Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение и основные элементы юридической обработки




Документы должны включаться в ИБ после юридической, обработки. Именно юридическая обработка документов квалифицированным специалистом превращает набор исходных текстов отдельных правовых актов в правовую систему, является гарантией ее высокого качества, создает реальные возможности для быстрого поиска пользователем нужных документов.

Краткая характеристика юридической обработки содержится в следующем определении.

Юридическая обработка — это выявление взаимосвязей между документами и реализация, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении.

На практике специалист начинает юридическую обработку при отборе документа в ИБ с определения его достоверности, актуальности, нормативности.

Затем следует этап подготовки документа к введению в ИБ, состоящий из следующих элементов:

• классификация (рубрикация) документа, подбор ключевых слов;

• выявление взаимосвязей документов;

• формирование перекрестных ссылок между документами;

• составление примечаний, справочных сведений к документу;

• подготовка новой редакции документа при издании официальных изменений.

Юридической обработке также свойственны в той или иной степени объективность и субъективность.

Объективная юридическая обработка — это такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.

В отличие от результата объективной юридической обработки, результат субъективной юридической обработки основывается прежде всего на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также основывается на спорных научных теориях.

4.2. Классификация (рубрикация) документов

Процесс классификации (рубрикации) документов заключается в определении тем (предмета регулирования) нормативных частей акта, соотнесении их с рубриками классификатора (рубрикатора) и присвое­нии обрабатываемому документу индексов соответствующих рубрик.

Цель классификации документов состоит в том, чтобы у пользователя была возможность искать документы по определенным, интере­сующим его темам, вопросам. В результате классификации каждый документ оказывается в своей нише, ячейке, где ere без труда находит пользователь, выбравший интересующую его рубрику. Документ не теряется в общем, огромном массиве документов. Если документ содержит несколько норм, относящихся к разным "Ремам, он будет отне­сен к нескольким рубрикам классификатора, чтобы каждая норма находилась во всех соответствующих нишах и не была потеряна для пользователя.

Основным системообразующим средством поиска» а также средством классификации является предметный классификатор, который представляет собой иерархическую систему юридических понятий с универсальным охватом как сложившихся самостоятельных отраслей законодательства, так и комплексных, регулирующих различные сферы деятельности. Эта иерархическая система должна отражать весь массив правовых актов.

 

4.3. Ключевые слова

Распределение всех документов по группам, объединенным ключевым словом, создает для пользователя еще одну возможность поиска нужной информации. Словарь ключевых слов, являющийся инструментом данного вида поиска, представляет собой расположенные в алфавитном порядке общеизвестные, наиболее часто употребляемые понятия (слова и словосочетания). На наш взгляд, именно этот элемент юридической обработки обладает наибольшей субъективностью, которая является следствием прежде всего субъективного отбора понятий в словарь ключевых слов, полностью зависящего от воли разработчика.

4.4. Выявление взаимосвязей документов

Определив тему (предмет регулирования) нового документа, эксперт выделяет из ИБ все документы по этой теме, а затем сопоставляет содержание нового документа с содержанием каждого из выделенных документов, определяя при этом, как влияют документы друг на друга, имеется ли между ними взаимосвязь, каков характер этой взаимосвязи.

В новом документе может быть определено, какое действие он оказывает на другой(ие) документ(ы), Речь идет о положениях, которые признают утратившими силу, изменяют или дополняют другие документы, называя их реквизиты и определяя характер действия на них нового документа, то есть официально устанавливают взаимосвязи документов.

Кроме того, разработчикам правовых систем приходится выявлять все реальные связи. Под реальной взаимосвязью документов понимается такая взаимосвязь, при которой новый документ определенным образом взаимодействует с документами, изданными ранее, но в новом документе не указывается ни характер взаимодействия, ни реквизиты документов, с которыми взаимодействует новый документ.

4.5. Формирование ссылок между документами

Официально установленные взаимосвязи документов оформляются в виде ссылок, которые можно разделить на два основных вида: смысловые и формальные.

