Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детские образовательные парки как средство развития профессионального самоопределения детей раннего возраста.

Актуальность исследования. В настоящее время в России возрос интерес к дошкольному образованию. Особый интерес представляет раннее выявление детской одаренности. Поэтому министерство образования Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив (АСИ) и многие другие, поставили задачу создать и развить многоуровневую систему внешкольного образования, которое начинается с дошкольного возраста. Внешкольное образование должно быть способно развивать самые разнообразные профессиональные направления, так как сегодня успешность в профессиональной деятельности является одним из самых основательных критериев жизни.

Если сравнить как активно в отечественную систему образования, внедряются новые модели общего образования, такие как разнопрофильные школы, лицеи, гимназии и т.д. То обращая внимание на модели дошкольного образования, согласно Приказа Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22946), существуют следующие:

1.детский сад

2.детский сад для детей раннего возраста

3.детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного)

4.детский сад присмотра и оздоровления

5.детский сад компенсирующего вида

6.детский сад комбинированного вида

7.детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников

8.центр развития ребенка - детский сад

Известно, что дошкольное образование не готово или не может в полной мере познакомить детей с профессиональными деятельностями взрослых, и тем самым помочь профессионально самоопределиться каждому ребёнку самостоятельно.

Важно понимать, что образование по определённому профилю, который будет избран при поступлении в школу, оставляет отпечаток той системы требований, которые установлены в конкретном учебном заведении. В связи с этим сегодня становится необходимо задуматься над вопросом о выборе профиля обучения для ребенка на этапе дошкольного образования. Поэтому требуется проект готовый помочь решить эту проблему.

Сейчас на территории России создаются уникальные образовательные пространства – парки дошкольного развития. В них создается среда ускоренного развития, где детей знакомят с разнопрофильными профессиями, используя инновационные подходы.

 

Научная разработанность проблемы исследования. О необходимости изучения в дошкольном возрасте профессионального самоопределения свидетельствуют работы Э.Ф. Зеер, Е.А. Климова, В.П. Кондрашова, Н.С. Пряжникова, В.И. Тютюнник и др.

 

Самая известная периодизация развития человека как субъекта труда в России создана Е. А. Климовым. Теория заключалась в том, что ролевые игры в возрасте от 3 до 6-8 лет, является способом изучения человеческой деятельностью, и первым знакомством с определенными специальностями.

Очень правильно определил важность для дошкольников «трудовых проб» Э.Ф. Зеер – «эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых». Таким образом, благодаря профессионально-ролевым играм, дети учатся различать профессии.

Н.С.Пряжников по-иному рассуждает о ранней детской консультации - «это, скорее, консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей, это консультация по формированию положительного отношения к труду, а также выбору кружка или спецшколы».

 

Проблемы профессиональной ориентации, экономического образования и воспитания решаются на философском (Г.С.Глизерман, А.Г.Здравомыслов, B.П.Тугаринов, В.А.Ядов), социологическом (Л.П.Буева, С.Г.Струмиллин), психологическом (Л.И.Божович, В.А.Крутецкий, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов) и др.

В педагогике и психологии проблема профессионального самоопределения рассматривается в трудах В.А.Бодрова, Л.И.Божович, Е.М. Борисовой, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А.В.Мордовской, О.Г.Носковой, В.А.Полякова, М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко, Н.А.Томина, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой, И.Г.Шамсутдиновой, В.Ю.Шегуровой и др.

С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев определили уровень отношения детей старшего дошкольного возраста (3-6 лет) к профессии как «эмоционально-образный,…когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру - людям труда»[1].

Противоречия. В современном мире в решении профориентационных задач особая роль отводится дошкольному образованию, так как именно с этого периода личность ребенка становится сенситивна. С таким аргументом согласна доктор психологических наук М.И. Лисина, подтверждая тем, что именно в дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение ребенка 6-7 лет со взрослым имеет важное значение для формирования личности ребенка. В этот период не только устанавливаются нормы и правила поведения, развивается самосознание и самоконтроль, но и открывается способность различать роли взрослых. Попытки проиграть действия окружающих, является основой для развития профессионального самосознания[2].

За пределами Российской Федерации появились новые инновационные подходы к дополнительному образованию, а именно развлекательно-образовательные парки, где предоставляется возможность детям, в игровой форме, познакомится с различными профессиями. Первопроходец формата — компания KidZania. В России первые проекты парков профессий стали появляться с 2011 года. В Санкт-Петербурге был запущен проект «КидБург», несколько позже — московский «Мастерславль». Движение перекинулось в регионы. В Краснодаре открылся «Минополис» (по австрийской франшизе), в Челябинске — «ЧадоГрад», в Казани — «Кид Спэйс», в Вологде — «Кидстан», в Екатеринбурге — «Фэнтези Град»[3]. Созданные новые условия для образования становятся востребованными.

