Государственная организация восточных славян в IХ — ХI вв.
Что нужно рассказать: Предпосылки появления государственности у восточных славян. Племенные княжения. Объединение восточнославянских союзов племен под властью киевских князей. Вопрос о роли варягов (скандинавов) в создании Древнерусского государства. Функции князя. Административно-территориальное устройство Киевской Руси и местное управление. (Первыми известными с 11 в. административно-территориальными единицами были волости. В Древней Руси термин «волость» обозначал всю территорию земли (княжества), затем самостоятельный удел и, наконец, селение, подчиненное городу) Правовое положение социальных групп. «Русская правда». Причины формирования государственности: · Развитие земледелия и животноводства, ремесла и торговли, рост городов. · Славянизация края. · Необходимость обороны. До создания Древнерусского государства существовал ряд самостоятельных местных княжеств. Местные княжения представляли собой начальную форму государственности на Руси, или протогосударства. Местные княжения платили дань варягам (скандинавов). История Древнерусского государства начинается с 862 г. Летописные предания о приглашении варягов на Русь стало поводом для норманнской теории, согласно которой варяги являются основателями Древнерусского государства. В 882 г. Олег вместе с варягами совершил поход на юг, взял Смоленск, Любеч и дошел до Киева, где правил Аскольд и Дир. Олег их убил и сделал Киев столицей объединенного государства. Олег подчинил себе племена и обложил их данью. В 907 г. Олег совершил успешный поход в Византию. После смерти Олега киевским князем стал Игорь. В 941 и 944 годах он повтори походы на Византию. Пал от руки древлян, когда они были недовольны данью. Его жена, княгиня Ольга, отомстила древлянам.
Сын Игоря Святослав правил до 972 г. В результате походов Святослава на восток Киев подчинил себе вятичей. Владимир Красное Солнышко завершил подчинение Киевом восточнославянских земель, посадил своих 12 сыновей в городах восточных славян, ввел христианство. В IX-X вв. дофеодальный период общественного строя у восточных славян закончился, сформировалась государственная и хозяйственная система Древнерусского государства переходного типа, феодального в своей основе. Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом - вече (от старославянского "вет" - совет), выросшим из традиции племенных сходов. Постепенно оно приобретало все более формализованные черты: заранее подготовленная "повестка дня", предварительный подбор кандидатов на выборные должности, организационные начала в руках старейшин ("старцев градских") и т. д. Состав вече был довольно демократичным. Все взрослое (мужское) свободное (правоспособное) население города (посада) и прилегающих поселений (слобод) шумным одобрением или возражением принимало большинством голосов важнейшие решения при участии, а порой и под руководством знати. Дружина, возглавляемая князем, состояла из опытных воинов (мужей) и составляла старшую, "большую", "переднюю" дружину, в значительной степени определявшую политику князя. Младшая дружина была представлена отроками, детьми боярскими. Военные походы, управление государством, личные потребности княжеского двора и его дружины требовали значительных средств. Существенный вклад в эти поступления вносила система дани, налогов. Ключом к пониманию социально-экономического и общественного строя Древнерусского государства может служить полюдье.
В дальнейшем внеэкономические формы эксплуатации (дань, полюдье) начали уступать место экономическим, основанным на праве собственности. Складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин. Сложившееся таким образом государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоит князь, во многом зависимый от дружины (нет дружины - нет дани, нет власти). Раннефеодальная монархия существует еще параллельно с институтами общинного самоуправления. Власть внутри общины принадлежит совету старейшин, и княжеская власть - власть государственная - носит по отношению к общине внешний характер, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь общины. Верили славяне в добрых и злых духов, духов лесов, рек, жилищ Князь Владимир Святославич предпринял попытку реформировать язычество и создать из множества языческих божеств в разных концах государства единый пантеон. Однако попытка объединить различные верования и божества и превратить язычество в государственную религию была неудачной. В целях укрепления своей власти Владимир в 988-989 гг. провел вторую религиозную реформу. Принятие христианства, усилившее великокняжескую власть, способствовало развитию государственности, феодальной идеологии, культуры. Княжеская власть обретала божественное происхождение. Во главе православной церкви стоял митрополит, первоначально назначавшийся из Византии. Князь Ярослав Мудрый способствовал избранию первого митрополита из русских. Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы. Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, сохранившиеся со времен первобытности. Наиболее крупным памятником, подлинным сводом древнерусского права, широко отразившим особенности политического и социально-экономического строя Древнерусского государства, является Русская Правда. Документ действовал до XV в. и состоял из: · отдельных норм Закона русского; · Древнейшей Правды, или Правды Ярослава; · Дополнения к Правде Ярослава (положения о сборщиках судебных штрафов) и пр.; · Правды Ярославичей (Правды Русской земли, утвержденной сыновьями Ярослава Мудрого);
· Устава Владимира Мономаха, включавшего Устав о резах (процентах), Устав о закупах и др.; · Пространной Русской Правды. Первоначальный текст Русской Правды не сохранился, и до нас дошло более ста списков этого документа, включающего три основные редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакция (Краткая Правда), подготовленная не позднее 1054 г., представляет собой древнейшую редакцию и состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного, Урока мостников. С именем Владимира Мономаха связана Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и включившая Суд Ярослава, и Устав Владимира Мономаха. Переработанная Пространная Правда в середине XV в. получила наименование Сокращенной редакции. Закон предусматривал неравноправие людей, относящихся к разным социальным группам (дружинники, феодалы, сельские общинники, челядь). Наряду со свободными смердами Русская Правда упоминает зависимых людей - закупов, рядовичей и др., обладавших своим хозяйством, но попавших по тем или иным причинам в частичную зависимость от феодала и работавших на вотчинных землях. Так, в Пространной Правде содержится Устав о закупах. Полный холоп, или "невольничья челядь", не обладал никакой собственностью: все, чем он пользовался, принадлежало господину. Русская Правда вносила определенную регламентацию в источники холопства. Среди них -- самопродажа в рабство одного человека или всей семьи, женитьба на рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного человека при поступлении в услужение без специальной оговорки, совершение тяжкого преступления, бегство закупа от господина и др. Весьма дифференцировалась вира (штраф) за убийство или нанесение увечий. При Ярославе Мудром в его "Церковный устав" был введен законодательный акт, регулировавший взаимоотношения княжеской власти и церкви, а также права в области суда, сбора дани и пр. В начале XI в. им утверждается Русская Правда. Самого князя называют царем. Сыновья Ярослава Мудрого в XI в. существенно дополнили и изменили текст Русской Правды, создав так называемую Правду Ярославичей.
