдаются Федеральной службой безопасности. Однако, как и в других странах (за исключением Франции и Великобритании, где государство может по закону обязать любого гражданина представить "ключ" к расшифровке сообщения) в условиях фактически свободного распространения и использования программ со всего мира, ограничение фактически не работает. Отрицательный эффект для России заключается в том, что подавляется российская отрасль защиты информации, что, в свою очередь, приводит к проникновению на российский рынок средств защиты из тех стран, где их производство и использование не столь ограничивается. В результате, российские компании используют для защиты иностранное программное обеспечение, что может облегчить задачу промышленного шпионажа в пользу стран, обладающих "ключами" к этим средствам криптографии.

Наступление на приватность со стороны правоохранительных органов и спецслужб

Традиционные ограничения приватности, связанные с обеспечением деятельности правоохранительных органов и спецслужб по расследованию и предотвращению преступлений закреплены в законодательстве. Для России традиционной угрозой приватности является не подконтрольность деятельности спецслужб и абсолютизация государственного, общественного интереса. Появление и распространение новых технологий, расширяющих возможности по наблюдению, сбору информации, слежке, а также закрепление в России в качестве одного из приоритетов государственной политики усиления мер общественной безопасности и расширения полномочий правоохранительных органов и спецслужб позволяет назвать угрозу со стороны правоохранительных органов и спецслужб главной, самой серьезной угрозой праву на неприкосновенность частной жизни в России.

Существующие тенденции по расширению полномочий спецслужб и усилению слежки в средствах коммуникации нашли свое выражение и в нашей стране. Действующая в России система слежки не уступает западным аналогам. Федеральная служба безопасности (ФСБ) обеспечивает для себя возможность контроля за коммуникациями с помощью систем технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий в сетях связи (СОРМ). Российская СОРМ дает возможность полностью перехватывать интернет-трафик, в том числе сообщения электронной почты, и напрямую перенаправлять данные в местное отделение ФСБ. При этом, российской особенностью (но не исключением) является то, что судебный контроль во многих случаях не работает, поскольку, если правоохранительные органы получают доступ к информации о пользователях в соответствии с судебным решением, то ФСБ имеет возможность отслеживать, перехватывать и прерывать связь любого пользователя Интернета дистанционно, не обращаясь к оператору связи. Кроме того, при вынесении санкций на прослушивание телефонных переговоров судья не имеет возможности знакомиться с материалами дела в достаточном объеме, необходимом для принятия объективного решения. Также в российских условиях невозможно осуществление независимого парламентского надзора за деятельностью спецслужб, что, с той или иной степенью эффективности, реализуется в ряде западных стран.

В рамках борьбы с терроризмом в 2001 году в России был принят Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Закон обязывает "организации, осуществляющие операции с денежными средствами" собирать и передавать в уполномоченные органы информацию об участниках операций с денежными средствами на сумму более 600 тысяч рублей, либо в случаях, когда хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. При этом действует прямой запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах.

В 2002 году Государственная Дума сразу в трех чтениях приняла поправки к действующим законам "О средствах массовой информации" и "О терроризме", которые ввели запрет на распространение любой информации, препятствующей проведению антитеррористических операций. В декабре 2004 Государственная Дума (с подачи депутатов проправительственного большинства и "силовых" органов) одобрила в первом чтении законопроект "О противодействии терроризму", который вводит понятия "режим террористической опасности" и "режим контртеррористической операции". Законопроект предусматривает ограничение целого ряда прав и свобод человека на срок до двух месяцев, в том числе и права на неприкосновенность частной жизни.

сентября 2004 года Президент России подписал распоряжение "Об образовании межведомственной рабочей группы по подготовке введения в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового пок<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...