Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Территориальные подразделения ЦБ РФ

 

Эффективность выполнения возложенных на департаменты цент­рального аппарата Банка России функций во многом зависит от успешной работы территориальных подразделений этого банка, по­скольку на них ложится основная нагрузка по реализации его функ­ций. Территориальные подразделения Банка России представлены территориальными учреждениями и расчетно-кассовыми центрами (РКЦ). Каждое территориальное учреждение Банка России представляет собой обособленное подразделение ЦБ РФ, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть функций Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Функции, задачи и основные направления деятельности территориальных органов Банка России определяются Типовым положением, утверждаемым Советом директоров. Территориальные учреждения ЦБ РФ обычно создаются на территории субъектов Российской Федерации. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ.

Современная система территориальных учреждений Банка Рос­сии представлена 59 главными управлениями (ГУ), 19 национальны­ми банками (НБ), аппаратом уполномоченного Представителя Банка России в Чеченской Республике, 5 отделениями и Оперу Московского ГТУ.

Территориальные учреждения осуществляют сбор информации о банках на подведомственной территории, проводят первичную ее обработку в рамках своих полномочий, а затем отсылают ее в депар­таменты центрального аппарата. В свою очередь, работники цент­рального аппарата систематизируют сведения, поступающие из ре­гионов, и анализируют их. На основе такого анализа могут состав­ляться прогнозы развития экономики отдельных регионов и страны в целом. Целесообразность создания и функционирования террито­риальных учреждений Банка России обусловлена не только тем, что они являются центрами аккумуляции и обработки информации о финансовом положении в коммерческих банках, но и тем, что это позволяет обеспечить взаимоконтроль работы всех подразделений Банка России.

В организационном плане территориальные учреждения Банка России включают отделы либо управления в зависимости от направленности и масштабов осуществляемой ими деятельности. Организационная структура территориального учреждения Банка Рос­сии зависит от ряда факторов, определяющими среди которых явля­ются:

■ число самостоятельных банков в данном регионе (чем больше банков, тем уже специализация надзорных органов);

■ масштабы деятельности коммерческих банков на подведомственной территории.

Определенную нагрузку в реализации функций Банка России не­сут и расчетно-кассовые центры, которые являются структурными подразделениями территориальных учреждений ЦБ РФ. Расчет­но-кассовые центры создаются при территориальных учреждениях ЦБ РФ с разрешения банка России на основании приказа начальника территориального учреждения. Полномочия РКЦ определены Типо­вым положением. Основными функциями РКЦ являются:

• осуществление расчетов между кредитными организациями и проведение контроля по этим расчетам через корреспондентские сче­та, открытые в РКЦ;

• хранение ценностей и кассовое обслуживание коммерческих банков;

• кассовое исполнение бюджета;

• проведение операций с ценными бумагами и операций неторго­вого характера в иностранной валюте.

Таким образом, РКЦ организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и являются проводниками денеж­но-кредитной политики Правительства РФ и Центрального банка РФ. Для реализации возложенных на них функций расчетно-кассо­вые центры открывают коммерческим банкам корреспондентские счета и осуществляют постоянное наблюдение за движением средств на этих счетах. Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, расчетно-кассовые центры получают необходимую информацию о состоянии текущей ликвидности коммерческих банков.

Полномочия и функции ЦБ РФ по отношению к кредитным организациям

Исходя из основных целей Центрального банка РФ, главной его задачей является минимизация негативных социально-экономиче­ских последствий утери ликвидности кредитными организациями. Реализация этой задачи предполагает предупреждение системного банковского кризиса, снижение риска неконтролируемой утери банковской ликвидности. Очевидно, что решение этих задач зависит не только от процедур регулироьания кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их коммерческой деятельности, что особенно актуально в современных условиях. Для реализации постав­ленных перед Банком России целей и задач он должен обладать необ­ходимыми полномочиями, которые закреплены в ст. 57 Закона «О Центральном банке РФ». Регулирующие полномочия ЦБ РФ про­являются в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также обязательных экономических нормативов. Над­зорная функция ЦБ РФ выражается в проведении контроля за соблю­дением кредитными организациями действующего банковского зако­нодательства, получении от них информации о состоянии деятельно­сти коммерческих банков и анализе ее и т.д.

