Информационное пространство
Глоссарий Автоматизированное рабочее место (АРМ) — программно-технический комплекс для решения задач пользователя (и клиента) информационной системы непосредственно на рабочем месте в режиме человеко-машинного диалога. Активное правление — процесс, в ходе которого организации, предприятия и группы граждан формулируют свои интересы и желания, реализуют свои права, обязанности и возможности, а также сглаживают разногласия. Это влечет за собой поиск способов, с помощью которых общества, основанные на знаниях, могут использовать более эффективные, прозрачные и активные формы правления на местном, региональном, национальном и глобальном уровне. Бизнес-процесс — взаимосвязанная упорядоченная последовательность операций, объединенных общей целью и характеризующаяся определенным входом и выходом. Видеоконференц-связь — услуга, предоставляемая операторами электросвязи и компьютерных сетей и обеспечивающая обмен аудио- и видеоинформацией в режиме реального времени между участниками территориально распределенной группы. Видеоконференция - мероприятие с использованием видеоконференцсвязи. Виртуальная экономика — проведение экономических операций в электронном пространстве. Виртуальное предприятие — предприятие, состоящее из сообщества географически разделенных работников, которые в процессе труда общаются, взаимодействуют, используя электронные средства коммуникаций при минимальном или полностью отсутствующем личном, непосредственном контакте. Виртуальные общества 1. Новый тип сообществ, которые возникают и функционируют в электронном пространстве. 2. Объединение пользователей сети в группы с общими интересами для работы в электронном пространстве.
Глобализация — процесс распространения информационных технологий, продуктов и систем по всему миру, несущий за собой экономическую и культурную интеграцию. Все федеральные ведомства США должны обеспечивать гражданам свободный доступ ко всей имеющейся информации, кроме той, которая касается национальной обороны, правоохранительных органов, финансовых и личных документов. Нарушение этого закона может оспариваться в судебном порядке. Защита информации — совокупность методов и средств, обеспечивающих целостность, конфиденциальность и доступность информации в условиях воздействия на нее угроз естественного или искусственного характера, реализация которых может привести к нанесению ущерба владельцам или пользователям информации. Индикаторы развития информационного общества — перечень показателей, характеризующих развитие информационного общества в разных разрезах: информационном, экономическом, социальном. Интегрированная (корпоративная) информационная система (КИС) — объединение информационных систем в различных сферах деятельности одного (или нескольких) хозяйствующего субъекта. Интернет 1. Глобальная сеть, в которую входят правительственные, академические, коммерческие, военные и корпоративные сети всего мира, в основе которой лежит использование протокола передачи данных TCP/IP. 2. Глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP, и которая обеспечивает, публично или частным образом, коммуникационный сервис высокого уровня. 3. Множество взаимосвязанных компьютерных сетей, опутывающих Землю. Интернет обеспечивает доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам, которые используют протокол TCP/IP.
Интернет - банкинг - предоставление возможности клиенту банка осуществлять прямой доступ к банковскому счету через Интернет с помощью персонального компьютера и с использованием стандартного браузера для совершения всех стандартных операций без посещения офиса банка (за исключением операций с наличными). Интернет-магазин — место в Интернете, где осуществляются прямые продажи товаров потребителю (юридическому или физическому лицу), включая доставку. При этом размещение потребительской информации, заказ товара и сделка осуществляются там же, внутри сети (на сайте интернет - магазина). Интернет-экономика — развитие своего бизнеса в Интернете (открытие сайта и виртуальных магазинов, использование электронной рекламы и маркетинга, электронного документооборота). Интерфейс — программное обеспечение коммуникации между компьютером и его пользователем или между двумя устройствами. Информатизация 1. Процесс интенсификации производства и распространения знаний и информации, основанный на использовании ИКТ. 2. Процесс широкомасштабного использования ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества в целях повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу. Информационная безопасность — имеет три основные составляющие: конфиденциальность, целостность и доступность. Конфиденциальность — защита чувствительной информации от несанкционированного доступа, целостность — защита точности и полноты информации и программного обеспечения, доступность — обеспечение доступности информации и основных услуг для пользователя в нужное для него время. Информационная война — действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информации, процессам, основанным на информации, и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, процессов, основанных на информации, и информационных систем. Информационная индустрия — широкомасштабное производство информационных товаров и услуг различного типа на базе новейших ИКТ (от газет, журналов и книг до компьютерных игр и информационного наполнения (контента) сетей). Включает две существенно разные части: производство информационной техники (машин и оборудования) и производство непосредственно информации.
Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационная среда — совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации. Информационная сфера 1. Сфера экономики, занятая производством, обработкой, хранением и распространением информации и знаний. 2. Совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационно-коммуникационная инфраструктура — совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, линий связи, сетей и каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных для сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Информационное законодательство — совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения ИКТ.
Информационное общество — ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Информационное пространство 1. Интегральное электронное информационное пространство, образуемое при использовании электронных сетей. 2. Сферы в современной общественной жизни мира, в которых информационные коммуникации играют ведущую роль. В этом значении понятие информационного пространства сближается с понятием информационной среды. Информационные потребности — разновидность нематериальных потребностей. Потребность в информации, необходимой для решения конкретной задачи или достижения некой цели. Информационные продукты — представленные в форме товара информационные ресурсы всех видов, программные продукты, базы и банки данных и другая информация. Информационные процессы — процессы создания, сбора, хранения, обработки, отображения, передачи, распространения и использования информации. Информационные ресурсы — документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных хранениях и др.). Информационные услуги — удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов. Информационный рынок — рынок ИКТ, информационных продуктов и услуг. Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Киберпространство (пришедшее из американской жизни понятие, введенное писателем У. Гибсоном в пьесе «Le Neuromacien») - виртуальное пространство, в котором циркулируют электронные данные всех компьютеров мира. Коммуникация — связь, сообщение, средство связи, информация, средство информации, а также контакт, общение, соединение. Компьютеризация — процесс развития и внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности. Компьютерная грамотность — овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается в настоящее время как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо. Массмедиа (средства массовой информации — синоним) — пресса (газеты, журналы, книги), радио, телевидение, кинематограф, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели, домашние видео центры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи. Всем этим средствам присущи объединяющие их качества — обращенность к массовой аудитории, доступность множеству людей, корпоративный характер производства и распространения информации.
Массовая коммуникация — процесс передачи информации группе людей одновременно с помощью специальных средств — массмедиа. Матричная структура организации проектной группы — подразумевает двойное подчинение специалиста: в административном подчинении специалист находится у начальника подразделения в соответствии со своим профилем, а в производственном подчинении — у руководителя проекта на время выполнения проекта. Мобильная телефония — внедрение переносных телефонных устройств в современный быт. Исследования показывают, что мобильная телефония оказывает существенное влияние на изменения в образе жизни и мышления современных людей. Мультимедиа 1. Комбинация разных медиасредств с использованием звука, образов и текста. 2. Взаимодействие визуальных и аудио-эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще — анимации и видео. 3. Сочетание звуковых, текстовых и цифровых сигналов, а также неподвижных и движущихся образов. Так, мультимедийная база данных будет содержать текстовую и образную информацию, видеоклипы, таблицы, и все это одинаково легкодоступно. Мультимедийная телекоммуникационная услуга позволяет пользователю посылать или получать информацию в любой форме. Персональный электронный помощник — миниатюрное электронное устройство, осуществляющее хранение, обработку и передачу информации. Повышение компетентности - результат мероприятий, направленных на обретение таких знаний и навыков у отдельных граждан, социальных групп, организаций, предприятий и органов власти, которые позволят им войти в глобальное общество знания и экономику, основанную на знаниях, а также принимать обоснованные решения, адекватные их нуждам. Пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею. Пользовательский интерфейс — набор приемов взаимодействия пользователя с компьютером. Приложения ИКТ — услуги телематики в профессиональной или частной сфере, такие, как