Сенсуалистический «имматериализм» (В. Н. Кузнецов)
Считая своей главной философской задачей разоблачение е и теоретический подрыв атеизма, Беркли усматривал его проявления во всех учениях, признававших объективное существование материи, причем не только в виде «субстанции», но и в виде совокупности материальных тел. Проявившееся у Беркли расширительное понимание «атеизма» и «материализма», которые он считал неразрывно связанными между собой было доведено до того, что, с его точки зрения, выражением «материализма» становилось даже библейское учение о шести днях творения Богом мироздания. Беркли призывал отказаться от буквального понимания этого учения, поскольку оно означало, что создаваемые Богом вещи существуют вне и независимо от человеческого сознания, представляют собой реальные тела, вызывающие ощущения в организмах животных, в том числе человеческих организмах, при воздействии на них. Беркли утверждал, что именно «на основе учения о материи, или телесной субстанции, воздвигнуты были все безбожные построения атеизма и отрицания религии». По выражению Беркли, «материальная субстанция» была во все времена «великим другом атеистов», и он был уверен, что если благодаря его философской критике «будет удален этот краеугольный камень», то все атеистическое «здание неминуемо развалится» и рухнут «все чудовищные системы», «все абсурдные учения презренных сект атеистов». При построении той части своей философии, которую Беркли назвал «системой имматериализма» (т. е. антиматериализма), он стремился опереться на локковскую теорию происхождения идей, существенно переосмысливая ее положения вплоть до придания им совсем иного, диаметрально противоположного мировоззренческого смысла. Прежде всего речь шла о понятии материи как «субстанции», поскольку, отмечал Беркли, словом «материя» философы обычно обозначают «некоторую протяженную, плотную, подвижную, недеятельную, немыслящую субстанцию». Если Локк девальвировал познавательную значимость понятия (идеи) «субстанция», поскольку считал ее предельно абстрактной и обозначающей неизвестную «подпору» для чувственных качеств, воспринимаемых в материальных телах, то Беркли с позиций крайнего номинализма, соединенного со столь же крайним сенсуализмом, утверждал, что в человеческом уме в действительности вовсе нет абстрактных идей, и он не может их образовывать. То, что считают «абстрактными» идеями, это в действительности лишь «общие» идеи, являющиеся «репрезентацией» в чем-то сходных единичных предметов мысли. Этот тезис Беркли иллюстрировал следующими примерами: если при произнесении слова «треугольник» пытаться вызвать в сознании его чувственный образ, то появятся образы самых различных по величине и форме треугольников, какие могут существовать и какие «репрезентирует» упомянутое слово, — подобно тому, как избираемый в парламент депутат представляет всех жителей своего округа, не становясь из-за этого неким «об-щечеловеком», а сохраняя свою индивидуальность, отличающую его как личность от других жителей этого округа. Так, по Беркли, обстоит дело и со словами «материальная субстанция» или просто «материя»: при попытке иметь в сознании их чувственный образ, в нем появляется множество образов всевозможных вещей, считающихся материальными телами. Поэтому, заявлял Беркли, надо признать «материальную субстанцию» несуществующей и перенести философский анализ на то, что именуется «материальным телом».
Исходным пунктом берклиевского анализа было утверждение Локка, что идеи таких «тел» являются сложными, и что они образованы умом посредством соединения простых идей ощущаемых качеств, постоянная сопряженность которых в человеческом восприятии относит их к той или иной «единичной сущности». Обращаясь затем к локковскому разделению качеств на первичные и вторичные, Беркли заявлял, что при этом вторичные качества понимались как чисто субъективные: «Те, кто утверждает, что форма, движение и прочие первичные или первоначальные качества существуют вне духа в немыслящих субстанциях (телах, вещах, предметах), признают вместе с тем, что это не относится к цветам, звукам, теплу, холоду и тому подобным вторичным качествам, которые они считают ощущениями, существующими лишь в человеческом духе и зависящими от различия в величине, строении и движении мельчайших частиц материи. Они считают это несомненной истиной...».
