Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи и элементы психологического анализа деятельности




Общие сведения о деятельности

Определение деятельности как базовой категории психологии

Категория деятельности характеризует психику человека со стороны его повседневного бытия. Деятельность не аддитивна относительно своих составляющих, т. е. не является их простой суммой. Она имеет системное строение: внутренние взаимосвязи, иерархию, динамику. Деятельность - высшая, сознательно регулируемая (активная) форма взаимодействия с окружающей средой (социальной и материальной), в процессе которого человек творчески преобразует мир, а также познает свое место в этом мире. Творческий характер деятельности состоит в том, что:

· в ней продуктивное (созидательное) начало преобладает над потребительским (человек нацелен на созидание, а не только на потребление);

· она непрерывно расширяет пределы возможностей человека, преодолевая его природные ограничения (физические, интеллектуальные).

В деятельности различают:

· субъект деятельности - человек, ее осуществляющий;

· объект деятельности - фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта (например, учебный процесс в вузе);

· предмет деятельности — то, чего деятельность непосредственно касается (например, в учебной деятельности это знания, умения и навыки).

Виды деятельности

Виды деятельности разнообразны и трудно поддаются детальной классификации. На макроуровне же каждый индивид оказывается включенным в три вида: игру, учение и труд.

Игра направлена не на производство конкретного продукта, а на решение некоторой задачи в искусственно создаваемой ситуации. Различают игры:

· индивидуальные и групповые (по числу участников);

· предметные и сюжетные (в основу положены либо предметы, либо сценарии);

· ролевые (поведение индивида обусловлено той ролью, которую он принимает на себя);

· игры с правилами (поведение индивида определяется системой жестких правил).

Учение направлено на систематическое приобретение:

•знаний (получение информации об окружающих предметах и явлениях);

•навыков (усвоение приемов, входящих в состав основных видов деятельности);

•умений (овладение способами использования знании и навыков в соответствии с целями деятельности).

Учение как процесс, направленный на усвоение конкретных знаний, навыков и умений в рамках какого-то конкретного вида деятельности, называется обучением. Обучение с точки зрения развития личностных качеств называют воспитанием.

Труд направлен на производство общественно полезного продукта для удовлетворения потребностей человека. Трудовая деятельность возможна только в сотрудничестве с другими людьми. Труд ученого, размышляющего в тишине своего кабинета над научной проблемой, не отделен от труда предшествующих поколений и современников. Основой таких размышлений служат те знания, которые созданы до него.

Общие характеристики деятельности

Не всякая активность индивида или групп может быть отнесена к категории деятельности. Обязательными характеристиками деятельности являются:

· социальная обусловленность (деятельность — это продукт общественно-исторического развития);

· целенаправленность (сознательно выбранные цели);

· плановость (все составляющие деятельности подчинены определенной системе и осуществляются по осмысленному плану);

· предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры в соответствии с выработанными в обществе способами и нормами действий);

· субъектность (обусловленность личностными характеристиками).

В психологии имеется понятие ведущего вида деятельности. (Речь идет не о той деятельности, которой более всего занят индивид.) Это тот вид деятельности, который определяет важнейшие характеристики психики человека, относящиеся к его познавательным процессам, состояниям и свойствам личности. Так, например, в рамках трех основных видов ведущим видом деятельности может быть игра (для дошкольника), учение (для школьника), труд (для более зрелого возраста).

Следует различать понятия «деятельность», «поведение» и «поступок».

Поступок - это действие с явным социальным смыслом.

Поведение - внешнее проявление психической деятельности. (Например, это поза во время разговора с деловым партнером, серия асоциальных поступков.) В отличие от деятельности поведение человека не обязательно совершается целенаправленно и может не преследовать конкретных целей, например создания конечного продукта. Поведение может быть спонтанным и хаотичным. Деятельность же всегда имеет организационные рамки.

Психологический анализ деятельности

Задачи и элементы психологического анализа деятельности

Основные задачи психологического анализа деятельности состоят в познании роли психики человека в его деятельности, а также влияния деятельности на психику и личностные характеристики индивида.

При анализе деятельности придерживаются трех взаимосвязанных методологических подходов:

· генетического, требующего в качестве исходной позиции выбирать обусловленность деятельности социальной составляющей;

· структурно-функциональною, предполагающего разложение реальной деятельности на отдельные составляющие, специфические «единицы» анализа;

· динамического, предусматривающего изучение деятельности с позиций ее развития.

В качестве основных единиц анализа деятельности принимаются действия, операции и психофизиологические функции.

- Действие - элемент деятельности, направленный на решение простой текущей задачи, которая имеет достаточно самостоятельную цель, частную относительно самой деятельности. Цель здесь выступает как желаемый результат действия (например, выключение телевизора). Для действия характерны:

- неразрывная связь с сознанием (в форме постановки и удержания цели);

- активность как свойство самого субъекта (в отличие от «реактивности» как свойства воздействующего на него стимула);

- предметность (направленность на изменение состояний или свойств внешнего предметного мира).

Различают сенсорные, волевые, моторные, мыслительные действия.

- Операция - конкретный способ выполнения действия. Каждое действие может быть выполнено несколькими типами операций. Выбор той или иной операции определяется конкретной ситуацией и индивидуальными особенностями субъекта деятельности. Например, запоминание цифровой информации можно осуществить либо разложением ее на отдельные части, либо использованием каких-либо мнемонических правил или ассоциаций.

Операции могут быть реализованы на уровне слабой осознанности в виде автоматических действий и навыков. Это возможно после продолжительных тренировок. Операции и действия могут легко трансформироваться друг в друга. Это затрудняет их различение. Основным отличительным признаком действия является его обязательная осознанность.

Психофизиологические функции обеспечивают и предпосылки для реализации психических процессов, и средства деятельности. Это осуществляется на основе генетически обусловленных физиологических механизмов. Без «патронажа» психофизиологических функций невозможны моторные действия, ощущения и др. Например, разрушение врожденной мнемонической функции (корсаковский синдром) исключает возможность запоминания любых событий.

В проблеме деятельности до сих пор не преодолено противопоставление психологии и физиологии. Разумное разрешение этого позиционного конфликта состоит в признании двух истин:

• психическое и физиологическое представляют собой одну и ту же рефлекторную активность, изучаемую в различных аспектах;

• психологическое изучение есть логическое продолжение физиологического.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...