Как получить средства для развития
Хранилище памяти Книга воспоминаний Раисы Мартыновой Национальному музею Удмуртии исполнилось 95 лет
Недавно Национальный музей Удмуртской Республики им. Кузебая Герда отметил 95-летие со дня основания. С утра в его здания - старинном Арсенале – прошли чтения, на которые были приглашены коллеги из нашей республики и многих городов России, а после обеда в зале заседаний Госсовета состоялось торжественное собрание.
История музея, который прежде назывался просто «краеведческим», – это имена его сотрудников и руководителей, каждый из которых прожил здесь часть своей жизни и может многое рассказать об этом периоде, это –и собранные раритеты, обозначающие вехи на календаре нашей республики. За эти годы накоплена коллекция из 2200 предметов, выставляемых в экспозициях и хранящихся в фондах.
Все музейщики сохраняют в памяти имя первого директора Андрея Филиппова; короткое, но яркое пребывание на руководящем посту легендарного удмуртского просветителя, поэта, этнографа Кузебая Герда, имя которого было присвоено этому ведущему учреждению культуры Удмуртии. В 2002 году был обретен высокий статус «Национального». С 1999 года его возглавляет Раиса Мартынова, которая начинала здесь в семидесятые годы младшим научным сотрудником. Об этом большом периоде существования сокровищницы памяти нашей республики она и рассказывает сегодня нашим читателям.
Первая выставка
- Раиса Федоровна, интересно узнать, что подвигло вас прийти на работу в музей – ведь специалистов такого профиля в республике не готовили раньше, не готовят и сейчас. - В юности я побывала в музее знаменитого русского художника Ивана Шишкина в Елабуге, который произвел на меня колоссальное впечатление. Восторг, удивление, потрясение - вот что я испытала. Так появилась мечта. В 1973 году сразу после окончания исторического факультета Удмуртского госуниерситета пришла в наш краеведческий. Татьяна Уракова, заместитель директора, «с порога» дала задание – подготовить экспозицию о восстановлении народного хозяйства и социальной сферы Удмуртии после Великой Отечественной войны. Построила экспозицию, а для этого надо было изучить тему, составить план, отобрать предметы из фонда, написать справку и текст для экскурсоводов, выбрать ударный экспонат.
- Что самое важное для музейщика, когда он готовит тематическую выставку? - Знание коллекции музея и постепенное собирание новых предметов. Без них мы как без рук. Знание предметной базы приходит постепенно, а с поиском нового мне всегда везло. Везло на встречи и общение с интересными людьми, которые охотно передавали свои архивы и исторические предметы.
Моим первым сбором стали материалы, переданные музею ижевчанином Александром Принцевым - фотография седеньких бабушек и дедушек, сидящих за школьными партами, которая давала картину периода ликвидации неграмотности в Удмуртии. От него же у нас одежда 30-х годов, документы. Позднее я тепло общалась с родственниками маршала Василия Чуйкова, который в молодости в 1918 году служил в Азинской дивизии; продвигавшего идею удмуртской автономии Иосифа Наговицына, Кузебая Герда, министра обороны СССР Дмитрия Устинова, маршала авиации дважды Героя Советского Союза Федора Фалалеева, вице-президента Академии наук руководителя строительства блюминга на «Ижстальзаводе» Ильи Целикова, генерального директора «Ижмаша» Ивана Белобородова, с знаменитым Михаилом Калашниковым и многими другими. Обширные именные коллекции этих людей и известных коллективов хранятся в наших фондах и участвуют в оформлении многих выставок. А всего за свою собирательскую деятельность я обработала и сдала в фонды более четырех тысяч музейных предметов.
- Не все семьи охотно отдают свои реликвии – ценные вещи и предметы. Вы знаете какой-то секрет, волшебное слово? - Наверное, люди чувствуют, когда ты искренне любишь свое дело. К тому же я не прерываю связи с дарителями после получения коллекций. Поздравляю их с праздниками, переписываюсь, и в конце концов мы оказываемся друзьями на всю жизнь. Я была так рада, когда некоторые из них приехали из Москвы на 95-летие музея.