Банк России не имеет права вмешиваться в оперативную деятель­ность кредитных организаций и побуждать их выполнять несвойствен­ные им функции. Реализуя надзорную функцию, ЦБ РФ может прово­дить проверки кредитных организаций как силами своих специали­стов, так и привлекать к их проведению аудиторские фирмы. Банк России имеет право регулярно анализировать деятельность кредитных организаций, используя представленную ими отчетность, а также на­правлять соответствующие предписания кредитным организациям, в случае невыполнения которых он налагает санкции на банки, начиная со штрафа и заканчивая запретом на проведение тех или иных банков­ских операций вплоть до отзыва лицензии. Результаты анализа дея­тельности коммерческих банков позволяют Центральному банку РФ делать выводы об их финансовом состоянии, определить признаки возникающих в деятельности банков проблем и их глубину, оценить степень угрозы интересам кредиторов банка, его вкладчиков, состоя­ние ликвидности банка и в целом банковской системы страны. Все это дает возможность Банку России, и прежде всего его территориальным учреждениям, принимать решение о дальнейших шагах в отношении данного банка. Степень вмешательства Центрального банка РФ в дела банков в большой степени зависит от способности их руководства дей­ствовать надлежащим образом в сложившейся ситуации. Если админи­страция банка после ознакомления с результатами инспекционной проверки может продемонстрировать готовность и способность прео­долеть трудности, обозначив задачи и определив способы и сроки их решения, то надзорные подразделения территориального учреждения Банка России только оценивают предложенные банком корректирую­щие меры и наблюдают за их реализацией. Если же руководство банка оказывается не в состоянии действовать самостоятельно, го контроли­рующие органы ЦБ РФ могут либо настоятельно рекомендовать ком­мерческому банку провести соответствующие мероприятия, либо устанавливают операционные лимиты, либо предлагают руководству банка провести реорганизационную процедуру (слияние, присоедине­ние и т.д.). В качестве рекомендаций может быть предложено заменить руководство банка, увеличить капитал, привлечь новых акционеров и т.д., а операционные лимиты могут представлять собой особые коэф­фициенты достаточности капитала, предельные размеры ссуд, ограни­чения на проведение новых сделок.

Основной задачей, которая решается органами регулирования при применении мер воздействия к коммерческим банкам, является приведение их деятельности в соответствие с нормами и требования­ми, предъявляемыми действующим банковским законодательством и нормативными документами ЦБ РФ. Выбор мер воздействия, приме­няемых к коммерческим банкам, определяется наиболее эффек­тивным решением указанной задачи. Подразделения Банка России применяют к коммерческим банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Применяемые меры могут как включать меры воздействия одного типа (предупредительные или принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов. Если действия кредитной организации наносят банковской системе ущерб, то ЦБ РФ имеет право:

1)взыскать с такой организации штраф до 1% размера оплаченно­го уставного капитала;

2)потребовать от кредитной организации осуществления меро­приятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов;

3)потребовать замены руководства кредитной организации или ее реорганизации;

4)изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

5)ввести запрет на определенные виды банковских операций на срок до одного года;

6)запретить открытие филиалов в течение года;

7)назначить временную администрацию по управлению кредит­ной организацией на срок до шести месяцев;

8)отозвать лицензию на осуществление банковских операций.

Для достижения поставленных перед Банком России целей и за­дач он вправе осуществлять с российскими и иностранными кредит­ными организациями такие операции:

• предоставлять кредиты на срок не более года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

• покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками пога­шения не более шести месяцев;

• покупать и продавать государственные ценные бумаги на от­крытом рынке;

• покупать и продавать облигации, эмитированные Банком Рос­сии, и депозитные сертификаты;

• покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные рос­сийскими и иностранными кредитными организациями;

• покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и другие виды валютных ценностей;

• проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, при­нимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

• выдавать гарантии и поручительства;

• осуществлять операции с финансовыми инструментами, ис­пользуемыми для управления финансовыми рисками;

• открывать счета в российских и иностранных кредитных учреждениях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

•   выставлять чеки и векселя в любой валюте и др.

При этом обеспечением кредитов, предоставляемых Банком Рос­сии, могут быть: золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной ва­люте со сроками погашения до шести месяцев; государственные цен­ные бумаги.

С целью организации денежного обращения в стране Банк России осуществляет эмиссию наличных денег, организуя их выпуск, обра­щение и изъятие из обращения. Банкноты и монеты Банка России являются единственным законным платежным средством на террито­рии Российской Федерации. Они обязательны к приему по нарица­тельной стоимости при всех видах расчетов. Решение о выпуске в об­ращение новых банкнот и монет, об изъятии из обращения старых денежных знаков принимает Совет директоров. Для упорядочения наличного денежного обращения в Российской Федерации Банком России осуществляется;

■  прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

•   установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций

*   установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

•   определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы н инструменты

Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономи­ческой политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработи­цы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредит­ной сферы. Поэтому государственное регулирование денежно-кре­дитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если госу­дарство через центральный банк способно воздействовать на масшта­бы и характер операций коммерческих банков.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной по­литики Банка России являются:

•   процентные ставки по операциям Банка России. При этом Банк России регулирует общий объем выдаваемых кредитным организациям кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он вправе устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для регулирования рыночных процентных ставок;

*   нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Обязательные резервы (резервные требования) представляют собой механизм регулирования обшей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров;

■ операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих госу­дарственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бу­магами с совершением позднее обратной сделки);

■  рефинансирование кредитных организаций. Пол рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;

•   валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля на суммарный спрос и предложение денег, проведение валютных интервенций);

■  установление ориентиров роста денежной массы: Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

• прямые количественные ограничения. Под прямыми количест­венными ограничениями Банка России понимается установление ли­митов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Банк России вправе приме­нять прямые количественные ограничения в исключительных случа­ях только после консультаций с Правительством РФ;

• эмиссия Банком России облигаций, размещаемых и обращае­мых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номи­нальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков устанав­ливается как разница между максимально возможной суммой обяза­тельных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действую­щего норматива обязательных резервов.