Отметим, что оба вида ссылок являются гипертекстовыми. Это означает, что в тексте документа они выделены цветом, и при необходи­мости можно нажатием одной клавиши на клавиатуре (или щелчком мыши) перейти по этой ссылке в текст соответствующего документа.

Смысловые ссылки указывают на характер взаимосвязи документов (например, документ Б разъясняет применение документа А). Указанные ссылки делятся на прямые и обратные.

Документы, связанные с просматриваемым документом при помощи прямой ссылки, называются респондентами данного документа.

Документы, связанные с просматриваемым документом при помощи обратной ссылки, называются корреспондентами данного документа.

Как респонденты, так и корреспонденты каждого документа представлены в виде двух списков, которые можно получить через Справку к документу.

Формальные ссылки, не определяя характера взаимосвязи, позволяют тем не менее перейти из текста просматриваемого документа в упоминаемый в нем документ (поскольку, как уже говорилось выше, они также являются гипертекстовыми).

 

4.6. Составление примечаний и справочных сведений к документу

Реально существующие между документами связи фиксируются, оформляются с помощью примечаний и справочных сведений к документу.

В примечаниях содержится информация о состоянии документа, о его месте в действующем законодательстве, о его соотношении с Другими до­кументами, о его действии или фактической утрате силы, то есть та информация, которая необходима пользователю при применении документа и которую законодатель не довел до его сведения официальными актами. Таким образом, необходимость примечаний обусловлена состоянием законодательства, несовершенством законодательного процесса, правотворческими ошибками.

 

5. Основные возможности программных технологий СПС (на примере систем КонсулътантПлюс)

5.1.Хранение и обработка больших объемов правовой информации

Как уже отмечалось, возможность компактно» хранения большого объема информации - одно из важнейших преимуществ любых компьютерных технологий. Правовая информация действительно характеризуется большими объемами как существующей, так и вновь появляющейся информации. К примеру, только информационный правовой комплекс КонсультантПлюс:Эксперт на 1 января 1999 г. содержал более 80 тысяч актов, или более 250 тысяч страниц информации. Ежемесячно в систему поступает более двух тысяч актов, или более шеста тысяч страниц новой информации.

5.2. Основные поисковые и сервисные возможности

Можно выделить три основных вида поиска в компьютерных справочных системах:

• поиск по реквизитам документов,

• полнотекстовый поиск;

• поиск по специализированным классификаторам.

Современные СПС предоставляют возможность эффективно работать с любым из этих видов поиска.

В действительности каждый вид поиска имеет свои достоинства и недостатки, преимущества и ограничения при использовании. Оптимальный же результат может быть получен только при сочетании различных видов поиска и их параллельном использовании. Проанализируем каждый из этих видов поиска более подробно.

5.2.1. Поиск по реквизитам документа

Это наиболее простой, удобный и очевидный способ поиска. Под поиском по реквизитам понимается поиск по номеру, виду документа, принявшему органу, дате принятия и т.д. Удобство и простота реализации этого вида поиска обычно не вызывают «и у кого особых вопросов. Однако он применим только в тех ситуациях, когда точно известны реквизи­ты конкретного документа.

Основная проблема заключается в том, что в большинстве реальных ситуаций чаще всего требуется поиск документов без заранее известных точных реквизитов, только на основании общего смысла проблемы.

5.2.2. Полнотекстовый поиск (автоматический поиск по словам из текста документа)

Этот вид поиска основан на автоматической обработке текста. При запросе на поиск тех документов, где встречается конкретное слово, автоматически происходит перебор всего массива документов и выбор всех тех документов, где это слово встречается. Существуют быстрые алгоритмы такого поиска, когда при первоначальном вводе каждого документа все встречающиеся в нем слова вносятся в общий словарь, и в дальнейшем при поиске по любому слову из словаря можно мгновенно получить список всех документов, где оно встречается.