Далее Беркли обращал внимание на то, что в чувственном представлении о любом физическом теле (вещи) его так называемые «первичные» качества выступают слитно с «вторичными» качествами. Беркли подчеркивал, что, например, от ягоды вишни не останется ничего реального, если исключить из представления о ней такие «вторичные» качества, как красно-розовую окраску, сладко-терпкий вкус и т. п. Эта слитность двух видов качеств в чувственно воспринимаемом теле трактовалась Беркли как свидетельство того, что и «первичные» качества чисто субъективны, т. е. существуют лишь в сознании, «духе», воспринимающего субъекта. «Если, — писал Беркли, — достоверно, что первичные качества неразрывно связаны с другими ощущаемыми качествами, от которых они не могут быть даже мысленно отвлечены, то отсюда ясно следует, что они существуют лишь в духе... Что касается меня, то для меня очевидно, что не в моей власти образовать идею протяженного и движущегося тела без снабжения его некоторым цветом или другим ощущаемым качеством, о котором признано, что оно существует лишь в духе». Вслед за античными скептиками Беркли указывал и на то, что при чувственном восприятии так называемых «первичных» качеств они оказываются сильно изменяющимися в зависимости от состояния воспринимающего субъекта, его положения в отношении того, что считается объектами. Так, с удалением от некоего зеленеющего и цветущего дерева его зрительный образ уменьшается, обесцвечивается, теряет четкость очертаний, сливается в точку, которая затем сходит на нет. То, что вблизи представляется квадратным или круглым, при удалении от него деформируется и вовсе стушевывается. А то, что представлялось быстро движущимся, воспринимается при отдалении от него как движущееся все медленнее и, наконец, как застывающее на месте. Значит, заключал Беркли, «протяжение, форма и движение», понимавшиеся Локком как качества, объективно присущие телам, «должны находиться там же, где и прочие ощущаемые качества, т. е. в духе и нигде более».
Беркли постоянно напоминал, что, согласно Локку, именно идеи, а не отличные от них вещи (тела) являются непосредственными объектами человеческого ума. А тот путь, который Локк прочерчивал от «идей» к «вещам» как «прообразам» идей, был представлен Беркли как неубедительный. В итоге Беркли приходил к выводу, что существование «вещей» растворяется в существовании их «идей». Это значит, что «немыслящие вещи», называемые «телами», существуют лишь в чувственных восприятиях («идеях») людей, в их сознании, их «духе». «Esse» (существование) таких вещей, есть, по Беркли, «percipi» (воспринимаемость), и «невозможно, чтобы они имели какое-либо существование вне духов» как «воспринимающих их мыслящих вещей». Из всего этого следовала, заключал Беркли, «невозможность существования такой вещи, как внешний предмет», называемый материальным «телом». В «Трех разговорах...» их простодушному участнику Гиласу позволялось продолжать пользоваться привычными для него словами «вещи» и «материя», но при условии, что он не будет более считать «вещи» и «материю» имеющими «абсолютное», т. е. объективное, существование. Вуалируя мировоззренческую суть своего «имматериализма», чтобы сделать его приемлемым для широкого общественного сознания, Беркли устами мудрого Филонуса заявлял: «Я не за превращение вещей в идеи, а скорее идей — в вещи; те непосредственные объекты восприятия, которые, по-своему, являются только отображениями вещей, я считаю самими реальными вещами». Но декларированное Беркли «превращение идей в вещи» оказывалось при условии отрицания «абсолютного» существования последних равнозначным ранее провозглашенному «имматериалистическому» выводу о существовании «вещей» лишь в человеческих восприятиях. Важным аспектом этого вывода было подчеркивание Беркли того, что следует отказаться от свойственного людям «реалистического» убеждения, что вещи «отображаются» в человеческом сознании. Философы XVIII в. сочли берклиевский «имматериализм» новой, ранее не существовавшей формой «идеализма», которая впоследствии была названа «субъективной».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|