телеработа, телемедицина, телеобразование и переподготовка, телеуправление дорожным движением. Проект информационной системы — совокупность проектной документации, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации информационной системы. Прыжок трафика - процесс установления соединения и передачи информации между абонентами. Развитие с использованием ИКТ — социально-экономическое развитие, основанное на массовом использовании ИКТ. Реинжиниринг бизнес-процессов — перепроектирование бизнес- процессов в целях существенного повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Сетевая организация — организация, образуемая группой физических и/или юридических лиц, объединенная определенными орга-низационными рамками, осуществляющая свои взаимодействия на базе интернет-технологий. Сетевая форма управления (координации) — форма управления, используемая как в сетевых организациях, так и в сетевой экономике для согласования совместной деятельности участников совместной деятельности. Главным отличием данной формы от рыночной и командной является прямое и равноправное участие всех, членов в процессе их деятельности. Сетевая экономика 1. Экономика, осуществляемая с помощью электронных сетей. Основа сетевой экономики — сетевые организации. 2. Среда, в которой любые компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли, обмена идеями или ноу-хау или просто для «удовольствия». Сетевое общество — общество, в котором значительная часть информационных взаимодействий осуществляется с помощью электронных сетей. Сетевой банкинг, интернет-банкинг — совокупность банковских услуг, предоставляемых банком своим клиентам в среде Интернет. Сетеобразование - процесс образования электронных сообществ, основанный на добровольном и иногда бесплатном обмене информацией по интересам. Синергетика — наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания устойчивости и распада структур (систем) различной природы на основе методов математической физикой («формальных технологий»). Синергический подход также применяется при изучении такой сложной неструктурированной системы, как сетевое информационное пространство. Социальное воздействие ИКТ — воздействие ИКТ на общество: на труд и занятость, экономику, сферы образования и культуры, социальную структуру, дом и семью, на повседневную жизнь в целом. Телекоммуникации — процесс дистанционной передачи данных на основе ИКТ. Телеконференция — вид мероприятия, в котором групповая коммуникация осуществляется между территориально распределенными участниками с помощью технических средств. Примеры: телефонная конференция, аудиоконференция, чат, почтовые конференции, видеоконференция и т.п. Телеуслуга — услуга, предоставляемая дистанционно с использованием информационно-коммуникационной инфраструктуры. Технология проектирования — подход к созданию информационной системы, характеризуемый такими компонентами, как методология, метод, средства. Типовое проектное решение — решение, представленное в виде проектной документации, включая программные модули, пригодное к многократному использованию. Универсальная услуга — обеспечение всеобщего доступа к информационно-коммуникационной инфраструктуре по приемлемой цене государственными или частными операторами вне зависимости от географического положения пользователя. Цифровая экономика — экономика, осуществляемая с помощью цифровых телекоммуникаций. Электронная библиотека — распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (текст, графика, аудио, видео и т.д.) через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде. Электронная торговля — торговля, осуществляемая с помощью электронного документооборота в Интернете. Электронная почта 1. Наиболее распространенное использование сетей. Это услуга, которая позволяет компьютерным пользователям посылать электронные сообщения друг другу. 2. Обмен сообщениями с помощью компьютера. Передача писем и сообщений с компьютера на компьютер через сеть. Электронная цифровая подпись — аналог собственноручной подписи физического лица, представленный как последовательность символов, полученная в результате криптографического преобразования электронных данных с использованием закрытого ключа ЭЦП. Позволяет пользователю открытого ключа установить целостность и неизменность этой информации, а также владельца закрытого ключа ЭЦП. Электронный бизнес (электронная коммерция, интернет-бизнес - синонимы) — понятие более широкое, чем электронная торговля, включающее наличие своего сайта в Интернете. Виртуального магазина, системы управления компанией, электронной рекламы, маркетинга, модели «бизнес для бизнеса» или «бизнес для потребителя». Эффективность системы — степень соответствия системы своему назначению. Различают экономическую и функциональную эффективность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|