В соответствии с Законом о «Центральном банке РФ» Банк Рос­сии ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денеж­но-кредитной политики на предстоящий год для утверждения. Пред­варительно этот проект представляется Президенту РФ и Правитель­ству РФ. Основные направления единой государственной денеж­но-кредитной политики должны включать:

■  концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

• краткую характеристику состояния российской экономики;

• прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

• количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, опенку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) про­гноз развития экономики России на предстоящий гол с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

•   прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

■ целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

*   основные показатели денежной программы на предстоящий год;

•   варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентировпри различных сценариях экономической конъюнктуры;

*   план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Так, в соответствии с основными направлениями единой де­нежно-кредитной политики на 2005 г. Банком России намечено со­вершенствование системы процентных ставок по своим операциям. В рамках реализации вариантов социально-экономического разви­тия, характеризуемых возможностью роста свободной ликвидности, роль процентных ставок будет ограничена при сохраняющемся режи­ме управляемого плавающего курса рубля. Изменение процентных ставок по операциям Банка России должно содействовать, с одной стороны, стерилизации свободной ликвидности в необходимых объе­мах, а с другой — ограничению роста рыночных процентных ставок.

• Сохранится тенденция к последовательному снижению ставки ре­финансирования Банка России. Деятельность Банка России будет на­правлена на унификацию различных схем и механизмов рефинанси­рования для расширения круга региональных контрагентов и повы­шения доступности внутридневных кредитов и кредитов «овернайт». Операции рефинансирования кредитных организаций предполагает­ся осуществлять путем проведения ломбардных кредитных аукционов на сроки, устанавливаемые в зависимости от текущей конъюнктуры, складывающейся на денежном рынке, предоставления банкам внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также осуществления операций «валютный своп». Кроме того, для эффективного управле­ния банковской ликвидностью Банк России предполагает проводить операции предоставления ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке ни срок до семи дней с использованием Системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи.

Правительство РФ совместно с Центральным банком РФ будет активно применять практику оперативного выпуска краткосрочных ценных бумаг, используемых в качестве финансовых инструментов регулирования ликвидности. Абсорбирование краткосрочных из­бытков ликвидности банков за счет оперативного предложения краткосрочных государственных ценных бумаг будет использоваться в качестве одного из важнейших механизмов кредитно-денежной политики.

Планируется продолжить работу по развитию рынка РЕПО. Уча­стники смогут заключать сделки прямого и обратного РЕПО без участия Центрального банка РФ. Банк России постепенно будет про­водить замену операций по продаже ОФЗ с обязательством обратно­го выкупа аналогичными сделками с собственными облигациями для обеспечения среднесрочного «связывания» свободных денежных средств кредитных организаций. Кредитным организациям будет предоставлена возможность получить дополнительные денежные средства путем проведения сделок прямого РЕПО на срок от одного до 90 дней. Для расширения ломбардного списка предполагается включить в него высоколиквидные ценные бумаги крупнейших рос­сийских эмитентов, имеющих относительно высокий рейтинг.

Предполагается, что Банк России в дальнейшем будет осуществ­лять депозитные операции с кредитными организациями — резиден­тами в российской валюте для регулирования уровня ликвидных средств банковской системы в краткосрочном и среднесрочном пери­одах. Эти операции будут проводиться с использованием системы «Рейтерс-Дилинг» и системы электронных торгов Московской меж­банковской валютной биржи.

В области политики обязательных резервных требований Банк России будет продолжать использовать обязательные резервные тре­бования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковской системы. При этом предполагается сохранить тенденцию к относительному снижению обязательных резервов кредитных орга­низаций, в том числе путем возможного повышения коэффициента усреднения. Независимо от сценариев экономического развития Банк России предполагает совершенствование механизма обязатель­ного резервирования, включая механизм усреднения, и нормативной базы, применяемой при формировании банками обязательных резер­вов. Банк России продолжит политику, направленную на снижение общего уровня обязательных резервных требований по мере увели­чения спроса на деньги со стороны экономических агентов.

Таким образом, денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, ориентирована на обеспечение стабильности внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы и поддержание стабильной работы всех звеньев российской банковской системы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...