В Правде Ярославичей нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся также труд ремесленников. Есть упоминание и о торге (рынке), и о купеческой торговле. В 1097 г. в Любече князья собрались на съезд, желая прекратить междоусобицы и принять меры к охране русской земли от набегов половцев. Вводились новые правила организации власти на Руси. Каждый князь "держал отчину свою". Однако этот принцип не стал непреложным законом, усобицы продолжались. Князь Владимир Мономах, выделяясь государственностью в политике, силой воли и энергичной деятельностью, провел серьезную переработку Русской Правды. Были внесены дополнения и изменения, в частности, ограничивавшие произвол ростовщиков, определены три случая обращения бедняка в холопа, вводились меры по охране имущественных прав купечества. Ранее отмечалось, что им был введен Устав о закупах, регламентировавший кабально долговые и заемные отношения, отчасти ограждавший личные и имущественные интересы закупов, несколько снижены проценты, взимаемые ростовщиками с бедных горожан и пр. Сыновья князя размещались в качестве наместников в главных городах и платили отцу дань. Со смертью отца земли разделялись между сыновьями. Великий князь, будучи военачальником, возглавлял войско и водил его в бой. Решалась насущная проблема защиты окраин государства от степных кочевников. Кроме наследования и избрания нет других правомерных способов приобретения княжеской власти. "Князь ведал сношениями с другими князьями и государствами, заключал союзы и договоры, объявлял войну и заключал мир. Князь назначал всех чиновников, посадников, тиунов, тысяцких, мытников других. Князь судил лично и при помощи своих тиунов. После смерти князя Владимира усобицы возобновились между его сыновьями. Постепенно традиция родового наследования стала заменяться принципом отчинности, т. е. передачи престола от отца к сыну. Это, в свою очередь, вело к определенной отчужденности, разобщенности, недостаточной политической устойчивости государства. Княжеская администрация состояла из чиновников, которых можно разбить на две группы. К первой группе принадлежали чиновники, которые относились к органам государственного управления. Вторая группа состояла из личных слуг князя, исполнявших дворцовые обязанности, но в то же время имевших поручения по управлению княжеством. Во главе первой группы стояли посадники и тысяцкие.
Деятельность посадников и наместников опиралась на особый характер их службы, по которому они, считая себя обязывающими князя своего службою, смотрели на управляемый ими город или область как на законный, признаваемый и князем источник собственного дохода и благополучия. В вознаграждение за эти доходы они должны были представлять собою князя, то есть заботиться о его выгодах и интересах". Посадник заменял в городе или в целой области князя. Только в том городе, где жил князь, посадника не было. У посадников были свои отроки. Тысяцкий был начальником земского ополчения, так что подчиненный ему округ назывался тысячей. Этим чиновникам подчинялись печатники, таможенники, мытники и пр. Во второй группе важнейшие обязанности при княжеском дворе выполняли тиуны - слуги для самых разнообразных поручений по княжескому хозяйству; тиунам поручались и дела по управлению княжеством. С середины XII в. тиун огнищный, или главный ключник, часто назывался дворским, т. е. дворецким. С течением времени из княжих дворовых слуг вышло и еще несколько важных чиновников - ловчие, стольники, окольничие. Вече собиралось в городах для решения важных государственных дел и с усилением княжеской власти во второй половине XIII в. прекратило свое существование. Обычно в чрезвычайных случаях вече собирал сам князь, его поверенный или те, кто выступал против князя. Дружина князя играла наиболее значительную роль до начала XII в., когда почти все дружинники стали владельцами земли - вотчинниками. В XI-XII вв. усложняется структура государственного аппарата управления, формируемого из дружинников. В Киевской Руси во главе княжеского управления стоял совет при князе, составлявшийся из его бояр. Совет этот не носил постоянного названия; отдельное совещание-заседание этого совета иногда именовалось думой. Судебные органы еще не сложились, их функции осуществлял либо сам князь или представитель администрации, либо специальное должностное лицо - вирник и его помощники, проводившие сбор штрафов и пр. Судебными полномочиями обладали также церковные органы и феодалы-вотчинники. Таким образом, основными признаками становления Древнерусского государства стали: особая система органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; определенная территория, на которую распространялась юрисдикция данного государства. В IX-XII вв. сложилось Древнерусское государство - Киевская Русь - государство исторически переходного типа, как основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|