Более того, на основе полнотекстового поиска могут быть реализова­ны различные способы формирования поисковых запросов. Простейшим запросом является следующий: найти все документы, содержащие одно слово, например БУХГАЛТЕР. Более сложным вариантом запроса явля­ется запрос на поиск всех документов, содержащих два слова, например ГЛАВНЫЙ и БУХГАЛТЕР. Если эти два слова соединены логическим условием И, то будут отобраны только те документы, где есть одновремен­но оба слова. Если указаны два слова, соединенные логическим условием ИЛИ, то будут отобраны документы, где есть хотя бы одно из этих слов. Такие логические выражения могут быть еще более сложными.

Но, конечно, у полнотекстового поиска имеются и свои недостатки. Во-первых, полученный список будет содержать много «шума», то есть те документы, где искомое слово используется не в нужном контексте и т.п. Во-вторых, не будут найдены те документы, где встречаются синонимы данного термина. Так, задав поиск по слову НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ, невозможно автоматически получить те документы, где используется выражение ЛИЦО, НЕ ДОСТИГШЕЕ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ.

5.2.3. Поиск по специализированным классификаторам

Существует достаточно много разновидностей классификаторов. Так, можно считать, что описанный выше поиск документов по реквизитам также является поиском по классификатору. Такого рода классификаторы имеют жесткую структуру, не зависящую от субъективной точки зрения тех, кто обрабатывает информацию. Например, при поиске документа по его виду структура и состав соответствующего классификатора жестко и формально определены объективно существующими видами документов (закон, указ, письмо и т.д.).

Однако в этом пункте мы будем рассматривать другой вид классификаторов, структура которых (в отличие от упомянутых выше) существенно зависит от опыта и взглядов экспертов — обработчиков информации.

Общей чертой всех разновидностей поиска по этим классификаторам является то, что вся информация проходит предварительную обработку и рубрицируется. Это означает, что эксперт ставит в соответствие каждому элементу информационного массива (документу в целом или его части) определенный элемент классификатора, то есть таким образом указывается определенная рубрика.

В зависимости от расположения рубрик классификаторы можно разделить на иерархические и алфавитные.

В первой разновидности классификаторов (к ним относятся классификаторы, о которых говорилось в предыдущем параграфе) рубрики расположены в иерархическом порядке, от общего к частному. Такое расположение рубрик, более традиционно, оно напоминает оглавление книги и понятно абсолютному большинству пользователей.

Классификаторы второй разновидности составлены на основе специальных словарей, состоящих из юридических понятий, расположенных уже в алфавитном порядке (в частности, к этой разновидности классификаторов относятся ключевые слова).

Основной проблемой при использовании для поиска документов специализированных классификаторов является то, что предварительная обработка документов происходят «вручную», то есть рубрицирование документов проводится конкретными специалистами компаний — разработчиков СПС. Разумеется, такая работа не может полностью исключать ошибок, допускает субъективные решения при рубрикации и т.п.

5.2.4. Дополнительные сервисные возможности

Программные технологии высокого уровня, кроме непосредственного поиска документов, обычно включают некоторые очень полезные сервисные инструменты. Отметим ряд возможностей, реализованных в системах КвнсультантПлюс.

• Возможность создавать собственные постоянные подборки документов по какой-либо проблеме (так называемые папки документов). При этом поиск возможен как по всей базе, так и по конкретным папкам. Пользователи, работающие на различных компьютерах, могут обмениваться такими папками; Это позволяет организовать коллективную работу нескольких специалистов над общей проблемой.

• Возможность ставить закладки в тексте, что удобно при работе с большими документами.

• Наличие гипертекстовых связей между документами, позволяющих нажатием одной клавиши переходить из одного документа в другой.

• Экспорт документов в текстовый редактор Microsoft Word и Excel с уникальной возможностью конвертации текстовых таблиц в «раздвижные» таблицы редактора, готовые к заполнению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...