С улицы Вадима Сивкова до Арсенала
- Где располагался музей, когда вы пришли сюда работать? - На улице Вадима Сивкова в бывшем доме священника Лятушевича. Но наши фонды росли, а дом Лятушевича стал тесен. Тогда же нам выделили левое крыло Арсенала, где начался ремонт. А в это время в остальной части здания еще находился цех №111 завода «Ижмаш». В 80-е годы мы получили еще одно временное помещение на улице Удмуртской. И только в 1994 году заехали в полностью освобожденный и отремонтированный Арсенал, который стал нашим постоянным достойным местом обитания. Это было удачное решение бывшего первого секретаря обкома КПСС Валерия Марисова, принятое с подачи министра культуры Анэтты Сидоровой. Лучшего варианта не сыскать! Центр города, старинное историческое здание, получившее вскоре статус памятника федерального значения, просторное помещение, где можно разместить все наши фонды и построить постоянную экспозицию, показывающую историю, природу и сегодняшний день Удмуртской Республики.
Осваивала здание тогдашний директор Тамара Алексеевна Шилова: надо было закупить километры тканей для штор, приобрести стулья, столы и прочее. А я была у нее заместителем. Моя задача – подготовить проект и научную концепцию для будущей постоянной экспозиции, что я и сделала.
Как получить средства для развития - Все девяностые годы до начала нового столетия мы работали на временных выставках. - Но музей – это, в первую очередь, постоянная выставка, этим он отличается от выставочного зала. - Финансирование в 90-е годы, времена лихие и тяжелые, было ограниченным. Освоение началось, когда я стала директором. Появилась федеральная целевая программа «Культура России» и благодаря ей началось строительство постоянных экспозиций. Первая была посвящена периоду с древней истории до начала двадцатого века. В 2005 году она была открыта. За эту выставку авторы, в том числе и я, были удостоены звания лауреатов Государственной премии Удмуртии. В нее вошли оформление залов «Археология», «Мы - удмурты» и «Когда начинались заводы».
- Трудно было войти в программу? - Готовим заявки и сопровождающие документы в программу «Культура России» ежегодно и получаем ежегодно по два миллиона рублей.. Именно на эти средства была открыта в сентябре этого года постоянная выставка «Природа Удмуртии». Это я сегодня так легко говорю – «была открыта», но сделать постоянную экспозицию – дело очень сложное во всех отношениях. Так, «Природу» мы готовили восемь лет – в нее также частично вложилось Министерство культуры и туризма Удмуртии - спасибо министру Владимиру Соловьеву. -Культура - дорогое удовольствие, а ее развитие – осознанное требование духовно развитого общества. Где-то это понимают, где-то – нет. Многие руководители учреждений культуры не решаются выходить на грантовые конкурсы, на федеральные программы, пребывая в состоянии застоя. А вы решились. Подскажите, какой путь надо пройти, чтобы получать дополнительное финансирование из федеральных средств – это может помочь другим. - Программ сейчас много – например, по безопасности, и мы готовим сразу несколько заявок. Потом надо защитить их в Министерстве культуры России. И не просто ждать результата, а ездить туда постоянно, проверять, как идет процесс, устанавливать с сотрудниками министерства дипломатические отношения. И вот – средства пошли. Но денег часто не хватает, значит – привлекаем дополнительно спонсоров. Так, для покупки археологической коллекции автор экспозиции «Клад ювелира» Таисия Ивановна Останина привлекла директора бутика «Леонардо». Нам помогали «Удмуртнефть», ижевская мэрия, Министерство национальной политики и другие. Огромное все м спасибо.
Отдельно скажу о грантовой деятельности, которой занималась заместитель директора Марина Рупасова и я. Мной были выиграны два международных финских гранта. На средства первого проведена передвижная финно-угорская выставка «Музейный триптих», которая объездила всю Россию. В его рамках наши сотрудники стажировались в Хельсинки, выпущен альбом. Второй был назван «Корни твои».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|