В 2015 году директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский, что «сегодня система дополнительного образования, к сожалению, не является инструментом подготовки детей и подростков к участию в будущем технологическом прорыве России. Мы предлагаем создать современные аналоги дворцов пионеров, целью которых будет развитие таланта в каждом ребенке».

Проблема исследования. С июня 2015 принята «Новая модель системы дополнительного образования детей»[4], которая должна будет решить проблему подготовки детей к будущему технологическому прорыву, т.к. программ научно-технической направленности всего 4%. Поэтому требуется развитие инфрастуктуры дополнительного образования. Эту проблему могут решить современные аналоги дворцов пионеров – центры, созданные на основе государственно-частного партнерства, цель которых развитие каждого ребенка индивидуально. Планируется, что в центрах для детей будут представлены программы отраслевой профориентации, образовательные программы, прививающие компетенции «завтрашнего дня», обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы. Ядром центров должны станут интерактивные музеи.

Цель исследования. Изучить процесс получения ранней профориентации у детей дошкольного возраста в технопарках России.

Объект исследования. Дети дошкольного возраста.

Предмет исследования. Выявление знаний и умений у детей во время занятий в технопарках.

Гипотеза исследования. Технопарки станут главными центрами профориентации для детей по всей стране, благодаря инновационным подходам и гибкости.

Задачи исследования:

1) рассмотреть состояние дошкольной профориентации в дополнительном образовании России;

2) показать процесс диагностики профессиональной направленности воспитанника в дошкольном учреждении;

3) охарактеризовать развитие познавательных способностей детей в процессе работы технопарков в сравнении с дошкольными учреждениями по ранней профориентации;

4) определить условия эффективного развития познавательных и творческих способностей воспитанников средствами ранней профессиональной ориентации.

Методологические и теоретические основы нашего исследования составляют работы по психолого-педагогическому обоснованию воспитания и развития детей-дошкольников (J1.A. Венгер, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович и др.) и по теории игры (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е. В. Зворыгина, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др.); личностно-ориентированный подход, разработанный В. А. Петровским, В. В, Давыдовым, И.С. Якиманской; модульный подход, разработанный Л.Г. Вяткиным; правила образования, введения и использования дидактических понятий и определений, сформулированные Г.И. Железовской; психологические основы профессионализма А. К. Марковой; базовые принципы трудового и профессионального самоопределения, разработанные Е.А.Климовым, И.С. Пряжниковым, В.И. Тюгюнником, и др. Методы исследования. Исходя из основных принципов - принципа совокупности методов исследования и принципа адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен, для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы теоретические и эмпирические методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта по исследуемой проблеме; эмпирические методы - естественный локальный эксперимент с двумя группами испытуемых (экспериментальная и контрольная группы); метод опосредованных дискретных лонгитюдных наблюдений с открытых позиций, совмещенный с методом поперечных срезов с письменной регистрацией наблюдений и видеозаписями; опросные методы: беседа, анкетирование, тестирование с использованием специального дифференциально-диагностического опросника (по типу ДЦО Е.А. Климова); моделирование; методы математической обработки данных и д.р.

Этапы исследования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального психолого-педагогического исследования, которое проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап - теоретико-поисковый - выбор концептуального аппарата, определение гипотезы, цели и задач исследования, изучение философской, психолого-педагогической литературы по сформулированной проблеме.

Второй этап - методический

 

Третий этап - экспериментально-поисковый - проведение констатирующего и формирующего экспериментов, обработка и сопроводительный анализ эмпирического материала, проверка в ходе эксперимента основных положений гипотезы.

Четвертый этап - аналитический

Опытно-экспериментальной базой для проведения исследования были дети старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом, методологической аргументированностью исходных теоретических положений; научно обоснованной логикой исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты наблюдений, адекватностью выбора психолого-педагогических методов исследования; обработкой результатов математическими методами статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Осуществлялись путём публикации статей по теме научного исследования и обсуждения его хода и результатов на заседаниях кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин Московского педагогического государственного университета.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы педагогами, воспитателями, родителями и другими окружающими ребенка взрослыми с целью организации развивающих возможностей педагогической среды дошкольника, а также при подготовке и профессиональной переподготовке специалистов системы педагогического образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

 


 

 


[1] С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. Материалы курса "Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении" педагогический университет "Первое сентября". 2006.

[2] http://www.briefeducation.ru/brieds-482-1.html

[3] БИЗНЕС-ЖУРНАЛ СЕНТЯБРЬ №9 2015 С. 44-48

[4] www.asi.ru/news/37030

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...