Характеристика системы специального образования
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Важно своевременно выявить причины возникновения отклонений в развитии, понять сущность произошедших в организме нарушений, особенности развития ребенка с отклонениями в деятельности поврежденных органов, определять обходные (компенсаторные) пути развития ребенка на основе сохраненных органов, построить специальную педагогическую систематику и педагогическую классификацию, внутри которой квалифицированно вести профилактическую работу по предупреждению нарушений в развитии психологическими и педагогическими средствами. На выполнение врачебного постулата: «Лечить не болезнь, а больного» и направлена работа специальной психологии и педагогики по решению вопросов абилитации и реабилитации, оздоровления, коррекции, компенсации, медико-педагогической поддержки и сопровождения не только самого ребенка, но и его семьи. В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием при условии согласия родителей; по заключению (или по рекомендации) психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). При этих условиях ребенок может быть переведен внутри специальной школы в классы для умственной отсталости только после 1-го года обучения в ней. В специальных школах могут быть созданы классы или группы для детей со сложной структурой дефекта, с выраженными нарушениями в умственном развитии, с другими нарушениями. Такие классы могут быть организованы по решению педсовета школы. Ученик специальной школы может быть переведен в общеобразовательную школу с согласия родителей и по решению ПМПК, если в школе есть условия для интегрированного обучения: 1) осуществляется охранительный режим (соответствующие специалисты осуществляют медицинское и психологическое сопровождение);
2) социальной адаптации и интеграции способствует социальный педагог; 3) осуществляется трудовое воспитание и профессиональная подготовка. Характеристика системы специального образования До недавнего времени выделялась категория необучаемых детей – дети с тяжелыми формами умственной отсталости, осложненной другими недостатками в развитии. В настоящее время таких детей и подростков в нашей стране около 32 тыс. Сегодня доказано, что при систематической и квалифицированной коррекционно-педагогической работе эти дети поддаются обучению – самообслуживанию, гигиене, социальному поведению и т. д. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола, особенно в городах (55 %). Ведущая возрастная группа – с 8 до 13 лет. Выявление связано с началом школьного обучения. Характеристика специальных (коррекционных) школ 1 вид специальных школ: для глухих детей. Здесь образовательный процесс организован следующим образом: - начальное общее образование осуществляется в течение 5–6 лет (6–7 лет, если есть подготовительный класс); - полное среднее общее образование – 2 года, но осуществляется как вечерняя школа. В 1 класс принимаются дети с 7 лет, количество не более 6 человек, в класс со сложной структурой – не более 5 человек. Учебная деятельность направлена на формирование и развитие устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе, умения использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и умозрительно с использованием звукоусилительной аппаратуры. 2 вид специальных школ: для слабослышащих, имеющих частичную потерю слуха и различное недоразвитие речи, поздно оглохших, оглохших в раннем школьном возрасте и сохранивших самостоятельную речь.
В таких школах существует два отделения: для детей с легким недоразвитием речи и с глубоким недоразвитием речи. Из 1 отделения в другое переходят с согласия родителей и ПМПК. Принимают с 7 лет, если посещали детский сад – то в подготовительный класс. Наполняемость классов: 1 отделение – до 10 человек, 2 отделение – до 7 человек. Образование осуществляется в 3 ступени: начальное общее образование (4–5 лет; 5–6 лет или 6–7 лет), основное общее (6 лет в 1 и во 2 отделении) и среднее общее образование (2 года обучения и в первом, и во втором отделении). Используется звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, индивидуальные слуховые аппараты и фонетическая ритмика. 3 и 4 вид специальных школ (3 – незрячие, 4 – слабовидящие и поздно ослепшие). В школу 3 вида принимаются незрячие дети и имеющие остаточное зрение 0,04 диоптрия и ниже, и более высокой остротой зрения – до 0,08 при наличии сложных сочетаний нарушения зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В первый класс принимаются дети 6–7 и 8–9 лет. Наполняемость первых классов – до 8 человек. Общий срок обучения – 12 лет (общее полное среднее образование). Школы 4 вида – для слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 диоптрий на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При обучении учитываются зрительные функции: поле зрения, острота зрения вблизи, форма и течение патологии и т. д. 5 вид специальных школ: для детей с нарушениями речи. Здесь могут быть 1 или 2 отделения, в которые принимаются дети: - 1 отделение: с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, заиканием; - 2 отделение: с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи. В 1 класс принимаются дети с 7–9 лет. Подготовительные классы с 6–7 лет. Обучение 10–11 лет. Специальный речевой режим. 6 вид специальных школ: для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – ДЦП, врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата. Здесь образование имеет 3 ступени: - 1 – начальное общее (4–5 лет); - 2 – основное общее (6 лет); - 3 – среднее (2 года). 1 класс – с 7 лет. Подготовительный класс – с 6 лет. Количество – не более 10 человек. Комплексная коррекционная работа – двигательная сфера, речь и познавательная деятельность.
7 вид специальных школ: для детей с стойкими затруднениями в обучении, имеющих ЗПР. Здесь образование включает 2 ступени: - 1 – начальное общее (3–5 лет); - 2 – основное общее (5 лет). Варианты: а) принимаются только в подготовительный 1–2 класс; б) если ребенок учился в обычной школе с 7 лет, то принимают во 2 класс, а если с 6 лет – в 1 класс. Количество – не более 12 человек. Проводится диагностическое обучение. 8 вид специальных школ. Ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7–8 лет. Количество учеников в подготовительном классе не более 6–8 человек, в остальных – не более 12 человек. Могут создаваться классы для детей с глубокой УО (не более 5–6 человек). Дети принимаются в возрасте до 12 лет и обучаются до 18 лет. Комплектование таких классов проводится по трем уровням: 1) 6–9 лет; 2) 9-12 лет; 3) 13–18 лет. Не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Легкая степень УО. Сроки обучения 8 лет; 9 лет; 9 лет и программа профессиональной подготовки; 10 лет и профессиональная подготовка; 10 лет, если учитывается подготовительный класс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|